Владимир Войнович глазами Дмитрия Быкова

ДилетантЗнаменитости

Владимир Войнович

1.

Сатирики оказываются бессмертными по двум причинам: либо непобедим бичуемый ими порок, либо уникальны их художественные заслуги. У Войновича, что в принципе для России не редкость, хорошо обстоят дела с обоими пунктами. Думаю, он сильно огорчился бы, узнав, что «Москва 2042» оказалась не столько романом-предупреждением, сколько хроникой; впрочем, почти все приметы зрелого путинизма он застал. Описанное в «Чонкине» — то есть бардак в сочетании с тотальным контролем — тоже никуда не делось, а главное — черты советского человека, запечатлённые в самой пронзительной и горькой его повести «Путём взаимной переписки», и в постсоветском человеке доминируют: то ли гвозди, забитые советской властью, засели очень глубоко, то ли дело не в советской власти.

Рискну сказать, что подлинный масштаб Войновича стал очевиден именно сейчас. Войновича называли и фельетонистом, и кощунником, и примитивным антисоветчиком, и подобные ярлыки на него клеили не только советские контрпропагандисты, но и товарищи по диссидентству. Но сегодня сердце успокаивается именно чтением Войновича; и нечто подсказывает мне, что в прекрасной России будущего — как называют все послепутинскую Россию, не соглашаясь, однако, в её описаниях, — его сатира отнюдь не утратит актуальности. В чём-то он угадал русский характер, самую его сердцевину; угадал не только его крайности — слезливую сентиментальность, беспричинную ярость, непрошибаемую апатию, — но и самую их нерасторжимую связь, тотальную взаимообусловленность. Это уж не говоря о собственно художественных достоинствах — изобразительной мощи, разнообразных речевых масках и удивительной способности произносить гомерически смешные вещи с простодушно серьёзными интонациями.

Войнович отличался редкой витальной мощью и до последних дней — он умер в 2018 году на 86-м году жизни — производил впечатление человека здорового, крепкого и задиристого. Как сказал в одном телеинтервью Виктор Шкловский, «надо считать себя не то чтобы бессмертным, но трудноубиваемым». Думаю, исток его бодрости был во внутреннем равновесии, в том редком душевном здоровье, которое достаётся в качестве награды людям, живущим в согласии с совестью. Очень многие под действием страха, пропаганды, общественного мнения, а то и просто инерции, которая многое в нашей жизни определяет, говорят что положено, действуют в рамках договорённостей, то есть реализуют классический русский девиз «Плюнь да поцелуй у злодея ручку». Войнович плевать хотел на все эти условности, не признавая скидок ни на временные трудности, ни на враждебное окружение, ни на то, что Россия такая страна и иначе не может, так что либо терпеть, либо уезжать. Согласитесь, огромное большинство сегодняшних инакомыслящих, обжёгшись на опыте шестидесятников и растеряв остатки иллюзий, готовы согласиться с теорией так называемого глубинного народа: Россия всегда была такой, сегодняшнее её положение не эксцесс, эксцесс был в девяностые, дайте нам 20 лет спокойного развития, а теперь ещё 20 лет спокойного развития, а потом бы ещё десяточку, чтобы уж окончательно вымерли те, кто помнит Россию другой… Войнович, вообще говоря, далеко не сразу занялся интеллектуальным трудом — был у него опыт военнослужащего, строителя, целинника, а потому общеинтеллигентской внушаемости и склонности заявлять «Именно в этом сермяжная правда» у него не было. Он не склонен был к русофобским заявлениям типа «Это наш национальный характер» или «С нами иначе нельзя». Если он видел глупость, подлость, ложь, стукачество или бездарность, он называл это не национальным характером, а вот этими самыми своими именами. Войнович как раз и обладал тем самым русским национальным характером, который наводит ужас на врагов и вызывает уважение у друзей; а терпилы и государственные подхалимы, равно как и гопники с мандатом на гопничество, перефразируя Пастернака, пусть не примазываются.

2.

