Особенный творческий путь Федерико Феллини — ключевого режиссера XX века

Школа MastersСобытия

Санкция на свободу

Сегодня исполняется 100 лет Федерико Феллини — автору «Сладкой жизни», «Ночей Кабирии», «Восьми с половиной». Об одном из ключевых режиссеров ХХ века — Алексей Гусев.

BFI

На закрытии Каннского фестиваля 1960 года председатель жюри Жорж Сименон объявил, что фильмы «Девичий источник» Бергмана и «Девушка» Бунюэля не получат призов, ибо они — «выше всех фестивальных оценок». Золотая пальмовая ветвь была тогда вручена фильму Федерико Феллини «Сладкая жизнь».

Три года спустя, незадолго до закрытия Московского фестиваля 1963 года, Никиту Хрущева оповестили, что на Главный приз идет какой-то модернистский итальянский фильм — «Восемь с половиной». Привезли копию генсеку на дачу, запустили пленку. Минут через двадцать раздался богатырский храп хозяина. Разбудить его никто не решился. Когда фильм закончился, Хрущев проснулся и резюмировал: «Хороший фильм. Советский рабочий может на нем выспаться после трудового дня». И приз вручили «Восьми с половиной».

Они оба были правы: и Сименон, и Хрущев. И даже, не ведая того, имели в виду примерно одно и то же.

Скажем, «Девичий источник» Бергмана — великий, конечно, фильм, но он еще и больше, чем фильм; он — про шанс на присутствие Бога. И «Девушка» Бунюэля — тоже больше, чем фильм; она — про возможность души в мире, утратившем иллюзию связности. Глупо и бездарно задаваться вопросом — кто, мол, «выше», Бергман или Феллини, и решение того каннского жюри — не об этом. Просто для Бергмана кино — инструмент описания человека, Бога и мира. Для Феллини же — того, по крайней мере, что как раз со «Сладкой жизни» и начался — оно не инструмент, но предмет описания. И описывает оно лишь само себя. В «Восьми с половиной» — создавая само себя на глазах у зрителей по ходу фильма, сцену за сценой, кадр за кадром. Ни один фильм Феллини не больше, чем фильм; кинематограф Феллини — и есть кинематограф как таковой. Вереница сцепившихся друг с другом образов, крутящаяся по кругу, который в будке киномеханика был катушкой с пленкой, а на экране воплотился в цирковую арену. Мелькание теней и масок, запечатленная в целлулоиде греза. На этих фильмах спишь, даже когда смотришь их. Можно, конечно, сказать, что это — чужие сны. Но ведь все сны — чужие. Не мы же их себе показываем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В защиту объективности критики: Колонка Алексея Гусева В защиту объективности критики: Колонка Алексея Гусева

Возможно, время ангажированности прошло?

Школа Masters
Михаил Сергачев: «Пока не могу осознать, что стал чемпионом НХЛ» Михаил Сергачев: «Пока не могу осознать, что стал чемпионом НХЛ»

Михаил Сергачев о самой памятной истории из чемпионской раздевалки

GQ
Семейный подряд: как Коэны, Вачовски и другие братья и сестры вместе снимают кино Семейный подряд: как Коэны, Вачовски и другие братья и сестры вместе снимают кино

Восемь творческих команд, которые вместе создают кино

Forbes
Путешествие по глухим закоулкам Мурманской области Путешествие по глухим закоулкам Мурманской области

Журналист провел 6 дней в самых глухих закоулках Мурманской области

СНОБ
Ислам Ислам

Краткая история от начала до наших дней

kiozk originals
Выйти из тени: почему начинающие предприниматели выбирают режим самозанятости Выйти из тени: почему начинающие предприниматели выбирают режим самозанятости

Преимущества режима самозанятых перед ИП

Inc.
Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров Карикатура вместо притчи: каким получился четвертый сезон «Фарго» про войну итальянских и темнокожих гангстеров

Рецензия на четвертый сезон сериала «Фарго»

Esquire
Пакет не нужен! Краткая история того, как в наших домах появились пакеты с пакетами Пакет не нужен! Краткая история того, как в наших домах появились пакеты с пакетами

История пакетов: от бумажных до пластиковых

Maxim
Секс-аддикция — диагноз или повод для гордости? Секс-аддикция — диагноз или повод для гордости?

