Таежный роман: стоит ли отправиться в путешествие в Красноярск
В последние годы Красноярск становится новым туристическим центром Сибири. Forbes Life объясняет, почему город действительно заслуживает внимания и чем заняться в Красноярске
Красноярск часто незаслуженно остается в тени негласной столицы Сибири — Новосибирска. Даже в битве за присутствие на десятирублевой банкноте он проиграл своему сопернику. В марте этого года было принято решение, что вместо Коммунального моста, который находится в Красноярске, на купюре появится изображение Новосибирского театра оперы и балета. И хотя местные жители этими переменами опечалены, губернатор Красноярского края Александр Усс гордо заявил, что изображение города на банкнотах номиналом 10 рублей не является фактором, который определяет туристическую привлекательность региона.
И на самом деле Усс прав. Главное достоинство Красноярска — это природа, наслаждаться которой можно сразу в несколько заповедниках, находящихся в черте города или рядом с ним. По данным Федерального агентства по туризму, национальные парки «Столбы», «Шушенский», «Тунгусский» и «Ергаки» ежегодно принимают сотни тысяч туристов. В последние годы территории заповедников наконец-то начали облагораживать, создавая там облагороженные парковки, зоны для отдыха, обзорные площадки, информационные центры, сувенирные лавки и небольшие кафе.
Чехов назвал Красноярск самым лучшим и красивым городом в Сибири
Развивать Красноярск с точки зрения досуга и развлечений активно начали в 2018 году — накануне Зимней универсиады. Всемирные студенческо-молодежные спортивные соревнования проходили в городе в 2019-м, и к этому моменту модернизировали международный аэропорт Емельяново и доделали «Татышев-парк» — пилотный проект Красноярска по созданию рекреационных зон прямо в черте города.
Енисей
В 1890 году Чехов, путешествующий по Сибири, назвал Красноярск самым лучшим и красивым городом региона, а Енисей — самой великолепной рекой. Абсолютно каждый экскурсовод и местный житель процитирует писателя, если спросить, чем славится и гордится Красноярск.
Красноярского море — один из крупнейших по объему искусственных водоемов в мире
Визитная карточка города — безусловно Енисей, воды которого с невероятной скоростью круглый год (температура Енисея всегда в районе +3 градусов по Цельсию) несутся в Ледовитый океан. Поэтому первый пункт любой программы в Красноярске — это круиз на катере или теплоходе. В идеале нужно дойти до Красноярского море — так называют водохранилище, которое образовалось на Енисее при строительстве Красноярской ГЭС. Это один из крупнейших по объему искусственных водоемов в мире, а в России занимает по этому показателю второе место после Братского водохранилища. Походить по самому морю не удастся, потому что его отделяет от другой части Енисея Красноярская ГЭС. Но при желании можно заказать дополнительную прогулку по самому водохранилищу.
Пока вы будете идти до Красноярской ГЭС, вы увидите природу, напоминающую Скандинавские фьорды. Бесконечные скалистые берега, небольшие песчаные пляжи, поросшие лесами холмы и редкие деревеньки, едва заметные в горах. Скорее всего, пока будет идти круиз, погода стремительно поменяется несколько раз, так что вы увидите Енисей и в тумане, и залитый солнцем, и в проливной дождь, и в шквальный ветер.
Во время путешествия обратите внимание не только на тот самый Коммунальный мост, известный по банкноте, но и на 777, который считается своего рода репликой самого первого железнодорожного моста через Енисей, построенного в 1895-1899 годах. Особенностями этого сооружения XIX века на момент ввода в эксплуатацию были самая большая длина моста — 907 метров, самый большой в России пролет ферм — 144,5 метров — и самая высокая стоимость строительства — 3 млн рублей. Инженер Евгений Кнорре разрабатывал объект с запасом прочности в 52 раза, чтобы конструкция прослужила максимально долго. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже модель Красноярского моста удостоилась Гран-при и золотой медали — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Специальное жюри, выдавшее награду, возглавлял инженер Гюстав Эйфель, чья башня получила аналогичный приз в 1889 году. Именно это первое издание моста упоминается в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданной в 1991 году в США. К концу прошлого века уже заработали несколько других объектов, позволявших и машинам, и поездам, и пешеходам пересечь Енисей. И в январе 1999 года движение по Красноярскому мосту прекратилось. И несмотря на все награды и признания, в 2002 году местные жители начали разбирать мост, чтобы за пять лет весь сдать его на металлолом.