Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБСобытия

Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет.

Текст: Денис Великжанин

Трудно сказать, было ли это стечение обстоятельств или грамотный расчет, но Теодор Курентзис с самого начала выстроил правильную стратегию, куда ложатся и внезапный переезд из солнечной Греции в не столь солнечную Россию в 1994-м, и обучение в Санкт-Петербурге у Ильи Мусина, и решение на первом этапе работать в Новосибирске, далеком от магистралей культурной жизни. В результате у него получилось занять почти свободную нишу и с точки зрения географии, и с точки зрения репертуара (первоначально - барокко плюс музыка ХХ века).

Конечно, концертная жизнь в Сибири была, но Курентзис, к тому моменту уже известный в музыкальном мире Москвы и Петербурга, сделал ее еще масштабнее. Решение работать в Новосибирске было смелым шагом, и с высоты прошедших лет оно кажется вполне разумным: вместо того, чтобы добиваться места в столицах, куда рвутся все, он уехал подальше — в город, где есть необходимая любому оркестру поддержка и культурная среда, но одновременно и большая свобода. Где дышится легче и нет такой концентрации культурных событий, которая в столицах могла бы помешать росту.

Появившись в Новосибирске в 2004 году, созданный Курентзисом небольшой коллектив барочного формата musicAeterna поначалу был чем-то средним между творческой лабораторией и клубом по интересам, без претензий на уникальность и величие, но с вектором движения, который и вывел его к высотам.

Он постоянно расширял границы допустимого. Сначала постановка «Аиды» в 2004 году, которая сейчас кажется милой и уютной, а тогда вызывала сильное неприятие из-за переноса действия оперы в околосоветскую реальность. Затем — немыслимое в то время партнерство Новосибирской и Парижской оперы в постановке вердиевского «Макбета» (2008). В Перми, где Курентзис в 2011 году стал художественным руководителем театра оперы и балета, к нему пришла еще более громкая слава. И опять удача — его работа там отчасти совпала с «пермской культурной революцией», а во многом и поспособствовала смелой идее сделать в России новый центр музыкальной и культурной жизни.

Под руководством Курентзиса Дягилевский фестиваль, который он возглавил в 2012 году, за восемь лет стал событием мирового масштаба. Гости и музыканты со всего света съезжались в город на Каме. И было на что посмотреть и что послушать. Взять хотя бы «Травиату» Роберта Уилсона 2016 года. Когда еще в России, но не в Петербурге и не в Москве, была премьера такого значения? А наряду с «Травиатой» — большой романтической оперой — были концерты духовной музыки, и камерные концерты на старинных инструментах, и перформансы современных художников. Но главное — на фестивале всегда царила атмосфера свободы и творчества, которую хорошо дополняла авторская мифология Курентзиса: загадочность и туманность его высказываний, его гипнотические жесты, разговоры о музыке через разговоры о тишине, о чувствах и философии, о поэзии и других искусствах. Это, кстати, хороший способ введения человека в мир академической музыки, консервативный и для многих загадочный. Отправляясь туда напрямую, трудно разобраться, в чем ее суть — в ремесле или личности дирижера, в его одаренности, в самой музыке или в том, что просвечивает сквозь лабиринты музыковедческих описаний. Зато

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Держать локализацию по ветру Держать локализацию по ветру

Отечественные компании расширяют производство зеленой энергии

Деньги
Диана Арбенина: «Книги как хлеб, их надо нюхать!» Диана Арбенина: «Книги как хлеб, их надо нюхать!»

Диана Арбенина — о возрасте, творчестве и отношениях с матерью

СНОБ
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Как России преодолеть магнитную аномалию Как России преодолеть магнитную аномалию

Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высоких технологий

Монокль
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Саксаулы вместо волн Саксаулы вместо волн

Аральское море сегодня стало символом экологической катастрофы

Вокруг света
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов

Зона декольте требует особого внимания

VOICE
Интерьер-праздник Интерьер-праздник

Эффектная и яркая иллюстрация к поговорке «дизайн на кончиках пальцев»

Идеи Вашего Дома
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный интерьер в духе современной классики

SALON-Interior
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
Без обид Без обид

Почему возникает обида и как всё-таки её победить

Новый очаг
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
Я всё смогу! Я всё смогу!

7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

Лиза
Есть вопрос Есть вопрос

Что такое хорарная астрология и как ей пользоваться

Лиза
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
Крепкий фундамент Крепкий фундамент

Особенности взаимоотношений российских яхтенных дилеров с британскими верфями

Y Magazine
От любопытства до радикализма От любопытства до радикализма

Путь радикализации конспирологической идеи может быть пугающе коротким

Правила жизни
Фитнес-геометрия Фитнес-геометрия

Уникальная методика тренировок от фитнес-редакторов Ксении Ruff и Олега Майами

ЖАРА Magazine
Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно

Наука в очередной раз доказала, что секс — это лучшее лекарство

Maxim
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Открыть в приложении