Как иммигрантка из Ирана совершает революцию в лечении рака
Хелен Сабзевари возглавляет компанию Precigen, которая создает новые лекарства для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний. Несмотря на то, что проект коммерчески успешен, предпринимательница видит в нем не бизнес, а личную миссию
Мало кто из взрослых занимается тем, о чем мечтал в детстве, — но это не относится к Хелен Сабзевари. «Думаю, в первый раз я осознала, что хочу делать то, что делаю сейчас, когда мне было 12 лет», — рассказывает она Forbes, вспоминая, как в школе ее поразил урок биологии, на котором изучали рак. 47 лет спустя Сабзевари — генеральный директор Precigen, биофармацевтической компании, разрабатывающей передовые методы лечения различных заболеваний, включая диабет I типа и некоторые виды рака. 59-летняя Сабзевари разрабатывает иммунотерапевтические методы лечения, которые являются более эффективными и легче маштабируются, чем те, что представлены на рынке сейчас.
Инновационные методы лечения рака
Одним из крупнейших нововведений в лечении рака была разработка CAR-T-клеточной терапии. Для нее собственные T-клетки (вид иммунных клеток) пациента генетически модифицируются и возвращаются в организм. Направляют их специальные вирусы, которые «умеют» распознавать молекулярные изменения, обычно наблюдаемые при раке. Первая такая процедура была одобрена FDA в 2017 году, позже было одобрено еще четыре.
CAR-T-клеточная терапия показала отличные результаты в борьбе с некоторыми видами рака, но у нее есть и ограничения: она плохо работает против сóлидных (плотных) опухолей и поэтому обычно используется в борьбе с лейкемией и другими видами рака крови. К тому же она дороги: по данным Центров услуг Medicare и Medicaid, курс CAR-T-терапии может стоить более $400 000.
Компания Сабзевари разработала метод «Ultra CAR-T». В рамках этого метода у пациента проводят забор T-клеток. Гены, запускающие их производство, вводятся в плазмидную ДНК (это небольшие внехромосомные самореплицирующися ДНК — их встречают, например, у бактерий). Плазмидную ДНК модифицируют для производства более эффективных против рака Т-клеток. Получившиеся плазмиды вводят в организм пациента, для усиления иммунного ответа добавляя интерлейкин-15.
Использование плазмид вместо вирусов исключает риск того, что организм воспримет модифицированные T-клетки как инородные тела. Кроме того, плазмидную ДНК можно масштабировать и производить гораздо дешевле. Precigen использует сложную запатентованную систему для обеспечения контроля качества — она получила одобрение FDA осенью 2020 года. Помимо прочего, это быстро: по словам Сабзевари, если кровь у пациента берут утром, Т-клетки могут быть выделены, а клетки Ultra CAR-T — произведены и готовы к доставке уже на следующий день.