Россия не имеет полной цепочки производства редкоземельных металлов

МонокльБизнес

Суверенитет дороже денег

Россия не сможет добиться технологического суверенитета, не имея полной цепочки производства редкоземельных металлов, считает глава компании — разработчика Африкандского месторождения Андрей Тренин

Анжела Сикамова

Андрей Тренин считает, что в сфере редкоземельных металлов нужно иметь полную технологическую цепочку производства до самых верхних переделов

Тема производства редкоземельных металлов (РЗМ), до последнего времени находившаяся в фокусе внимания в основном только профильных специалистов, последние несколько недель постоянно появляется в первых пунктах новостной повестки дня. Актуальной ее сделал процесс деглобализации мировой экономики, ускорение которому придал Дональд Трамп, недавно приступивший к исполнению обязанностей президента США.

Дело в том, что от наличия доступа к редкоземельным металлам, объем рынка которых сам по себе не столь велик, зависят высокотехнологичные сектора экономики, создающие большую добавленную стоимость, а также напрямую влияющие, например, на обороноспособность.

Так случилось, что доминирующее положение на рынке РЗМ сейчас занимает Китай (см. график 1), который прилагает усилия к тому, чтобы сохранять за собой это положение. Именно в этой стране сосредоточена полная технологическая цепочка производства редкоземов. Страны-потребители — те же США и Россия — отправляют в КНР редкоземельное сырье для переработки, получая обратно или сами металлы, или уже готовые изделия, содержащие РЗМ (см. «Редкие земли не долетают до производства», «Монокль» № 9 за 2025 год).

Текущая потребность российской промышленности в редкоземельных металлах составляет порядка 2500 тонн. Это менее 1% от мирового производства РЗМ. И практически весь этот объем российские предприятия получают из Китая в виде металла и готовых изделий. Собственное российское производство исчисляется сотнями килограммов. Нарастить его вполне возможно: есть и сырье, и технологии, и необходимое оборудование. Но нет заинтересованности потребителей покупать именно российские РЗМ: они дороже китайских. По данным компании «Росатом Недра», только себестоимость производства РЗМ в России составляет 20 долларов за килограмм, в то время как стоимость корзины разделенных РЗМ в КНР — 11,5 доллара за килограмм (см. график 2). Высокая же цена российских РЗМ во многом обусловлена малыми объемами производства.

Несложный и грубый расчет показывает, что для компенсации этой разницы можно было в год субсидировать производство российских РЗМ на 21,25 млн долларов. Тогда у потенциальных покупателей не было бы аргумента «мы покупаем РЗМ в Китае, потому что там дешевле», уверенность в сбыте позволила бы реализовать проекты по производству РЗМ, а далее — производство компонентов и изделий с применением редкоземов, например неодимовых магнитов, электродвигателей и генераторов на их основе, беспилотников и ветроэлектростанций.

Понятно, что приведенный расчет весьма приблизителен, но порядок цифр вряд ли изменится при добавлении еще каких-то вводных. Отметим, что подобная схема используется при поддержке производителей сельскохозяйственной техники, и это позволило российским компаниям существенно нарастить ее выпуск и потеснить на нашем рынке иностранных конкурентов.

Один из крупных проектов в области редких и редкоземельных металлов — проект разработки Африкандского месторождения перовскит-титаномагнетитовых руд, предполагающий как строительство ГОКа, химико-металлургического комплекса для производства диоксида титана (используется при производстве красок и покрытий, в пищевой отрасли, косметике и фармацевтике и пр.) и оксидов редкоземельных металлов. Это месторождение известно давно, и попытка приступить к его разработке предпринималась еще в середине прошлого века, однако тогда не было технологии, позволяющей решить проблему присутствовавшего в руде радиоактивного тория.

Новую попытку разработать Африканду сейчас предпринимает компания «Аркминерал-Ресурс». О том, как это происходит, и о будущем отечественной редкоземельной отрасли «Монокль» поговорил с генеральным директором компании Андреем Трениным.

— Нынешняя шумиха вокруг редкоземельных металлов объясняется только популистскими заявлениями Трампа?

— Шумиха связана, конечно, с последними политическими заявлениями президента Дональда Трампа, которые касались сначала Гренландии, потом Украины. А сейчас перекинулись на Россию, благодаря Владимиру Владимировичу, который с присущим ему юмором заметил, что мы, вообще-то, вторые в мире по запасам редкоземельных металлов. И уж если развивать сотрудничество по редким землям, то с кем, как не с нами.

Все эти заявления вызвали заметный общественный резонанс, но он будет краткосрочным. А вот фундаментальные причины интереса к РЗМ лежат гораздо глубже и связаны с глобальной борьбой за мировые ресурсы редких земель. Технологический суверенитет сегодня невозможно построить без собственной вертикально и горизонтально интегрированной отрасли редкоземельных металлов. Необходим полный цикл производства, от руды до конечных изделий, и речь идет о самых востребованных на сегодня продуктах. Это сверхпроводники, чипы, магниты и конденсаторы, которые применяются в электронике для всевозможных девайсов, в моторах для электромобилей, в авиакосмической отрасли. И наконец, в ВПК: магниты нужны для выпуска дронов и беспилотников. То, на чем основана безопасность страны в военном смысле этого слова.

— Как устроен рынок РЗМ?

— Сейчас рынок оценивается в 16–20 миллиардов долларов по всем переделам производства. По прогнозам западных аналитиков, до 2030 года средний годовой темп роста будет составлять около 10 процентов в год. И это похоже на правду, соответственно, у рынка редких земель имеется еще и очень серьезный потенциал.

