Обозрение армии и флотаОбщество
Высокоточные кассетные боеприпасы зарубежных стран
Самонаводящиеся боевые элементы
В 1984 году США начали разработку кассетного боевого элемента нового типа – самонаводящегося боевого элемента (СНБЭ). Первая программа этого направлении получила название BAT. Его носителями были определены 227-мм ракеты РСЗО MLRS, управляемые ракеты больших калибров, а также дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА), что позволило отойти от массогабаритных ограничений для самоприцеливающихся боевых элементов (СПБЭ).
В качестве датчиков для СНБЭ ВАТ были выбраны акустический датчик, который осуществлял первоначальный захват и идентификацию цели, и ИК ГСН, обеспечивающая наведение на цель на конечном участке траектории. Боевая часть СНБЭ ВАТ – тандемная кумулятивная. Все эти особенности должны были повысить эффективность действия СНБЭ ВАТ по сравнению с СПБЭ SADARM.
Одновременно с разработкой СНБЭ ВАТ в США разрабатывались его усовершенствованные варианты. С 1993 г. разрабатывался СНБЭ Eagle Eyes с двухрежимной ГСН (РЛ мм диапазона/тепловизионной). Такая ГСН позволяла поражать не только движущиеся, но и неподвижные цели. С 2002 г. началась разработка СНБЭ Viper Strike, в котором акустический датчик и ИК ГСН были заменены на полуактивную лазерную ГСН фирмы Elbit (Израиль). Это единственный СНБЭ, который не является автономным. Рассматривалась возможность размещения на нем приемника GPS.
Базовая программа разработки и производства СНБЭ ВАТ в 2002г. была прекращена. За 18 лет на программу было затрачено около 1,27 млрд. долл. В 2002г. была закрыта программа Eagle Eyes, на которую к тому времени было затрачено 309,8 млн. долл.
СВ США использовали СНБЭ Viper Strike в боевых действиях в Ираке и размещали его на различные носители. Так в сентябре 2007 г. СНБЭ был впервые применен в боевых действиях против повстанцев в Ираке. В августе этого же года были проведены успешные пуски СНБЭ Viper Strike с ДПЛА RQ-5A Hunter и продолжались работы по его размещению на самолете AC-130.
После выполнения многолетних программ разработок на вооружение были приняты два артиллерийских снаряда с противотанковыми СПБЭ: SMArt 155 и BONUS. Сразу началось их производство для ВС стран, осуществлявших разработку: Германии, Швеции и Франции. К системам был проявлен интерес со стороны зарубежных заказчиков. Снаряды c СПБЭ SMArt 155 закупили Швейцария и Греция. Кроме того, к ним проявляют повышенный интерес ОАЭ. Оба снаряда с 2003 г. участвуют в тендере Великобритании на системы поражения бронецелей с закрытых позиций.
В 1990 г. в США началась разработка принципиально нового СНБЭ LOCAAS. Внешне он похож на уменьшенную крылатую ракету (масса СНБЭ LOCAAS – 22 кг). В качестве носителей СНБЭ предполагается использовать ДПЛА, УР класса «воздух-земля» AGM-130, крылатую ракету AGM-86, а также самолеты стратегической или тактической авиации. После сброса с носителя СНБЭ осуществляет планирование в сторону цели на дальность до 70 км с коррекцией траектории полета по командам инерциальной системы наведения и приемника GPS. На конечном участке траектории наведение осуществляется при помощи активной лазерной ГСН (ладара). Кумулятивная БЧ имеет массу 7,7 кг. Кроме варианта СНБЭ без двигателя разрабатывался вариант боевого элемента с РДТТ, дальность полета которого была увеличена до 185 км.
Самонаводящийся боевой элемент BAT и его варианты (США)
Самонаводящийся боевой элемент BAT (Brilliant Antiarmor Submunition – противотанковый самонаводящийся суббоеприпас) предназначен для поражения движущихся бронированных целей (танков, БТР и БМП) в их верхнюю проекцию. Он доставляется ракетным носителем на дальность от 100 до 500 км или дистанционно пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА) в пределах заданной тактической дальности. В дальнейшем поиск и поражение цели производятся им в автономном режиме.
СНБЭ ВАТ разработан американской фирмой Northrop Grumman. На его базе были созданы усовершенствованные варианты:
– СНБЭ Eagle Eyes («орлиные глаза») для поражения наземных движущихся и неподвижных целей в любых погодных условиях;
– СНБЭ Viper Strike («бросок гадюки») для поражения с высокой точностью мобильных и стационарных целей в городских условиях.
СНБЭ ВАТ выполнен по аэродинамической схеме «поворотное крыло». Он имеет цилиндрический корпус с утолщенной носовой частью, где размещена тепловизионная ГСН. За ГСН расположены инерциальный измерительный блок и лидирующий заряд тандемной кумулятивной БЧ, затем следуют центральный электронный блок, рулевой привод, основной заряд БЧ и блок питания. На корпусе СНБЭ, около его центральной части, установлены четыре складывающихся консоли крыльев, на концах которых размещены акустические датчики в виде тонких штырей.
В хвостовой части находятся четыре изогнутые консоли стабилизатора, которые придают СНБЭ в полете небольшое вращение. За стабилизатором в задней части корпуса установлены два парашюта. Двигателя СНБЭ не имеет, к цели планирует после выброса из носителя.
