Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБСобытия

Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет.

Текст: Денис Великжанин

Трудно сказать, было ли это стечение обстоятельств или грамотный расчет, но Теодор Курентзис с самого начала выстроил правильную стратегию, куда ложатся и внезапный переезд из солнечной Греции в не столь солнечную Россию в 1994-м, и обучение в Санкт-Петербурге у Ильи Мусина, и решение на первом этапе работать в Новосибирске, далеком от магистралей культурной жизни. В результате у него получилось занять почти свободную нишу и с точки зрения географии, и с точки зрения репертуара (первоначально - барокко плюс музыка ХХ века).

Конечно, концертная жизнь в Сибири была, но Курентзис, к тому моменту уже известный в музыкальном мире Москвы и Петербурга, сделал ее еще масштабнее. Решение работать в Новосибирске было смелым шагом, и с высоты прошедших лет оно кажется вполне разумным: вместо того, чтобы добиваться места в столицах, куда рвутся все, он уехал подальше — в город, где есть необходимая любому оркестру поддержка и культурная среда, но одновременно и большая свобода. Где дышится легче и нет такой концентрации культурных событий, которая в столицах могла бы помешать росту.

Появившись в Новосибирске в 2004 году, созданный Курентзисом небольшой коллектив барочного формата musicAeterna поначалу был чем-то средним между творческой лабораторией и клубом по интересам, без претензий на уникальность и величие, но с вектором движения, который и вывел его к высотам.

Он постоянно расширял границы допустимого. Сначала постановка «Аиды» в 2004 году, которая сейчас кажется милой и уютной, а тогда вызывала сильное неприятие из-за переноса действия оперы в околосоветскую реальность. Затем — немыслимое в то время партнерство Новосибирской и Парижской оперы в постановке вердиевского «Макбета» (2008). В Перми, где Курентзис в 2011 году стал художественным руководителем театра оперы и балета, к нему пришла еще более громкая слава. И опять удача — его работа там отчасти совпала с «пермской культурной революцией», а во многом и поспособствовала смелой идее сделать в России новый центр музыкальной и культурной жизни.

Под руководством Курентзиса Дягилевский фестиваль, который он возглавил в 2012 году, за восемь лет стал событием мирового масштаба. Гости и музыканты со всего света съезжались в город на Каме. И было на что посмотреть и что послушать. Взять хотя бы «Травиату» Роберта Уилсона 2016 года. Когда еще в России, но не в Петербурге и не в Москве, была премьера такого значения? А наряду с «Травиатой» — большой романтической оперой — были концерты духовной музыки, и камерные концерты на старинных инструментах, и перформансы современных художников. Но главное — на фестивале всегда царила атмосфера свободы и творчества, которую хорошо дополняла авторская мифология Курентзиса: загадочность и туманность его высказываний, его гипнотические жесты, разговоры о музыке через разговоры о тишине, о чувствах и философии, о поэзии и других искусствах. Это, кстати, хороший способ введения человека в мир академической музыки, консервативный и для многих загадочный. Отправляясь туда напрямую, трудно разобраться, в чем ее суть — в ремесле или личности дирижера, в его одаренности, в самой музыке или в том, что просвечивает сквозь лабиринты музыковедческих описаний. Зато

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Птица-стройка Птица-стройка

Не стройкой единой: чем и как жили бамовцы

СНОБ
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
«Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню» «Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню»

Аня Пересильд — как сложилась ее жизнь после «Слова пацана»

OK!
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги об истории обуви, искусстве и первом кризисе Русской церкви

Дилетант
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Москва дерется в перчатках Москва дерется в перчатках

Новый викторианский сериал Стивена Найта на ВВС One

Weekend
Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
14 610 дней молодости 14 610 дней молодости

Как быть счастливым, здоровым и успешным в любом возрасте

Men Today
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
Крепкий фундамент Крепкий фундамент

Особенности взаимоотношений российских яхтенных дилеров с британскими верфями

Y Magazine
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
«Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам «Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам

Как нормализовать свое отношение к деньгам?

Psychologies
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила» Владимир Олькиницкий: «Шефы — это мощная движущая сила»

Решил, что покажу — повар может быть рок-звездой

Bones
8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки 8 доказательств того, что вы неправильно моете посуду: самые распространенные ошибки

Эти ошибки при мытье посуды влияют непосредственно на ваше здоровье!

ТехИнсайдер
Погрузиться в сон Погрузиться в сон

Как научиться высыпаться, не меняя привычного ритма жизни

Лиза
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим

Абдулла Артуев и Гатциев Ибрагим — о токсичности моды и русском фото в мире

Собака.ru
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Худеет тот, кто вкусно ест Худеет тот, кто вкусно ест

Может ли диета быть «праздником для живота»?

Лиза
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд

Все про ГАЗ «Соболь»: характеристики, сколько стоит, модификации

РБК
Я никогда не ждала принца на белом коне Я никогда не ждала принца на белом коне

Актриса Валентина Ляпина размышляет о героине сказки «Царевна-лягушка»

Новый очаг
Открыть в приложении