У порога выставки в Третьяковке сноб Китти Оболенская объясняет, чем все-таки хорош народный художник Айвазовский.

TatlerСтиль жизни

Культпросвет

Славное море

У порога выставки в Третьяковке сноб Китти Оболенская объясняет, чем все-таки хорош народный художник Айвазовский.

Так случилось, что я знаю о существовании Ивана Константиновича с раннего детства. В нашей семье был (и есть) чудесный крымский вид — розовое с голубым, две фигурки, шхуна о двух мачтах, все-все как надо и должно быть. Работу унаследовала моя мама — поздняя и любимая дочь известного микробиолога, потратившего Государственную премию на несколько первоклассных картин.

Отцовская линия — Оболенские — в свое время не удрали от красных (точнее, «не отступили с белой армией», как говаривали мои белогвардейские родственнички). От картин и прочей антикварной параферналии их оперативно избавили Швондеры, Пружинеры и иже с ними (хорошо хоть не пристрелили сразу!). Впрочем, есть подозрение, что избавлять‑то было особо не от чего. Наша ветвь старого и гордого рода захудалой была, мезальянсы да разорения одни на почве наследственной порывистости нрава. Так вот, появление в родовом московском гнезде настоящих картин приводило отца в экстатическое состояние. Мне с гордостью рассказывали о непреходящих ценностях, акцентируя внимание почему‑то именно на Айвазовском. Ибо Иван Константинович всегда стоил дорого. С ним на стене все как бы возвращалось на круги своя.



Айвазовский при жизни был высоко ценим публикой и обласкан властью. Его работы покупали за большие деньги персоны императорского дома, мыслящие индустриалисты-коллекционеры, хлеботорговцы-нувориши из причерноморских городов Новороссии, турецкие паши вплоть до трехбунчужных, которые украшали его полотнами свои дачи и стамбульские дворцы. Феномен такого всеобщего признания заключается в том, что жовиальный Иван Константинович был необыкновенно практичным человеком, рискованно ловким, если не сказать пронырливым. Но прежде всего он был настоящим, стопроцентным романтиком, коих в его поколении, озабоченном либо социальной критикой, либо сложным духовным поиском, было не так чтобы много.

Его живопись мастерски сделана. Он был настоящим виртуозом, с филигранной и недостижимой техникой, ибо воду писать очень и очень сложно — все, кто пробовал, в курсе. Но еще важнее, что его живопись абсолютно понятна и оттого приятна и желанна. Айвазовский как‑то очень выгодно для себя отстал от времени — публика и покупатели были ему за это признательны, готовы любить и платить. А на пощипывание передовой критики и завистливое кряхтение менее удачливых, но сильно продвинутых и умных коллег по цеху внимания можно было не обращать: папе римскому нравится, императору Всероссийскому, султану Оттоманскому тоже, что же до остальных — то бог с ними. Пусть скрипят сколько душе угодно!

Каждый хотел иметь дома воплощение детской мечты о ласковом теплом море, об оранжевом солнце, выпрыгивающем из бескрайней лазури, о белокрылых парусниках, идущих за горизонт к прекрасным портам. Все это Иван Константинович мог дать и давал с избытком. И даже его сюжеты со штормами, безжалостно треплющими эти самые корабли, с ветром, обрывающим с гнущихся мачт остатки парусов, не кажутся страшными — это такой спорт для романтиков, опасный, но отнюдь не фатальный поединок сильных людей со слепой стихией. И даже если случается крушение, а их у Айвазовского много, есть некий прием у него — оставлять надежду на спасение плывущих на обломке мачты или убогом плоту. Не утонут они, не возьмет их пучина, выгребут

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Копчу, верчу Копчу, верчу

Самый сложный (пока) рецепт в исполнении лучшего шеф-повара

Tatler
Молодые ветра Молодые ветра

Тяжелый люкс обратил внимание на поколение миллениалов и их несерьезные проблемы с кожей.

Tatler
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Желтое на красном Желтое на красном

«Джалло» – в переводе с итальянского значит «желтый»: в книжках с желтой обложкой издательство Mondadori издавало криминальные и мистические романы с 1929 года. «Желтая» литература в середине 1960-х породила одно из самых ярких направлений в итальянском кино – джалло.