Как отмечают разработчики СНБЭ ВАТ, при его создании они не стремились получить систему с низким уровнем демаскирующих факторов. Чтобы избежать обнаружения СНБЭ, упор при конструировании был сделан на его скоростные характеристики и малые размеры.
Акустические датчики после их раскрытия в рабочее положение обеспечивают «грубый» захват цели, а тепловизионная ГСН на конечном участке траектории осуществляет «точный» захват цели.
Боевая часть СНБЭ ВАТ − тандемная кумулятивная с взрывателем контактного действия. Она способна поражать основные боевые танки, оснащенные динамической защитой. Масса БЧ с взрывателем составляет 2,72 кг. Кроме основного кумулятивного действия БЧ обеспечивает поражение живой силы противника в радиусе 3 м.
В конструкции СНБЭ применен быстродействующий микропроцессор. Он осуществляет цифровую обработку сигналов, поступающих с акустических и ИК датчиков, и позволяет СНБЭ ВАТ осуществлять в автономном режиме поиск, идентификацию и точное наведение на бронированную цель.
По заявлению представителей фирмы Northrop Grumman, для СНБЭ ВАТ разработана программа, позволяющая ему различать гусеничные и колесные машины и надежно поражать захваченную цель.
В качестве носителей СНБЭ ВАТ армия США планировала использовать:
− тактическую ракету М39А3 ATACMS (Army Tactical Missile System − армейская тактическая ракетная система) Block II фирмы Lockheed Martin (отделение Vought Systems − бывшая фирма Loral Vought Systems) и ее усовершенствованные варианты − ATACMS Block IIA и Block XB;
− ДПЛА RQ-1 Predator-A фирмы General Atomatics Aeronautical Inc. (США) и ДПЛА RQ-5A Hunter фирм TRW Inc. и Israel Aircraft Industries (США, Израиль);
− ракеты РСЗО MLRS;
− подвесные кассетные бомбы тактического назначения (Tactical Munitions Dispensers) TMD SUU−64;
− ракету большой дальности AGM-84E SLAM;
− крылатую ракету Tomahawk.
Ракета М39А3 ATACMS Вlock II является усовершенствованным вариантом ракеты ATACMS Block I фирмы Lockheed Martin. Она имеет инерциальную систему наведения и может нести 13 СНБЭ ВАТ. Ее максимальная дальность действия составляет 145 км.
Разработку усовершенствованного варианта ракеты ATACMS Block IIA фирма Lockheed Martin вела с 1994 по 2002 годы. Эта ракета имеет дальность действия около 290 км, она применяется в любое время суток при любых погодных условиях и обладает повышенной точностью.
Ракета ATACMS Block IIA является модифицированным вариантом ракеты АTACMS Block II. Модернизация ракеты включала:
– усовершенствование инерциальной системы наведения;
– установку приемника глобальной спутниковой системы навигации GPS;
– размещение в боевом отсеке ракеты 6 СНБЭ Eagle Eyes с устройством их выброса.
ДПЛА RQ-1 Predator A фирмы General Automatics Aeronautical Inc. и ДПЛА RQ-5A Hunter фирм TRW и IAI имеют расположенные на пилонах пусковой установки МА-4 с размещенными на них контейнерами BUET (BAT UAV Ejection Tube − контейнер для сбрасывания СНБЭ ВАТ или Viper Strike) массой 4 кг.
В серии испытаний, проведенных 25 июля и 27 августа 2002 года, ВВС США и фирма Northrop Grumman успешно продемонстрировали возможность применения СНБЭ ВАТ с ДПЛА Predator. На этих испытаниях, которые финансировались лабораторией UAV Battlelab ВВС США и проходили на полигоне для полетных испытаний авиабазы Эглин, в качестве носителя использовался вертолет UH−1N, который имитировал ДПЛА Predator.
Испытания по сбросу СНБЭ ВАТ с ДПЛА Hunter были профинансированы двумя ведомствами (Precision Fires Rocket and Missile Systems − программное ведомство по ракетному вооружению и Unmanned Aerial Vehicle Systems Project Office − программное ведомство по ДПЛА) и проведены в форте Хуачука (шт. Аризона). Они открыли путь к серии дальнейших испытаний на ракетном полигоне White Sands.
Боевое применение СНБЭ с армейской тактической ракеты ATACMS Block II производится в следующем порядке. После обнаружения скопления бронетанковой техники в тылу противника в этот район запускается ракета ATACMS, оснащенная СНБЭ ВАТ. Когда ракета ATACMS достигает района цели, перед сбрасыванием в каждом СНБЭ ВАТ запускается термобатарея, после чего из корпуса ракеты с помощью пневматического устройства выбрасываются СНБЭ. При этом специалисты фирмы Northrop Grumman отмечали, что зона разброса СНБЭ ВАТ в районе целей формируется с равной плотностью относительно точки выброса.
После отделения от носителя в каждом СНБЭ ВАТ раскрывается небольшой парашют, который замедляет скорость его полета и обеспечивает плавный спуск в район цели, при этом сложенные крылья, акустические датчики и лопасти хвостового стабилизатора разворачиваются в рабочее положение. После этого включаются акустические датчики.
СНБЭ ВАТ определяет местонахождение бронетанковой цели исходя из амплитуды и временной разницы поступления звуковых сигналов на каждый из четырех акустических датчиков. После обнаружения цели отстреливается парашют и начинается управляемый участок полета СНБЭ с помощью поворотных крыльев по сигналам акустических датчиков, обеспечивающих «грубое» наведение в режиме планирования в сторону цели под углом 6°.