Хвоя
Архитекторы Георгий Снежкин и Илья Спиридонов (бюро «Хвоя»!) проектируют мост между реальностью, Петербургом будущего, здравым смыслом и Союзом архитекторов: стали пионерами промышленного редевелопмента, разработав облик проекта «Севкабель Порт», придумали дом-колыбель (действительно раскачивающийся!), а также как на самом деле стоило бы выглядеть Тучкову буяну и Яхт-клубу на Петровском острове. Кроме того, в этом сентябре Георгий и команда перезапустили фестиваль «Архитектон», который впервые за десятилетия прошел не в полутемном зале на четвертом этаже Дома архитектора, а на важной городской площадке, в Манеже.
С архитектурным критиком и автором телеграм-канала «Город, говори» Марией Элькиной Георгий и Илья обсудили архиважное — стоит ли озеленять Дворцовую площадь и как сделать Петербург по-настоящему приморским.
О фестивале «Архитектон» и почему в петербургской архитектуре не происходит смена поколений
В сентябре в «Манеже» прошел фестиваль «Архитектон» — его ежегодно устраивает Союз архитекторов. Раньше это событие было рассчитано исключительно на «внутреннего пользователя» — все происходило в стенах Дома архитектора, где петербургские зодчие выставляли свои работы и награждали призами те из них, которые им самим казались наиболее удачными. В этом году благодаря новому куратору Георгию Снежкину у «Архитектона» появилось междугороднее жюри, проекты участников показали в виде эффектных проекций на стенах, появились инсталляции молодых бюро и стенды учебных заведений от ИТМО до ГАСУ, в дискуссиях приняли участие и экс-идеолог «Севкабель Порта» Алексей Онацко, и звезды московской архитектуры — например, Олег Шапиро из бюро Wowhaus.
Важно прояснить, что Союз архитекторов — организация, сохранившаяся с советских времен. В профессиональном сообществе она заработала себе славу консервативной и даже ретроградной. Тем не менее никакого другого объединения архитекторов в России сегодня не существует, а без него невозможно выстраивать диалог между обществом и профессией.
Вы делали «Архитектон» как бюро, или это была личная инициатива?
Георгий: Я занимался фестивалем как член Союза архитекторов. Но я не курировал «Архитектон» один, я сам не справился бы. Сергей Падалко, основатель мастерской «Витрувий и сыновья», сделал дизайн выставки; я позвал независимого куратора Лизу Савину, чтобы у нас был хотя бы один не-архитектор в команде. Я, собственно, придумал концепцию.
В чем она состояла?
Георгий: Ничего сверхъестественного я не придумал. Когда всем членам правления Cоюза архитекторов разослали письмо с просьбой поделиться идеями относительно проведения фестиваля, я, видимо, оказался единственным, кто это сделал, и ответственный за «Архитектон» вице-президент Антон Головин предложил мне стать куратором. «Архитектон» долго был локальным мероприятием с выставкой на планшетах в Доме архитектора и выдачей премий друг другу. Шутили, что в четные годы Никита Явейн выдает премию Михаилу Мамошину, а по нечетным — наоборот.
Я предложил, во‑первых, пригласить внешнее жюри, а, во‑вторых, дополнить эту историю полноценной выставкой с кураторскими проектами, стендами образовательных учреждений, более интересной экспозицией.
Какое впечатление осталось после того, как фестиваль закончился?
Георгий: У меня смешанные чувства: никогда не было так стыдно, и одновременно я очень доволен. Стыдно, потому что все было ужасно скомкано на открытии, технически и организационно, какие‑то элементы выставки качественно меня не очень устраивают. При этом классно, что в «Манеж» пришло много людей и эта история стала публичной, получился какой‑то такой даже праздник.
У меня вот какое осталось впечатление от «Архитектона»: формально все стало цивилизованно — проекции на стенах, дизайн пространства, много дискуссий, — но содержательно как будто бы мало что изменилось. Мы увидели всё те же не самые классные проекты, что и раньше. Инсталляции молодых архитекторов выглядят вольной фантазией, не имеющей отношения к реальному городу. Как думаешь, новый формат фестиваля способен влиять на реальную архитектуру Петербурга?
Георгий: Я бы хотел, чтобы был способен. Мы не занимались отбором работ, в этом смысле мы оставили старый принцип — показали всё, что нам прислали. Я немного боялся того контента, который мы получим, потому что проекты действительно разного качества. Конечно, хотелось половину не брать, но в итоге решили честно показать всё, это ведь всё строят в Петербурге. Первый этаж вообще не предполагал модерации — мы продемонстрировали объективный срез того, что происходит в архитектуре города. В видеобоксах те мастерские, которые занимают сегодня 80 % рынка проектирования в Петербурге, показали сами себя как умели и как хотели. На втором этаже мы пригласили нескольких кураторов сделать авторские проекты, но и в них я не вмешивался. Может, публичность станет стимулом для развития.
Ты верно заметил, что 80 процентов рынка архитектурного проектирования уже много лет занимают одни и те же бюро. При этом любые новые имена в петербургской архитектуре связаны или с какими‑то небольшими проектами, или с работой в других городах. Как так вышло? В петербургской архитектуре существует конфликт отцов и детей?
Георгий: Лучше всего этот конфликт, между прочим, раскрыт в биографии моего напарника по «Хвое» Ильи Спиридонова, который буквально сын архитектора, довольно много построившего в Петербурге. Я понимаю эту ситуацию так: конфликт поколений возник потому, что в 1990‑е годы, когда в России менялось все на свете, те петербургские архитекторы, которым тогда было 40 или чуть больше и которые были в силе, как раз и сумели получить себе довольно большую долю рынка и держат ее до сих пор. Они, кстати, тогда были ровесниками своих заказчиков, как мне кажется. И вместе они просто установили определенные правила игры, в которых до сих пор и существуют. Сейчас этим людям в среднем от 60 до 75 лет.