Между нами
Царское село
Группа героев «Татлера» эмигрировала из Москвы в Тульскую область и готовит там революцию. Геннадий Иозефавичус докладывает.
Свежая, как младенец, София Шатрова в длинном, совсем не деревенского покроя платье встречает меня на крыльце дома, одиноко стоящего посреди нарезанного на прямоугольники поля. Соседи, такие же «новые крестьяне», как и София, строиться не спешат. То ли решимости не хватает, то ли денег.
У Софии деньги были. Поработав инвестбанкиром в «Тройке-Диалог», можно было накопить и на средних размеров замок в долине Луары, не только на одноэтажный деревянный домик в долине Оки. Про решимость вообще не говорю, без нее даже с деньгами бы ничего не вышло. Переселяться с Патриарших в тульскую глубинку — это вам не в Юрмалу удаляться, устав от суетного света. Впрочем, глубинка эта относительная. На автомобиле из центра Москвы до «Фермы для жизни» (так называется прекрасная авантюра, в которую ввязалась София) ехать часа два, не больше — можно на балет или гаражный вернисаж одним днем сгонять. Другое дело, что ни в балет, ни в какую другую оперу ее летом не тянет. Да и времени нет, потому как надо бобы замачивать и рассаду пикировать. А еще — зайцы, которые, как пишет София в своем фейсбуке, «разведали, где поле с капустой». Что по сравнению с ними опера? Зимой можно прошвырнуться, но в сезон у барышни-крестьянки все дни расписаны: «21 мая — замочить бобы. 22 мая — посадить половину бобов; остальные через 12 дней. 23 мая — плановая посадка. 336 растений. 31 мая — высадить пастернак и фенхель. 8 июля — обработка кейла. 11 июля — посадка кориандра, базилика, китайского салата и шпината. 13 августа — опрыскать кейл». Такие вот записи в девичьем альбоме. Ни йоги, ни маникюра. Ни «Кинотавра», Серебренникова с Богомоловым, «Эрвина» и примерок у Терехова. Только хардкор вроде тыквы сорта «конфетка». Хотя с маникюром все в порядке, потому что «можно вывезти девушку из города, невозможно вывести город из девушки». В шкафу — замшевые куртки несельских тонов. Добавьте к ним ковбойскую шляпу, казаки и кобылу — и в рекламу Ralph Lauren сниматься. Кобыла в планах есть. Без кобылы коту Мартыну скучно. Развлекается тем, что хозяйке в спальню то полевку принесет, то птичку.
Как банкирша София в тульскую деревню попала? А из‑за ботаника одного, из‑за Андрея Болотова. Был в этих краях мелкопоместный дворянин, за долгую (родился он еще при Петре II и прожил до глубоких пушкинских времен) жизнь успевший много чего сделать. Создать отечественную сельскохозяйственную науку, перенести линнеевскую классификацию растений на русскую почву, написать десятки томов научных работ и воспоминаний. Ну и превратить свою тульскую усадьбу Дворяниново в образец для подражания. Жаль только, никто подражать не стал, а то жили бы мы сейчас в сельской местности не как в России, а как в Швеции какой‑нибудь.
Усадьба Болотова, чистейший образец нерусского прилежания, была разорена, но в 1988 году превращена в музей. Его директор Светлана Михалёва билась за подведомственную ей территорию аки вепрь. Так получилось, что эта сильная женщина — теща важного человека в этом новом тульском анклаве, Александра Гончарова. Который и девелопер, и ресторатор, и страстный охотник, и почитатель колоратурного меццо-сопрано Чечилии Бартоли, и предводитель фермерского дворянства.
Теща жила в музее, дочь с мужем Светлану Владимировну навещали. Молодому экономисту, только что окончившему МГУ, так понравились места, что он поставил себе в Дворяниново, родной деревне агронома Болотова, дом. И стал там жить-поживать, пытаясь при этом наживать добро. Что привело к знакомству и дружбе с Борисом Акимовым, отцом-основателем «ЛавкиЛавки» и потомком еще одного местного помещика, художника Поленова. Которое, в свою очередь, подвигло Гончарова к созданию кооператива «Ферма для жизни». Первой фермершей к нему пришла София Шатрова, и теперь она в длинном платье и при городском маникюре несет в массы идеи Болотова, кооперативного движения и локаворства.
Локаворства, не омниворства. Оба модных слова — от латинского vorare («пожирать»). Омниворство — это всеядность (мы, люди, в массе своей омниворы). Локаворство — питание только локальными продуктами. Оно теперь основа любой теории правильной жизни. «Вкусной и здоровой пищей» отныне признается только то, что выращено и «пожрано» на месте и в сезон. Тоже мне новость — еще теща из музея своему молодому зятю говорила: «Не покупай зимой свежие помидоры, не увлекайся экзотической едой!» Ну так, по мере возможности. У сельского жителя возможностей соблюдать новое ЗОЖ‑правило больше. Помидоры он сам посадил, соседские коровы и козы дадут молоко, из молока получится творог и даже сыр, картофеля и прочего пастернака можно запасти на зиму, грибы и ягоды растут в лесу, рыба ловится в речке, а мясо во время охотничьего сезона вялится или просто морозится. Что не вырастят и не надоят ближние соседи из «Фермы для жизни», можно купить у дальних.