Он родился в Сталинабаде в 1932 году, мать — учительница, еврейка, отец — русский с сербскими корнями, журналист, фронтовик, репрессированный в 1936-м, вышедший в начале 1941-го и тяжело раненный на фронте. После восьми классов Войнович поступил в ремесленное училище, работал столяром, три года служил в армии, работал в Москве на стройке, учился на истфаке пединститута имени Крупской, был младшим редактором отдела сатиры и юмора на радио, а в 1961 году напечатал в «Новом мире» повесть «Мы здесь живём». Это был билет в большую литературу. Одновременно Войнович сочинял песенные тексты (стихи вообще писал с юности, но всерьёз к ним никогда не относился), и его песню «Заправлены в планшеты космические карты» похвалил Хрущёв. Это был билет уже не только в литературу, а и в безбедное существование, но вскоре после этого Войнович напечатал повесть «Хочу быть честным», которая вполне соответствовала названию и быстро рассорила автора с носителями официальной бодрости. Собственно, с неё и начинается тот Войнович, которого называют сатириком, отчего-то полагая, что этот ярлык отменяет серьёзную прозу. Напротив, он подчёркивает готовность автора работать в самом серьёзном жанре.

Тут любопытная закономерность: советский литературный канон предписывал прозаикам сначала знакомство с жизнью рабочего класса, а потом её освещение. Жизнь следовало постигать с низов. И вот о творческой интеллигенции все писали охотно, потому что эту творческую интеллигенцию знали и к ней принадлежали, а о пролетариате писали — если брать настоящую прозу, с характерами и проблемами, а не халтуру, — три человека: Владимов («Большая руда»), Войнович («Мы здесь живём») и Максимов («Мы обживаем землю»). Обратите внимание даже на сходство названий у Максимова и Войновича. И что интересно: уезжали и в диссиденты попадали все талантливые люди, но только из этих трёх авторов рабочей темы получились настоящие, матёрые враги советской власти: Владимов — главный редактор энтээсовских «Граней» и руководитель московского отделения «Международной амнистии»; Максимов — главред «Континента», организатор литературного процесса; Войнович — не просто уехал, а выслан, предварительно его отравили психотропным препаратом (выжил; то есть и тогда у них случались осечки), написал на прощание такое письмо Брежневу, что вспоминается переписка Грозного с Курбским. То есть пролетарский опыт оказывает интересное влияние на характер: в ГБ почему-то думали, что их главные враги — гнилые интеллигенты. А интеллигенты как раз рефлексируют, сомневаются, сосуществуют до последнего. Тогда как пролетарии — вроде гонителя христиан Савла, который, духовно переродившись, стал самым радикальным из апостолов. Пролетарию трудней стать диссидентом, да, но если уж он встал на этот путь, то идёт по нему до конца. Как Анатолий Марченко, умерший после многомесячной голодовки. Не интеллигентов надо бояться, а пролетариев — таких, как герой «Хочу быть честным», прораб Самохин. Высшее образование у него есть, а выбиться в начальники — выше старшего прораба — он не может никак, и не стремится. Готовы все документы на утверждение его главным инженером, но, чтобы принять дела, он должен с опережением, согласно обязательствам, сдать дом. А дом с недоделками, причём такими, что устранить их за месяц невозможно; при этом материалов не хватает, олифы вообще не достать, а без неё двери рассыхаются… Но если б это был перечень «отдельных недостатков», никто бы эту вещь не заметил: вполне разрешалось писать, что где-то кое- чего у нас недостаёт, но в целом-то мы движемся! Развиваем и укрепляем! Войнович посягнул на большее — он изобразил такую беспросветность пролетарской жизни, такой всеобщий пофигизм, такое отсутствие хоть какого-то просвета, что единственным светлым пятном в жизни старшего прораба Самохина становится воспоминание о любви к десятикласснице Розе, которая в сорок первом не успела уехать из Киева и лежит в Бабьем Яру. И при этом все врут на каждом шагу, и это стало главной причиной бессмыслицы (про жуткий быт можно не упоминать, он уже как погода — неотменим). В результате, когда Самохина свалил инфаркт, он с ужасной ясностью сознаёт:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Pecsi вместо Pepsi и «ананас» вместо Diablo: как бренды меняют названия, чтобы обойти ограничения за границей Pecsi вместо Pepsi и «ананас» вместо Diablo: как бренды меняют названия, чтобы обойти ограничения за границей

