Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБСобытия

Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет.

Текст: Денис Великжанин

Трудно сказать, было ли это стечение обстоятельств или грамотный расчет, но Теодор Курентзис с самого начала выстроил правильную стратегию, куда ложатся и внезапный переезд из солнечной Греции в не столь солнечную Россию в 1994-м, и обучение в Санкт-Петербурге у Ильи Мусина, и решение на первом этапе работать в Новосибирске, далеком от магистралей культурной жизни. В результате у него получилось занять почти свободную нишу и с точки зрения географии, и с точки зрения репертуара (первоначально - барокко плюс музыка ХХ века).

Конечно, концертная жизнь в Сибири была, но Курентзис, к тому моменту уже известный в музыкальном мире Москвы и Петербурга, сделал ее еще масштабнее. Решение работать в Новосибирске было смелым шагом, и с высоты прошедших лет оно кажется вполне разумным: вместо того, чтобы добиваться места в столицах, куда рвутся все, он уехал подальше — в город, где есть необходимая любому оркестру поддержка и культурная среда, но одновременно и большая свобода. Где дышится легче и нет такой концентрации культурных событий, которая в столицах могла бы помешать росту.

Появившись в Новосибирске в 2004 году, созданный Курентзисом небольшой коллектив барочного формата musicAeterna поначалу был чем-то средним между творческой лабораторией и клубом по интересам, без претензий на уникальность и величие, но с вектором движения, который и вывел его к высотам.

Он постоянно расширял границы допустимого. Сначала постановка «Аиды» в 2004 году, которая сейчас кажется милой и уютной, а тогда вызывала сильное неприятие из-за переноса действия оперы в околосоветскую реальность. Затем — немыслимое в то время партнерство Новосибирской и Парижской оперы в постановке вердиевского «Макбета» (2008). В Перми, где Курентзис в 2011 году стал художественным руководителем театра оперы и балета, к нему пришла еще более громкая слава. И опять удача — его работа там отчасти совпала с «пермской культурной революцией», а во многом и поспособствовала смелой идее сделать в России новый центр музыкальной и культурной жизни.

Под руководством Курентзиса Дягилевский фестиваль, который он возглавил в 2012 году, за восемь лет стал событием мирового масштаба. Гости и музыканты со всего света съезжались в город на Каме. И было на что посмотреть и что послушать. Взять хотя бы «Травиату» Роберта Уилсона 2016 года. Когда еще в России, но не в Петербурге и не в Москве, была премьера такого значения? А наряду с «Травиатой» — большой романтической оперой — были концерты духовной музыки, и камерные концерты на старинных инструментах, и перформансы современных художников. Но главное — на фестивале всегда царила атмосфера свободы и творчества, которую хорошо дополняла авторская мифология Курентзиса: загадочность и туманность его высказываний, его гипнотические жесты, разговоры о музыке через разговоры о тишине, о чувствах и философии, о поэзии и других искусствах. Это, кстати, хороший способ введения человека в мир академической музыки, консервативный и для многих загадочный. Отправляясь туда напрямую, трудно разобраться, в чем ее суть — в ремесле или личности дирижера, в его одаренности, в самой музыке или в том, что просвечивает сквозь лабиринты музыковедческих описаний. Зато

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь врасплох Жизнь врасплох

В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь

СНОБ
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Основа макияжа Основа макияжа

Как продают и из чего делают косметику в России, рассказывает Наталья Ракоч

СНОБ
Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!» Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!»

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

Караван историй
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину

Какие нейрочипы с разным функционалом создают сегодня лаборатории и стартапы

Монокль
Пахнет осенью Пахнет осенью

А значит, и самыми громкими парфюмерными запусками

Vogue
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Годовые кольца: 1610 Годовые кольца: 1610

Открытие Гудзонова залива и революция в астрономии: что случилось в 1610 году

Вокруг света
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят миллионы долларов?

СНОБ
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Замок Цецилиенхоф Замок Цецилиенхоф

Построенный в начале ХХ столетия Цецилиенхоф напоминает дворец Коттедж Петергофа

Дилетант
Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть» Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть»

Ходит человек, ни одной интриги не может развести. Зачем ты сюда приехала?

Коллекция. Караван историй
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Как война меняет людей и брак — в 15 цитатах из романа «Балканская трилогия» Как война меняет людей и брак — в 15 цитатах из романа «Балканская трилогия»

О чем роман «Балканская трилогия» и почему он так хорошо показывает войну

Psychologies
Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим

Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим — о токсичности моды и русском фото в мире

Собака.ru
Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела Как набрать мышечную массу согласно науке: секреты рельефного тела

Набор мышечной массы – это не просто про штангу и куриную грудку

ТехИнсайдер
Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно Целибат сведет в могилу: почему не заниматься сексом смертельно опасно

Наука в очередной раз доказала, что секс — это лучшее лекарство

Maxim
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Я никогда не ждала принца на белом коне Я никогда не ждала принца на белом коне

Актриса Валентина Ляпина размышляет о героине сказки «Царевна-лягушка»

Новый очаг
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
«Актив на самом деле уникальный» «Актив на самом деле уникальный»

Кирилл Ершов — о развитии подконтрольной холдингу компании «Ростагро»

Агроинвестор
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Худеет тот, кто вкусно ест Худеет тот, кто вкусно ест

Может ли диета быть «праздником для живота»?

Лиза
Открыть в приложении