Сексуальная аддикция как основа сюжета все чаще возникает в фильмах и литературе

СНОБ
Алкогений: Андрей Краско Алкогений: Андрей Краско

Зрители часто не отделяли Краско от его героев — пьяниц, ментов-бал­бесов

Maxim
Плакса, вакса, гуталин: как правильно ухаживать за обувью Плакса, вакса, гуталин: как правильно ухаживать за обувью

«Дайте девушке правильные туфли − и она сможет покорить мир!»

Cosmopolitan
«Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер» «Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер»

История процесса обновления бренда Сбербанка

Forbes
Делай, как Гвинет Пэлтроу Делай, как Гвинет Пэлтроу

Секрет стройности актрисы — комплекс упражнений

Худеем правильно
Как стать писателем: отрывок из «Рассказов о диковинках» Фигля-Мигля об авторском опыте Как стать писателем: отрывок из «Рассказов о диковинках» Фигля-Мигля об авторском опыте

Отрывок из сборника текстов Фигля-Мигля о писательстве, сюжете и письмах

Esquire
Найдены следы галактики, поглощенной Млечным Путем Найдены следы галактики, поглощенной Млечным Путем

Как крупные галактики пожирают карликовых сородичей?

Популярная механика
Нужно ли убивать отрасль возобновляемой энергетики Нужно ли убивать отрасль возобновляемой энергетики

Что будет с российским бизнесом из-за сокращения программы ветропарков

СНОБ
11 малоизвестных фактов о первой высадке человека на Луну 11 малоизвестных фактов о первой высадке человека на Луну

Во сколько обошелся полет “Аполлон-11”, как пахнет лунная пыль?

Популярная механика
4 причины, почему ты потерял мотивацию (и что с этим делать) 4 причины, почему ты потерял мотивацию (и что с этим делать)

Четыре наиболее распространенные причины утраты мотивации

Playboy
Красивый — не значит привлекательный? Красивый — не значит привлекательный?

Почему одни люди привлекательны, а другие нет

Psychologies
Немного прозрачности не повредит: зачем компании раскрывают количество запросов от властей Немного прозрачности не повредит: зачем компании раскрывают количество запросов от властей

Почему другим российским интернет-компаниям надо брать пример с «Яндекса»

Forbes
«Пластические операции меняют меня к лучшему» «Пластические операции меняют меня к лучшему»

Как эксперты комментируют желание изменять себя хирургическими способами?

Psychologies
«Маленький ублюдок» — спорткар, оставлявший вдов «Маленький ублюдок» — спорткар, оставлявший вдов

Страшноватая история прекрасного автомобиля Porsche 550 Spyder

Maxim
«Вместо того, чтобы учиться на ошибках, мы упорно в них вязнем» «Вместо того, чтобы учиться на ошибках, мы упорно в них вязнем»

Польский взгляд на польский исторический самообман

Огонёк
«Беременность – не приговор красивым формам» «Беременность – не приговор красивым формам»

Мама троих детей смогла похудеть на 17 кг и теперь учит этому других женщин

Худеем правильно
Дейв Франко о режиссерском дебюте, фильмах ужасов, слежке и страхах Дейв Франко о режиссерском дебюте, фильмах ужасов, слежке и страхах

Почему Дейв Франко стал режиссером и зачем снял хоррор об аренде жилья

GQ
Ледяные вершины Плутона образовались из-за высотной разницы в количестве метана Ледяные вершины Плутона образовались из-за высотной разницы в количестве метана

Механизм образования ледников на Плутоне в корне отличен от земного

N+1
Эксперты рассказали, как стать счастливым с точки зрения науки Эксперты рассказали, как стать счастливым с точки зрения науки

Ученые разгадали секрет счастья

Популярная механика
Как одеваются осенью самые стильные девушки Парижа — главные тренды Недели моды Как одеваются осенью самые стильные девушки Парижа — главные тренды Недели моды

Как на самом деле одеваются женщины во Франции?

Cosmopolitan
Пещера костей: самая странная археологическая находка Пещера костей: самая странная археологическая находка

Среди гротов Атапуэрки «Пещера костей» — самая зловещая

Популярная механика
Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией Биоинженеры научились управлять стволовыми клетками РНК-интерференцией

Для этого они создали липид-полимерные наночастицы, несущие siRNA

N+1
Открыть в приложении