Важнее, чем кажется
Долгое время казалось, что строители городских объектов, в первую очередь жилья, никак не заинтересованы в том, чтобы делать их в широком смысле слова красивыми. Считалось, будто затраты на интересные архитектурные решения бессмысленны с точки зрения экономики проектов. Такая точка зрения верна только в очень короткой перспективе. По-настоящему устойчивым девелоперский бизнес делает хорошая архитектура. И время это постепенно доказывает.
В России, да и везде в мире, существуют две реальности, имеющие общую, так сказать, материальную основу, но разные языки обозначения буквально всего. Я говорю об архитектуре и рынке недвижимости.
В контексте первой существуют эстетика, качество городской среды, изящество силуэтов и фасадов, инженерные решения, энергоэффективность и так далее. Вторая оперирует классификацией, связанной с условным социальным статусом покупателя. Эконом-класс, комфорт-класс, бизнес-класс и совсем уже бесценная элитная недвижимость традиционно отличаются друг от друга утилитарным набором удобств: расположением относительно центра города или других престижных районов, транспортной доступностью, высотой потолков, наличием подземного паркинга, качеством общественных пространств во дворах. Редкий риелтор укажет в объявлении о продаже какие бы то ни было чисто архитектурные достоинства объекта и уж тем более имя автора проекта.
В последнее время для покупателей стала важна так называемая многофункциональность жилого комплекса — наличие на первых этажах магазинов, кафе, детских садов и доступность разного уличного досуга, в первую очередь спортивных площадок. В остальном же есть ощущение, что архитектура для рынка недвижимости — некая блажь и излишество, эфемерная ценность, на которую жалко тратить и так дефицитные ресурсы. «Квадратные метры, и ничего архитектурного» — так можно охарактеризовать отношение к жилым домам в начале XXI века.