Байкало-Амурская магистраль
В кино и на телевидении
Байкало-Амурская магистраль, как одна из самых известных строек советского времени, не раз попадала в кино и сериалы. В основном они сняты в период строительства, часто на натуре и с привлечением участников работ. Многие сделаны как производственные драмы об ударниках труда, но даже там можно обнаружить немало интересного. Вот восемь фильмов и сериалов, в которых так или иначе отражено строительство БАМа.
1 1978: «Безбилетная пассажирка»
Начнем в прямом смысле издалека. Строго говоря, в «Безбилетной пассажирке» Юрия Победоносцева самого БАМа нет. Она остается мечтой юноши Антона, который вместе со своей знакомой Ниной отправляется на стройку. Все бы ничего, да только Нина едет в поезде без билета. Внимательная проводница обнаруживает эту оплошность, и безбилетницу высаживают на ближайшей станции. Антон решает последовать за ней. Так начинается буквально роуд-муви с пронзительной дорожной романтикой — неожиданные встречи, полупустые перроны в глуши, случайные подработки. Причем главным зачинщиком в приключении оказывается не юноша, а Нина, примеряющая на себя роль смелой, жадной до впечатлений авантюристки. От советской комедии такой гендерный перевертыш в целом ожидаем, но интересна «Безбилетная пассажирка» еще и тем, что в ней не слишком много привычных любовных тропов. Симпатии между героями разыгрываются поистине комсомольские — сложным переживаниям тут места нет. До БАМа ребята так и не доедут, но силу всесоюзной стройки, ставшей путеводной звездой для целого поколения, фильм демонстрирует в полной мере.
21980: «Мужество»
Предварительный проект железной дороги, которую впоследствии назовут Байкало-Амурской магистралью, появился еще в конце XIX века, а первые шаги к его реализации были сделаны в сталинское время, хотя об этом периоде говорят куда реже, чем о брежневской стройке. Как раз об этом этапе и рассказывает «Мужество» Бориса Савченко — монументальный телесериал о группе комсомольцев, в 1930-е отправившихся с нуля строить в тайге Комсомольск-на-Амуре. Сериал снят через несколько десятилетий после XX съезда партии (1956), где был развенчан культ личности Сталина, но критическая дистанция по отношению к эпохе в нем все равно не выдерживается. По настроению это типично соцреалистическая панорама, на фоне которой красивые юноши и девушки, превозмогая обстоятельства, выполняют свой коммунистический долг. Создатели не боятся плакатности высказываний и прямо встраивают сериал в традицию агитационного кино, перемежая игровые сцены динамичными монтажными вставками с хроникой, напоминающими пропагандистские фильмы раннесоветского времени. «Мужество» — впечатляющий пролог к «бамовскому» сюжету в истории отечественного кино, но все же главные фильмы снимались о другом периоде.