Bопросы из зала
Чтобы учиться за границей, надо знать места и понимать тренды. «Татлер» взял для вас консультации у опытных проводников в школы и университеты Великобритании и США.
Анна Куницына
Директор и сооснователь лондонской образовательной компании Bruton Lloyd. www.brutonlloyd.com
Как поступить в ведущие университеты США?
Английский студент уже на первом курсе определяется со специализацией, а американский пару лет пробует себя в разных областях — от матeматики до истории искусств. В отличие от британских университетов, которые предоставляют готовые структуру, цели и задачи, в американском студент сам создает учебную программу и расписание. Сообразуясь со своими интересами и стремлениями. И сам управляет учебным процессом — никакого контроля нет, только определенное количество баллов, которое нужно набрать для поступления в магистратуру.
Такая гибкая система дает возможность начать изучать экономику и математику, затем углубиться в психологию, а специализироваться в итоге на международных отношениях. Это значит, что студент должен уметь распределять свое время и силы: с умом выбирать профильные предметы, составлять график. В университеты уровня Гарварда поступают только те, кто уже развил в себе необходимую мотивацию и самостоятельность.
Известные американскиe университеты предпочитают граждан Соединенных Штатов: выпускники потом инвестируют в свои альма-матер и даже завещают им часть состояния. Именно эта традиция giving back («платить добром за добро») формирует капитал учебного заведения — endowment funds. Из этих средств университеты финансируют талантливых, но малообеспеченных студентов. Однако дискриминации внутри списка иностранных абитуриентов нет, кандидатуры француза и русского университет рассмотрит беспристрастно.
Если абитуриент уже наверняка знает, в какой именно университет хочет поступить, стоит воспользоваться периодом подачи ранних заявок (early admissions) в октябре, когда конкурс меньше. Но тогда у вас не останется выбора: если вы успешно сдадите экзамены, отказаться будет нельзя — возникнут последствия.
Очень многое зависит от лидерскиx качеств и достижений кандидата. Приемная комиссия отдаст предпочтение тем, кто в школе проявлял инициативу. Не стоит забывать, что каждый кандидат на поступление в университет из Лиги плюща (Ivy League) — отличник, а берут только 5–9 % абитуриентов. Под инициативой комиссия понимает самые разные вещи. Если в мотивационном письме кандидат укажет, что был капитаном футбольной команды, это будет аргументом не хуже, чем исследование, самостоятельно проведенное в школьной лаборатории. Но больше всего им понравится, если вы организовали и впоследствии курировали в школе большие проекты, которые длились несколько лет. Например, музыкальный кружок для детей с особенностями развития или подготовили команду для турнира по игре го.
В высшие учебные заведения зачисляют по результатам тестов ACT (American College Testing) и SAT (Scholastic Aptitude Test). Их результаты принимают все колледжи США, однако у каждого из тестов есть особенности, которые при правильном подходе студент может обратить в свою пользу.
Cтандартизированные тесты ACT/SAT проверяют знания английского, математики и естественныx наук, а также аналитические и лингвистические навыки. Проходной балл ACT/SAT в каждом университете меняется ежегодно. Но готовиться нужно начинать года за три — набить руку, прорешав как можно больше экзаменационных заданий прошлых лет. Университеты утверждают, что результат ACT/SAT можно сбалансировать лидерскими и благотворительными проектами. Но на самом деле без проходного балла все равно не обойтись.
При выборе вуза можно ориентироваться на будущую специальность абитуриента: Массачусетский технологический институт (МIT) — это, естественно, мечта технаря. Гарвард идеален для политики и юриспруденции. Колумбийский славится медицинским факультетом. Есть ознакомительные туры (их проводит каждый университет), во время которых можно задать вопросы администратору приемной комиссии.
В отличие от Великобритании, где однo мотивационное письмо (personal statement) вы рассылаете во все университеты, в Америке каждый вуз требует индивидуального подхода — все письма должны быть разными.
Инесса Хвостова
Управляющий директор Lucullus Educational Consultants.
www.lucullus.co.uk
Какие проблемы с учебой есть у нового поколения детей и как их решить?
Они родились в сытые нулевые. Были окружены достатком и привилегиями, охраной, нянями. Провели раннее детство в Монако, Швейцарии, Лондоне. Однако мы имеем дело с детьми, которые к жизни приспособлены не очень хорошо. Один наш ученик не мог налить себе стакан воды — потому что моторика не была разработана. И вот с этого стакана воды и началась его работа с ментором-наставником.
Во взрослом мире не всегда есть возможность водить за собой свиту из водителя, гувернантки и повара. Даже свидание с девушкой для молодого человека, воспитанного в «розарии», может превратиться в невыполнимую миссию. Мы подбираем ментора или тьютора — а точнее, менеджера по связи с реальностью. Он не только поможет делать уроки, но и на практике продемонстрирует, для чего нужны знания в настоящей жизни. Покажет, как составить меню обеда и как вести бюджет. Возьмет с собой в магазин за продуктами, сходит с ним в кино, на концерт, выставку. И так постепенно научит делать самостоятельный выбор. Создаст малые и большие проекты, в которых ребенок сможет себя проявить. На первых этапах такая помощь может быть болезненной, но без этой боли и преодоления жизнь бесцветна и безвкусна.
При поступлении в британскую школу у неадаптированного к реальности ребенка возникнут большие проблемы. Безответственное поведение, которое ему позволяли мама с папой, там неприемлемо. Его будут окружать дети, которым дома было позволено делать ошибки и тем самым познавать себя. Чтобы помочь нашим подопечным «догнать», мы вовлекаем их в ситуации, когда они вынуждены конкурировать со сверстниками.
Есть и другая история — дети-проекты. Родители наложили на них свои неимоверные ожидания. Привлекли к обучению иностранцев всех мастей, отдали в школу гораздо раньше положенного срока. Ребенок рос с ощущением своей исключительности. Однако есть исследования, что такие дети поначалу очень опережают сверстников, но позже выравниваются. Проблема в том, что ребенок быстро привыкает к тому, что ему все дается слишком легко. И к подростковому возрасту не умеет главного — работать, чтобы добиться цели. Очень часто у таких детей неважно развита моторика. В интеллектуальном плане они и правда впереди, но им сложно это продемонстрировать. Хотя бы потому, что в сегодняшней школе все экзаменационные работы — письменные. А писать быстро они не умеют.
И вот родители впадают в отчаяние: столько лет коту под хвост! Ребенок тоже в шоке — ведь что может быть для него страшнее, чем не оправдать ожидания родителей? Вдруг всплывают самые разные заболевания, которые на самом деле являются психосоматическими. С такими детьми мы тоже работаем. Первым делом надо убедить, что от них что-то действительно зависит, что они вправе принимать решения, что они не чей-то проект.
Параллельно им приходится осознать, что они несовершенны. У них, как правило, не сформированы коммуникативные навыки. Пока ребенок занимается с репетиторами, все у него хорошо. Как только приходит в школу, все рушится.
Наши наставники сами прошли через учебу в британском пансионе. Они подготовят к переходу. Ребенок едет учиться вместе с crème de la crème, где он будет гадким утенком с сильным акцентом. А для подростка самое страшное — отличаться от сверстников. Родители не всегда понимают важность адаптации.
Мы помогаем ребенку осознать, что он личность и может внести свою лепту в жизнь школы, в которую хочет поступить. И учим развивать в себе скромное, но четкое отношение к своим достижениям.