Александра Ребенок
Мистический триллер про вечную зиму и вещие сны? В этом фильме точно должна быть Александра Ребенок! Мы знакомы со «Школы», и кажется, эта актриса в каждой своей роли поет песнь льда и пламени. В новейшем сериале «Сны Алисы» Александра творит очень странные дела: затерянный северный городок, из которого никто никогда не мог выбраться, рядом — секретный объект, и школьница, которая расследует убийство с помощью сверхъестественного дара. Критики в Каннах и на Berlinаle Series Market уже оценили как исключительно перспективный этот проект от команды 1-2-3 Production (хиты «Эпидемия», «Перевал Дятлова», «Колл-центр»), так что мы точно знаем, что вы будете делать 7 декабря. Премьера на Premier!
Мистический триллер «Сны Алисы» и при чем здесь нечто иное?
Мы на «ты»?
Наверное, да.
Видел твое давнее интервью, где ты в процессе разговора сама предложила журналисту перейти на «ты». Легко сближаешься с людьми?
Зависит от ситуации. Изначально я со всеми на «вы», но если понимаю, что это преграда, а нам работать вместе или, как сейчас, дать интервью и быть в таком доверительном общении, — это ускоряет процесс. Но с режиссерами я всегда на «вы». Даже Богомолов для меня — Константин Юрьевич и никак иначе. Мне важна дистанция.
Категорично! Почему?
Я стараюсь с режиссерами не сближаться во время работы — никакой дружбы, совместных ужинов, приглашений в гости. У меня был неудачный опыт такой дружбы. С тех пор мне кажется, что отношения режиссера и актера — это химия. Режиссер выбирает актера по типажу, внешности, а дальше все время хочет разгадать формулу твоей природы, чтобы уметь ею управлять. Твоя задача — максимально запутать следы. Чем больше актер позволяет пересечь свои границы, раскрыться, тем хуже для него. Тем менее интересен он становится. Это как отношения мужчины и женщины: сначала химически интересно, а потом проходит три года и уже все приелось. Все секреты раскрыты.
Почему ты не думаешь, что, лучше узнав актера лично, режиссер поймет, на что тот способен?
Для этого у меня есть роли — пусть именно они и удивляют. И мне приятно, когда режиссер, с которым я работала, вдруг видит какую-то другую мою роль и говорит: «Надо же, я тебя с этой стороны не видел, не знал, что и это в тебе есть».
Театр или кино?
В МХТ им. Чехова я служу уже одиннадцатый год. Там — примерно десять спектаклей в месяц. Еще у меня есть Театр на Малой Бронной, там три спектакля. И это — мой якорь в профессии, это дом и семья. А кино — это роман, курортный. Встретились — шампанское, фейерверк, приключения, спонтанность и непосредственность. Театр — навсегда, это то, что ты оберегаешь. Но романы никто не запрещал.
Расскажи про роман с сериалом «Сны Алисы».
Мне очень нравятся режиссер «Снов» Андрей Джунковский и еще один его нашумевший сериал «Лучше, чем люди» — это футуристический триллер с Паулиной Андреевой и Кириллом Кяро. И понравилось, что «Сны Алисы» — триллер, у меня уже был опыт работы в этом жанре — «Невеста» Святослава Подгаевского. В триллере зритель не должен жалеть тебя в кадре — ему должно быть за тебя страшно! И вот это надо актерски «протянуть». Если у Подгаевского я была реальным человеком, в которого вселилось нечто иное, то в «Снах Алисы» я, может, и стараюсь быть человеком, но нечто иное во мне уже есть.
Когда главную героиню в сериале зовут Алисой (в сериале ее исполняет Алина Гвасалия. — Прим. ред.), это как-то связано с «Алисой в Стране чудес»?
Я себя в детстве называла Алисой! Это было мое любимое имя: я часто слушала пластинку — музыкальную сказку на стихи Высоцкого по мотивам Льюиса Кэрролла. Я ее до сих пор наизусть помню! Мой папа — математик, как и Кэрролл, и он тоже эту сказку всегда любил. В общем, с «Алисой» связано много приятных воспоминаний. И да, в сериале главная героиня Алиса живет в двух мирах, уходит из реальности в мир сновидений — и это как будто Зазеркалье. Еще там четко выписаны два мира — детей и взрослых: вечный конфликт, порождающий множество травм и патологий, показан через мистический сюжет.
Сейчас на тему отношений отцов и детей много снимают — «Сны Алисы», «Трудные подростки», «Контакт», «Цикады».
Вечная тема, «Гамлет» — это ведь тоже о любви отца и сына. Такой сериал, как «Сны Алисы» — всегда повод для детей и родителей поговорить. Я ведь снималась в сериале «Школа» Валерии Гай Германики, и когда он вышел, став сенсацией, не раз слышала от родителей, учителей благодарности за то, что «Школа» стала поводом для беседы. Люди признавались, что даже не предполагали, о чем именно могут тревожиться их дети. Хорошо, что есть такое кино. В пубертате тебе кажется, что все переживаемое тобой — эксклюзивно. Ты страдаешь так, как никто на планете. Твои неприятности межгалактические, родители, динозавры ничего не понимают. И никто не может тебе помочь. А кино показывает, что у всех так было, что каждого бросало из абсолютного счастья в лютый депрессняк. И из этой ситуации непременно есть выход.
Меня в годы пубертата, например, очень сильно колбасило, но сериалов не было, а книги читать мне было тогда неинтересно.
Что тебя спасало?
Моей опорой стал детский музыкальный театр Галины Вишневской: когда при нем открыли колледж, я ушла из обычной школы. Еще девять лет я училась в художке. Конечно, меня все это бесило — краски, сольфеджио, — но, думаю, возможность знакомиться несколько раз в неделю с шедеврами давала силы принимать верные решения в некоторых ситуациях. На все это можно было опереться подсознательно и не утонуть в 1990-х.