The Rake
Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Оргазм – забота общая! Оргазм – забота общая!

Как, куда и зачем: мужское пособие по женскому оргазму

Maxim
Пришла первой Пришла первой

Гаранс Доре по-прежнему не сдает лидирующих позиций

Glamour
Быть еде Быть еде

У России есть все шансы завоевать мир при помощи соленых огурцов

GQ
Режим ожидания Режим ожидания

Три известные женщины в положении о волшебстве родов и трудностях материнства

Glamour
Экзамен на жизнь Экзамен на жизнь

Уже осенью получить водительские права станет значительно сложнее. Разбираемся в нововведениях!

АвтоМир
Борьба за педали Борьба за педали

Велосипед – самый модный тренажер и антидепрессант этого лета

Glamour
Отроки во Вселенной Отроки во Вселенной

Чем среднестатистический мужчина отличается от взрослого человека.

Glamour
Король Шотландии Король Шотландии

Король Макбет любил власть, и сыгравший его Майкл Фассбендер ради кинематографической короны тоже пошел на жертвы.

GQ
Polepole на Занзибаре Polepole на Занзибаре

Воды Индийского океана безумного бирюзового цвета, белый песок на берегу, пальмы… Какой любитель экзотических путешествий, живописных пляжей, теплой водички, в которую можно окунуться с разбега, как в фильмах, не мечтает побывать на Занзибаре?

АвтоМир
Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные

Истории людей, выбравших смерть вместо неизлечимой болезни

Правила жизни
Тяжело в мучении Тяжело в мучении

GQ отправился в Калининград, чтобы увидеть, как снимают новый фильм Кирилла Серебренникова «(М)ученик»

GQ
Право на смерть, часть 2: как закончить старость Право на смерть, часть 2: как закончить старость

Истории людей, решивших закончить свою долгую старость

Правила жизни
Прощай, оружие! Прощай, оружие!

Илья Найшуллер о дальнейших планах по завоеванию мира

Glamour
Повышенный интерес Повышенный интерес

Звезда шоу «Ревизорро» Елена Летучая успевает все и сразу

Glamour
Кейт Уинслет Кейт Уинслет

«Счастье – это большой семейный ужин. В моей жизни много счастья».

Glamour
Считаные дни Считаные дни

Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Glamour
Поговорим о высоком Поговорим о высоком

Юрия Колокольникова взяли на одну из заметных ролей в сериале «Игра престолов»

Glamour
Век асфальта не видать Век асфальта не видать

Многочисленные форумы и конференции, посвященные дорожному строительству, по своим масштабам и частоте начали активно опережать интенсивность самого дорожного строительства в России

АвтоМир
Volvo XC90 Volvo XC90

В России начались продажи шведского внедорожника Volvo XC90 в исполнении R-Design. Наш корреспондент познакомился с новинкой поближе и выяснил, чем же она принципиально отличается от уже известных нам версий

АвтоМир
На годы вперед На годы вперед

Каким должен быть официальный сервис, чтобы клиенты выбирали его и после окончания гарантии? Компания Jaguar Land Rover раскрывает свои рецепты

АвтоМир
Выступление в защиту Выступление в защиту

Факты и цифры, которые помогут вам наслаждаться солнцем без вреда для здоровья

Glamour
Шутки в сторону Шутки в сторону

Несмешные шутки про «натягивающийся автомобиль» теперь неуместны. smart fortwo нового поколения – далеко не игрушка, а самая настоящая и полноценная машина. Просто очень маленькая

АвтоМир
Шерше ля Фомина! Шерше ля Фомина!

Интервью с Марусей Фоминой – актрисой, умницей и просто красавицей

Maxim
Chevrolet Tahoe Chevrolet Tahoe

Гигант вовсе не считается эталоном надежности, однако почему-то синонимы к слову Tahoe подбираются именно такие: фундаментальный, убедительный, стопроцентный... Попробуем разобраться в причинах

АвтоМир
Гости дорогие Гости дорогие

О том, как чиновники из «Росавтодора» ездили в Германию обмениваться опытом с Дорожной администрацией Баварии

АвтоМир
Открыть в приложении