Как сделать Петербург по-настоящему приморским?

Собака.ruРепортаж

Хвоя

Георгий Снежкин и Илья Спиридонов, бюро «Хвоя»

Архитекторы Георгий Снежкин и Илья Спиридонов (бюро «Хвоя»!) проектируют мост между реальностью, Петербургом будущего, здравым смыслом и Союзом архитекторов: стали пионерами промышленного редевелопмента, разработав облик проекта «Севкабель Порт», придумали дом-колыбель (действительно раскачивающийся!), а также как на самом деле стоило бы выглядеть Тучкову буяну и Яхт-клубу на Петровском острове. Кроме того, в этом сентябре Георгий и команда перезапустили фестиваль «Архитектон», который впервые за десятилетия прошел не в полутемном зале на четвертом этаже Дома архитектора, а на важной городской площадке, в Манеже.

С архитектурным критиком и автором телеграм-канала «Город, говори» Марией Элькиной Георгий и Илья обсудили архиважное — стоит ли озеленять Дворцовую площадь и как сделать Петербург по-настоящему приморским.

Идея «Хвои» при работе над «Севкабель Портом» была в том, чтобы подчеркнуть эстетику индустриальных зданий, которые уже были на этой территории

О фестивале «Архитектон» и почему в петербургской архитектуре не происходит смена поколений

В сентябре в «Манеже» прошел фестиваль «Архитектон» — его ежегодно устраивает Союз архитекторов. Раньше это событие было рассчитано исключительно на «внутреннего пользователя» — все происходило в стенах Дома архитектора, где петербургские зодчие выставляли свои работы и награждали призами те из них, которые им самим казались наиболее удачными. В этом году благодаря новому куратору Георгию Снежкину у «Архитектона» появилось междугороднее жюри, проекты участников показали в виде эффектных проекций на стенах, появились инсталляции молодых бюро и стенды учебных заведений от ИТМО до ГАСУ, в дискуссиях приняли участие и экс-идеолог «Севкабель Порта» Алексей Онацко, и звезды московской архитектуры — например, Олег Шапиро из бюро Wowhaus.

Важно прояснить, что Союз архитекторов — организация, сохранившаяся с советских времен. В профессиональном сообществе она заработала себе славу консервативной и даже ретроградной. Тем не менее никакого другого объединения архитекторов в России сегодня не существует, а без него невозможно выстраивать диалог между обществом и профессией.

Вы делали «Архитектон» как бюро, или это была личная инициатива?

Георгий: Я занимался фестивалем как член Союза архитекторов. Но я не курировал «Архитектон» один, я сам не справился бы. Сергей Падалко, основатель мастерской «Витрувий и сыновья», сделал дизайн выставки; я позвал независимого куратора Лизу Савину, чтобы у нас был хотя бы один не-архитектор в команде. Я, собственно, придумал концепцию.

В чем она состояла?

Георгий: Ничего сверхъестественного я не придумал. Когда всем членам правления Cоюза архитекторов разослали письмо с просьбой поделиться идеями относительно проведения фестиваля, я, видимо, оказался единственным, кто это сделал, и ответственный за «Архитектон» вице-президент Антон Головин предложил мне стать куратором. «Архитектон» долго был локальным мероприятием с выставкой на планшетах в Доме архитектора и выдачей премий друг другу. Шутили, что в четные годы Никита Явейн выдает премию Михаилу Мамошину, а по нечетным — наоборот.

Я предложил, во‑первых, пригласить внешнее жюри, а, во‑вторых, дополнить эту историю полноценной выставкой с кураторскими проектами, стендами образовательных учреждений, более интересной экспозицией.

Какое впечатление осталось после того, как фестиваль закончился?

Георгий: У меня смешанные чувства: никогда не было так стыдно, и одновременно я очень доволен. Стыдно, потому что все было ужасно скомкано на открытии, технически и организационно, какие‑то элементы выставки качественно меня не очень устраивают. При этом классно, что в «Манеж» пришло много людей и эта история стала публичной, получился какой‑то такой даже праздник.

У меня вот какое осталось впечатление от «Архитектона»: формально все стало цивилизованно — проекции на стенах, дизайн пространства, много дискуссий, — но содержательно как будто бы мало что изменилось. Мы увидели всё те же не самые классные проекты, что и раньше. Инсталляции молодых архитекторов выглядят вольной фантазией, не имеющей отношения к реальному городу. Как думаешь, новый формат фестиваля способен влиять на реальную архитектуру Петербурга?

Георгий: Я бы хотел, чтобы был способен. Мы не занимались отбором работ, в этом смысле мы оставили старый принцип — показали всё, что нам прислали. Я немного боялся того контента, который мы получим, потому что проекты действительно разного качества. Конечно, хотелось половину не брать, но в итоге решили честно показать всё, это ведь всё строят в Петербурге. Первый этаж вообще не предполагал модерации — мы продемонстрировали объективный срез того, что происходит в архитектуре города. В видеобоксах те мастерские, которые занимают сегодня 80 % рынка проектирования в Петербурге, показали сами себя как умели и как хотели. На втором этаже мы пригласили нескольких кураторов сделать авторские проекты, но и в них я не вмешивался. Может, публичность станет стимулом для развития.

На Георгии: шапка и джинсовая рубашка Finn Flare

Ты верно заметил, что 80 процентов рынка архитектурного проектирования уже много лет занимают одни и те же бюро. При этом любые новые имена в петербургской архитектуре связаны или с какими‑то небольшими проектами, или с работой в других городах. Как так вышло? В петербургской архитектуре существует конфликт отцов и детей?

Георгий: Лучше всего этот конфликт, между прочим, раскрыт в биографии моего напарника по «Хвое» Ильи Спиридонова, который буквально сын архитектора, довольно много построившего в Петербурге. Я понимаю эту ситуацию так: конфликт поколений возник потому, что в 1990‑е годы, когда в России менялось все на свете, те петербургские архитекторы, которым тогда было 40 или чуть больше и которые были в силе, как раз и сумели получить себе довольно большую долю рынка и держат ее до сих пор. Они, кстати, тогда были ровесниками своих заказчиков, как мне кажется. И вместе они просто установили определенные правила игры, в которых до сих пор и существуют. Сейчас этим людям в среднем от 60 до 75 лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лето – это любовь Лето – это любовь

Городские локации и природные места, которые приятно посетить вместе с любимым

Лиза
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Порно и предубеждение Порно и предубеждение

«Соперники»: чисто английские 1980-е

Weekend
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Найди меня Найди меня

Зачем люди ищут свои корни и почему готовы платить за это огромные деньги

Grazia
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Во власти эмоций Во власти эмоций

В чем разница между воришкой и клептоманом?

Лиза
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети

В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться?

Inc.
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Открыть в приложении