Компании, которые изменяют свою торговую марку для местных жителей

VC.RU
Булат Окуджава Булат Окуджава

Каждый год 9 мая на Трубной площади стартует фестиваль памяти Булата Окуджавы

Дилетант
Фитнес-подсказки Фитнес-подсказки

Фитнес-тренеры отвечают на самые популярные вопросы о занятиях спортом

Худеем правильно
Личное дело Натана Стругацкого Личное дело Натана Стругацкого

В архиве РНБ (бывшая Публичка) обнаружили личное дело Натана Стругацкого

Дилетант
Дары на вечное хранение Дары на вечное хранение

Юбилейная выставка в Русском музее: поклон в пояс дарителям!

Наука и жизнь
Александр, сын Ярослава Александр, сын Ярослава

Почему мы почти ничего не знаем об Александре Невском

Дилетант
Может ли минеральная вода навредить зубам: мнение эксперта Может ли минеральная вода навредить зубам: мнение эксперта

В медиа все чаще появляются публикации о том, что минералка вредит зубам

Psychologies
Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера Питаемся правильно: как выбрать блок питания для компьютера

На какие параметры обратить внимание при выборе блока питания

CHIP
Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына Нелюбимая жена — мать нелюбимого сына

Судьба Евдокии Лопухиной сложилась драматично

Дилетант
Усадьбы фантомной любви Усадьбы фантомной любви

История спасения старинных поместий — в музее «Новый Иерусалим»

Огонёк
Дела литовские Дела литовские

Явление Литвы для «нынешнего поколения советских людей» было внезапным

Дилетант
Арман Давлетяров: Арман Давлетяров:

Как Арман Давлетяров изменил судьбу и стал влиятельным человеком в шоу-бизнесе

Караван историй
Погоня великих литовских князей Погоня великих литовских князей

В червлёном поле серебряный всадник на серебряном коне — герб «Погоня»

Дилетант
12 неожиданных деталей, которые все пропустили в «Крепком орешке» 12 неожиданных деталей, которые все пропустили в «Крепком орешке»

Может ли Брюс Уиллис стать еще круче? Как оказалось, да!

Maxim
Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Starlite: загадочный материал, рецепт которого был унесен в могилу Starlite: загадочный материал, рецепт которого был унесен в могилу

Создатель Starlite скончался, так и не раскрыв секретную рецептуру материала

Популярная механика
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Стоит ли овчинка выделки Стоит ли овчинка выделки

Нужно ли уходить с привычного места работы ради другого предложения?

Лиза
Месть внука Месть внука

Сын казнённого царевича Алексея едва не пустил прахом все начинания деда

Дилетант
DPI на мышке: насколько это важно? DPI на мышке: насколько это важно?

Как правильно выбрать компьютерную мышку и насколько выбор зависит от DPI

CHIP
Не можем повторить! Не можем повторить!

Какие настроения царили в странах после завершения Первой мировой войны

Дилетант
Новая угроза: ждет ли человечество массовое вымирание Новая угроза: ждет ли человечество массовое вымирание

Каждые несколько десятков миллионов лет неизвестная сила уничтожает все живое

Популярная механика
Генерал по лицею Генерал по лицею

Седой генерал – директор Царскосельского лицея

Дилетант
Русский раскол XVII века: на смерть за единый «аз» Русский раскол XVII века: на смерть за единый «аз»

Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

Weekend
Мороз и засуха едины Мороз и засуха едины

Голод с большим количеством смертей в Европейской России 1891 года

Дилетант
Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее? Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский о том, как спустя два года разработки понял своё приложение

Inc.
Операция «Антропоид» Операция «Антропоид»

Даже среди марок нацистской Германии этот экземпляр отличается своей мрачностью

Дилетант
Бумажный театр: непроза. Отрывок из книги Бумажный театр: непроза. Отрывок из книги

Фрагмент новой книги Людмилы Улицкой

СНОБ
Открыть в приложении