Слушаем
Питер-кор: вся музыка города за последние полвека — в шести альбомах
«Мануфактура» «Зал ожидания»
Группа «Мануфактура» победила на первом же фестивале Ленинградского рок-клуба в 1983-м, оказавшись лучше вообще всех, кто представляется при словах «ленинградский рок». Это вдвойне забавно, если учитывать, что материал их дебютного альбома «Зал ожидания» публика и критики стали действительно понимать хорошо если в 2010-х.
«Мануфактура» играла романтический гитарный поп с разными усложнениями: есть на альбоме и регги-ритмы, и элтонджоновская баллада под пианино, и сладкое многоголосье, и томный саксофон. В Англии того же времени подобную музыку называли софистипоп — «утонченный поп».
Вокалистом «Мануфактуры» был Виктор Салтыков, уже во второй половине 80-х ставший полноценной сольной звездой. Сочетание изысканной гитарной группы и поп-вокалиста делает «Мануфактуру» уникальной и по нынешним временам: представьте себе, например, группу Pompeya с Федуком у микрофона. А в Ленинграде 80-х это были даже не первого ряда звезды.
«Хвост и Ауцыон» «Жилец вершин»
Главным социальным успехом советского рока 80-х был перевод массовой городской песни с устаревших приемов и текстов романса и шестидесятнической поэзии на более современный, как правило адаптированный материал из Англии и США. То, что Цой и Летов стали любимыми авторам песен под гитару целого поколения, — не странность, а признание их успеха. Последний кирпичик в обновленное здание «любительской», «бардовской» русской музыки оказался и самым интересным. Сыгранный под акустические гитары, но с электрическим басом и причудливой перкуссией, блюзово-бардовский «Жилец вершин» в равной степени похож на песни Тома Уэйтса и на какую-то чисто русскую, прямо народную музыку. Дело, конечно, в том, насколько удачно музыканты «Аукцыона» и поэт Алексей Хвостенко превратили в рок-поэзию футуристические стихи авторства Велимира Хлебникова. Они легкие, дурашливые, жутковатые и запоминающиеся как раз настолько, чтобы казаться сочиненными вот только что.