Культ имени себя: где проходит тонкая грань между любовью к себе и эгоцентризмом
Когда лекарство под названием «быть собой» превращается в яд, а забота о себе перерастает в эгоцентризм, как любить себя так, чтобы это было на пользу нам и нашим близким, разбирает практикующий психолог Екатерина Давыдова
Идеи «быть собой» и «ставить себя на первое место» все больше становятся частью нормы. Популярная психология учит нас самопринятию, «я-высказываниям», отстаиванию границ и призывает говорить о своих чувствах, что, безусловно, помогает бережно относиться к себе, улучшать отношения и не выгорать. Но есть и другая сторона этого тренда — легализация эгоцентризма, пренебрежение комфортом других людей ради своего удобства, или, например, срывы дедлайнов на работе, обоснованные ленью, под прикрытием «нересурсности». Когда заботливое «быть собой» превращается в деструктивное «хочу, чтобы мир крутился вокруг меня», и где грань между уместным self-care и уходом в культ имени себя?
Принятие себя и отказ от реальности
Тренд на принятие себя «как есть» набирает популярность еще со времен зарождения бодипозитива. Сегодня мы видим, как пользователи TikTok устраивают self-love-акции, где делятся коллажами из своих фото и портретов авторства известных художников, чтобы показать, что «несовершенства» внешности существовали во все времена и могут быть привлекательной изюминкой. Статистика Pinterest подтверждает эту тенденцию — все больше людей обращаются за поиском визуала на тему любви к себе, проявления себя и самоподдержки, особенно во время пандемии.
Проследить тренд можно и по массовым опросам. Например, еще восемь лет назад лишь 5% среди опрошенных считали, что «принимают себя». Тогда как данные 2020 года, полученные на базе опроса 22 000 человек из 21 страны, показывают прогресс в этой теме: self-love-индекс находится в диапазоне от 45% до 62% в разных странах (53% для России).
Эта динамика не может не радовать. Доказано, что принятие себя тесно связано с общим ощущением благополучия, обратно коррелирует с показателями тревожности и депрессивными симптомами. Непринятие же себя снижает эффективность психологических техник самопомощи, и даже влияет на функционирование мозга (люди с негативным отношением к себе имеют меньше серого вещества в мозге в зонах, связанных с обработкой стресса и контролем эмоций).
Традиционно самопринятие определяется как «принятие человеком всех своих качеств, положительных или отрицательных». Это включает в себя принятие тела, самозащиту от негативной критики и веру в свои способности. И вот здесь появляется теневая сторона этой темы, которой не менее важно уделить внимание. Так как параллельно с позитивным влиянием этого тренда на психическое здоровье людей, можно заметить и подмену понятий — для легализации разрушительных нарциссических паттернов, выходящего за рамки эгоцентризма, лени или, например, фантазий о собственной исключительности вместо признания реальности, требующей упорного труда. Что неудивительно, ввиду того, что сегодня все чаще говорят об эпидемии нарциссизма, а социальные сети дают обширное поле для наших эгоцентрических тенденций.
Самопринятие, эгоцентризм, нарциссизм: в чем разница?
Самопринятие, эгоцентризм и нарциссизм могут быть внешне схожи. А значит, апеллируя к заботе о собственном комфорте и ресурсности, человек может не выполнять трудовые обязательства, пренебрегать договоренностями и ранить чувства других. Показателем того, что этого становится все больше, является, например, рост такого явления, как гостинг (от англ. ghost, «призрак»). Например, на работе, когда человек, едва приступив к обязанностям, исчезает и прекращает все коммуникации без объяснения причин. Статистика показывает, что если в 2019-м о гостинге со стороны соискателей сообщали 18% работодателей, то в 2020-м — уже 28%, причем 7% исчезают после первого рабочего дня.
То же происходит и в сфере отношений, исследования 2018 года показывают, что 25% людей сталкиваются с гостингом после романтического общения. Люди просто исчезают, не заботясь о том, чтобы попрощаться. Основными причинами гостинга являются удобство такого исчезновения (не надо ничего объяснять), скука и потеря интереса. Также это свойственно людям, личностные черты которых сосредоточены вокруг «темной триады» (нарциссизм, макиавеллизм и психопатия). Такой человек концентрируется только на себе и своей значимости, манипулирует, использует других для своей выгоды, не контролирует свои импульсы, а также черств к чувствам других.