Культпросвет
Славное море
У порога выставки в Третьяковке сноб Китти Оболенская объясняет, чем все-таки хорош народный художник Айвазовский.
Так случилось, что я знаю о существовании Ивана Константиновича с раннего детства. В нашей семье был (и есть) чудесный крымский вид — розовое с голубым, две фигурки, шхуна о двух мачтах, все-все как надо и должно быть. Работу унаследовала моя мама — поздняя и любимая дочь известного микробиолога, потратившего Государственную премию на несколько первоклассных картин.
Отцовская линия — Оболенские — в свое время не удрали от красных (точнее, «не отступили с белой армией», как говаривали мои белогвардейские родственнички). От картин и прочей антикварной параферналии их оперативно избавили Швондеры, Пружинеры и иже с ними (хорошо хоть не пристрелили сразу!). Впрочем, есть подозрение, что избавлять‑то было особо не от чего. Наша ветвь старого и гордого рода захудалой была, мезальянсы да разорения одни на почве наследственной порывистости нрава. Так вот, появление в родовом московском гнезде настоящих картин приводило отца в экстатическое состояние. Мне с гордостью рассказывали о непреходящих ценностях, акцентируя внимание почему‑то именно на Айвазовском. Ибо Иван Константинович всегда стоил дорого. С ним на стене все как бы возвращалось на круги своя.
Айвазовский при жизни был высоко ценим публикой и обласкан властью. Его работы покупали за большие деньги персоны императорского дома, мыслящие индустриалисты-коллекционеры, хлеботорговцы-нувориши из причерноморских городов Новороссии, турецкие паши вплоть до трехбунчужных, которые украшали его полотнами свои дачи и стамбульские дворцы. Феномен такого всеобщего признания заключается в том, что жовиальный Иван Константинович был необыкновенно практичным человеком, рискованно ловким, если не сказать пронырливым. Но прежде всего он был настоящим, стопроцентным романтиком, коих в его поколении, озабоченном либо социальной критикой, либо сложным духовным поиском, было не так чтобы много.
Его живопись мастерски сделана. Он был настоящим виртуозом, с филигранной и недостижимой техникой, ибо воду писать очень и очень сложно — все, кто пробовал, в курсе. Но еще важнее, что его живопись абсолютно понятна и оттого приятна и желанна. Айвазовский как‑то очень выгодно для себя отстал от времени — публика и покупатели были ему за это признательны, готовы любить и платить. А на пощипывание передовой критики и завистливое кряхтение менее удачливых, но сильно продвинутых и умных коллег по цеху внимания можно было не обращать: папе римскому нравится, императору Всероссийскому, султану Оттоманскому тоже, что же до остальных — то бог с ними. Пусть скрипят сколько душе угодно!
Каждый хотел иметь дома воплощение детской мечты о ласковом теплом море, об оранжевом солнце, выпрыгивающем из бескрайней лазури, о белокрылых парусниках, идущих за горизонт к прекрасным портам. Все это Иван Константинович мог дать и давал с избытком. И даже его сюжеты со штормами, безжалостно треплющими эти самые корабли, с ветром, обрывающим с гнущихся мачт остатки парусов, не кажутся страшными — это такой спорт для романтиков, опасный, но отнюдь не фатальный поединок сильных людей со слепой стихией. И даже если случается крушение, а их у Айвазовского много, есть некий прием у него — оставлять надежду на спасение плывущих на обломке мачты или убогом плоту. Не утонут они, не возьмет их пучина, выгребут