Академия / Bespoke etc
Характер: нордический
Сегодня каждый второй случайный собеседник на Pitti Uomo оказывается шведом, датчанином или норвежцем. Редактор The Rake побеседовал со скандинавскими портными, дизайнерами и журналистами о возрождении интереса к мужскому стилю и нашел общие тенденции с Россией.
Английский и итальянский классический стиль обладают множеством характерных черт. Французский требует более пристального взгляда, но и его можно формализовать. С северной Европой ситуация иная: навскидку представить типичный скандинавский стиль мужской одежды вне модного контекста довольно трудно. Одна из проблем заключена в неравной экономической позиции стран. Как отмечает креативный директор марки Norwegian Rain Ти-Майкл, Норвегия всегда отличалась от Швеции и Дании уровнем дохода, а потому и отношением к одежде. На дизайне здесь внимание никогда не акцентировали и подходили к стилю очень практично. Норвегия славилась обувным ремеслом (знаменитый «норвежский шов»), но собственной портновской традиции здесь не было. Легкая промышленность деградировала в 70-е, когда страна начала разработку месторождений шельфовой нефти и полностью переориентировала на это экономику. Вновь обращать внимание на дизайнерские вещи норвежцы начали лишь десяток лет назад, и отправной точкой послужила мебельная индустрия. Сегодня сам Ти-Майкл, имея за плечами образование портного, уверен, что в традиционном смысле индивидуальный пошив в Норвегии не выживет. «Традиция — это не статика, а движение. Просто оно происходит так неторопливо, что мы его не замечаем, — говорит Ти-Майкл. — Нужно не сохранять ее в первозданном виде, а ассимилировать и приспосабливать к реальности». Он по-прежнему сам делает лекала всех изделий Norwegian Rain и уверен, что мода — коктейль из старого и нового, локального и глобального. Традиция всегда находит новые воплощения в более технологичных материалах и находках кроя.
В Швеции сегодня продажи мужской одежды растут быстрее, чем женской, хотя текстильная промышленность также затухла в 60–70-е. Портновское дело в Швеции сегодня представлено последним be oke-ателье A. W. Bauer, полуторавековая история которого могла кануть в Лету, если бы 10 лет назад его не выкупили мастера Мартин Эколин и Фредерик Андерсон. Первый опыт как подмастерья они получили в лондонском Henry Poole, а дальнейшую практику нарабатывали совместно со старым закройщиком A. W. Bauer Бёрье Мобергом. Теперь Мартин и Фредерик сами учат молодых портных, нанимая лучших в ателье, где сегодня работают шесть человек.