В погоне за лучшей работой и большими деньгами: как джоб-хоппинг стал мировым трендом
Еще 30 лет назад много записей в графе «прошлое место работы» в резюме воспринималось работодателями негативно. Сегодня же разносторонний опыт — скорее плюс для кандидата, а зумеры не задерживаются дольше пары лет на одном месте
Джоб-хоппинг, он же джоб-джампинг (Job Hopping, Job Jumping — англ. «перепрыгивание с одной работы на другую»), — это частая, как минимум раз в два года, смена мест работы. Такой паттерн наметился еще у поколения миллениалов, которые к 2025 году составят три четверти мировой рабочей силы. Они первыми поставили под сомнение приоритет многолетнего труда в одной компании в ущерб личным карьерным достижениям. Десять лет назад, когда миллениалы только начинали осваивать рынок труда, в тренде было постоянство — так, стэнфордское исследование 2012 года показало, что годовой доход специалистов, работающих более пяти лет на одном месте, повышался сильнее, чем у тех, кто прыгал с места на место. Но уже тогда HR-эксперты стали говорить о появлении джоб-хопперов.
За десять лет ситуация сильно изменилась. И следующее за миллениалами поколение Z, или зумеры (родившиеся после 2003-2004 годов), развили джоб-хоппинг до глобального тренда. Как показывает отчет Millennial Survey от Deloitte, только 14% представителей поколения Z готовы остаться на рабочем месте на пять лет и дольше. Каждый второй собирается уйти в течение двух лет. Для сравнения: среди миллениалов в ближайшие два года работу хотят менять только 36%.
Без рутины и привязанностей
Зумеры более свободны в своих взглядах и не готовы терпеть плохие условия труда даже на старте карьеры. К плохим условиям они относят в том числе скучную и бессмысленную работу, токсичный коллектив и авторитарного начальника. Исследования Airtasker показали, что 39% работников готовы уволиться из-за агрессивной политики компании. При этом 56% из оставшихся сотрудников будут саботировать рабочий процесс.
Второй важный фактор для развития джоб-хоппинга — широкий выбор вакансий. Пандемия и массовый вынужденный уход на удаленку сделали рынок еще более открытым, особенно для цифровых профессий — IT, маркетинга и других. В 2021-м спрос на «айтишников» подскочил до небывалых высот: 61% зарубежных HR-специалистов назвали дефицит квалифицированных IT-кадров своей главной проблемой. Как пишет HBR, в 2022 году повысится текучесть кадров из-за усиления удаленной и гибридной занятости.
В России, по данным Минцифры, не хватает от 500 000 до 1 млн IT-специалистов, при этом до 15 000 планируют покинуть страну. Сервис «Работа.ру» выяснил, что 71% россиян собираются сменить работу в 2022 году, а 39% из них планируют выбрать другую профессию. При этом только в Москве вакансий стало в 2,5 раза больше, чем до пандемии. Все это создает условия для настоящей «битвы за таланты» среди крупнейших работодателей.