Китай на сегодня занимает 60 процентов мирового рынка добычи редких земель и более 90 процентов его переработки, и это единственная страна, которая обладает полной цепочкой производства. На Россию приходится лишь один процент мировой добычи, и эта цифра не растет. Мы экспортируем почти 90 процентов производимого редкоземельного концентрата и импортируем 90 процентов РЗМ в готовых изделиях.

— Так было не всегда…

— В советское время у нас была полностью замкнутая промышленная цепочка. В Мурманской области существовал Ловозерский горно-обогатительный комбинат, он добывал руду и первичный концентрат, который потом отправлялся на переработку в Пермский край, на Соликамский магниевый завод. Дальше из полученного коллективного редкоземельного концентрата производились оксиды РЗМ на предприятиях в Эстонии и Казахстане. С развалом Советского Союза эти страны ушли в свободное плавание, и поэтому мы лишились самого важного этапа передела. РЗМ не так трудно найти в земле, как извлечь и переработать. Сами по себе сырые редкие земли никому не нужны. Но у нас сегодня нет достаточного разделительного производства на металлы, нет порошков, магнитов и конечных продуктов.

— Мы одни такие на рынке или еще есть примеры?

— Нет, у США похожая ситуация, хоть они в двадцать раз больше производят, но весь коллективный концентрат отправляют на переработку в Китай. Так что этот перекос в торговых отношениях США и Китая в области критически важных металлов и лежит в основе политических заявлений Трампа. И если говорить про страны, которые обладают возможностями и желанием работать в редких землях по всей цепочке — от сырья до конечных изделий, то пока у нас еще есть шанс остаться в этой тройке: США, Китай и Россия. Но чем дольше мы топчемся на месте, тем меньше остается возможностей для того, чтобы нарастить свои собственные мощности.

— Как вообще получилось, что сейчас Китай доминирует на рынке РЗМ?

— Китай начал заниматься редкими землями еще с середины прошлого века, с открытия гигантского и уникального месторождения железных руд и редкоземельных металлов Баян-Обо во Внутренней Монголии. Сразу стало понятно, что эту тему надо развивать, и Китай начал планомерно, шаг за шагом строить собственную промышленность.

С технологиями и оборудованием на первом этапе очень во многом помог СССР. Но к 1990-м годам стало понятно, что в России редкие земли развиваются сложно, долго и дорого, энтузиастов нет. В начале 2000-х Китай уже был достаточно силен, чтобы влиять на мировые цены на редкие земли. Но даже тогда речь не шла о полном доминировании Китая, потому что в Калифорнии разрабатывался большой карьер Маунтин-Пасс, на котором была построена американская редкоземельная промышленность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стать тачкой номер один в России Стать тачкой номер один в России

Как в провинциальном городке за десять лет вызрело экономическое чудо

Монокль
Фактор роста Фактор роста

Особенности факторных стратегий на российском финансовом рынке

Деньги
Новая Москва Новая Москва

Мы давно хотели поговорить с главным архитектором столицы Сергеем Кузнецовым

ТехИнсайдер
Строительные нормы против потребительского терроризма Строительные нормы против потребительского терроризма

Минстрой установил новые требования к отделке квартир

Монокль
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Умереть по-христиански Умереть по-христиански

«Мы насилу довели его до смерти христианской»

Дилетант
Мили ненависти Мили ненависти

Попытка морской блокады Калининграда — однозначно трактуемый акт агрессии

Монокль
Рейс на русский Куршевель Рейс на русский Куршевель

Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

Монокль
Судный день Судный день

Вызвали в суд в качестве присяжной? Осторожнее, это могут быть мошенники

Лиза
По ком стучит барабан По ком стучит барабан

«Обезьяна» — причудливый хоррор, вдохновленный рассказом Стивена Кинга

Weekend
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Все, что нам кажется маловажным: рецензия на пронзительные «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи Все, что нам кажется маловажным: рецензия на пронзительные «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи

«Мелочи жизни»: оглушающе тихая драма про то, что в жизни нет мелочей

Правила жизни
Годовые кольца: 1610 Годовые кольца: 1610

Открытие Гудзонова залива и революция в астрономии: что случилось в 1610 году

Вокруг света
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Фитоняня Фитоняня

Как озеленить детскую комнату: красиво и безопасно

Лиза
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом 8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом

Не любишь салат с тунцом? А ты точно правильно его готовишь?

VOICE
Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях

Как узнать, что ваши отношения здоровые? Поможет поступок, выявленный учеными

ТехИнсайдер
От эволюции к революции От эволюции к революции

Разговор о настоящем и будущем российского авиационного двигателестроения

Монокль
7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже 7 самых распространенных способов обмана на шиномонтаже

Как не попасться на крючок мошенников в шиномонтаже

Maxim
Дарья Горякина Дарья Горякина

Лектор Дарья Горякина превращает «Хеликс» в лабораторный Google России

Собака.ru
Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка Что сделать, чтобы авокадо быстрее дозрело: 4 простых трюка

Лайфхаки, которые помогут ускорить процесс дозревания авокадо

ТехИнсайдер
Что такое дневник питания, как его вести: разбираемся вместе с диетологом Что такое дневник питания, как его вести: разбираемся вместе с диетологом

Дневник питания — это простой, но эффективный способ контролировать свой рацион

РБК
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Горячее сердце Алтая Горячее сердце Алтая

На Алтае староверы испокон веков искали загадочную страну Беловодье

Вокруг света
Открыть в приложении