Как устроена профессия художника по костюмам, чем она хороша и плоха?

Правила жизниБизнес

«Нам в пять утра срочно нужен кокошник, у кого есть?»: как сейчас работают художники по костюмам в кино

Варя Баркалова

«Правила жизни»

Насколько бурно развивается сейчас российская киноиндустрия, видно даже тем, кто не особо ею интересуется. Выходят сериалы-блокбастеры, в кинотеатрах крутят новые зрелищные картины. И за этим стоят не только талантливые режиссеры и сценаристы, но и целая команда профессионалов, в том числе художники по костюмам. Мы решили разобраться, как устроена эта профессия, и поговорили с несколькими художниками, которые сейчас создают костюмы для самых громких российских проектов, о том, чем она хороша и плоха, в какую сторону движется и кому ни в коем случае не стоит в нее идти.

Изнанка индустрии

В кино мы идем на творчество конкретного режиссера, любимых актеров или благодаря зацепившему трейлеру и нечасто задумываемся, кто своими руками создает образы героев на экране (когда автор этого текста рассказывала разным людям, какой фильм в этом году получил «Оскар» за костюмы, некоторые собеседники удивлялись, что такая номинация вообще существует). Художники по костюмам, а вместе с ними их ассистенты и костюмеры — люди, благодаря которым мы потом десятилетиями мечтаем о плаще как у Нео и называем тюлевые юбки не иначе как «юбка Кэрри Брэдшоу». Конечно, не каждый фильм номинируется на ту или иную премию за костюмы и не все красивые наряды из фильмов становятся культовыми, но это не отменяет вложенного труда. Как выстраивается рабочая рутина, что в ней самое лучшее и самое сложное, мы решили спросить непосредственно у художников.

«Все начинается после звонка режиссера. Эскизы. Долгие ночные разговоры. И подбор материала», — кратко описывает свою работу художница по костюмам Надежда Васильева, вдова режиссера Алексея Балабанова, работавшая вместе с ним над большинством его фильмов, лауреат премии «Ника» за работу над картинами «Замок» и «Матильда», профессионал с четырьмя десятками картин в фильмографии. И все равно она признается, что не любит площадку, а самое сложное в работе — справляться с эмоциями относительно всего, от технических нюансов с поставками материалов («Пока дождешься их привоза, можно поседеть») до отношений в коллективе: «В Америке киноиндустрия развита, а у нас нет. Но везде одно и то же: режиссер может ночью позвонить и предложить или потребовать что-то новенькое. Его осенило! И ты вынь да положь».

Дарья Фомина, художница по костюмам нашумевшего «Слова пацана», свой большой путь в профессии начинала с сериала «Эпидемия», дальше работала над многими проектами, в том числе над фильмами «Ника», «Бансу» и только что вышедшим «Фрау». «Самый лучший момент в моей работе — когда ты читаешь сценарий и уже понимаешь странице на пятой, что он зацепил, — говорит она. — Начинаешь сразу в голове представлять, какие будут костюмы. Потом встречаешься с режиссером, доносишь свои идеи, и если он отвечает: “О, класс, я думал точно так же” или “Ой, а вот здесь было бы здорово чуть по-другому сделать” — начинается магия кино, назовем это так банально». Конечно, работа художника не сводится исключительно к творчеству, все всегда упирается во время и бюджеты: «Иногда думаешь: а было бы чуть больше — получилось бы по-другому. По сути, работа художника — это не только творить костюмы, но и быть классным менеджером, понимать логистику, помнить про финансовую сторону вопроса».

Работа художника по костюмам поглощает с головой, говорит Анна Баштовая, художница и автор канала «Кинокостюм для чайников», которая работала среди прочего над сериалами «Волшебный участок» и «1703»: «Когда ты берешь проект, то пропадаешь из поля зрения своих друзей, своей личной жизни. Например, мой муж знает, что если я взяла проект, то все, полгода он меня не видит, я просто живу на съемочной площадке. Очень тяжело объяснить некиношникам, что такое жить в кино — что у тебя правда нет даже часа времени просто посидеть в кафе или обняться с кем-то. Когда проект, ты занят только им, не успеваешь есть, не успеваешь спать».

По словам Анны, в этом и главный минус работы, и главный плюс одновременно: «Когда ты действительно очень любишь кино, то минусы даже не замечаешь, потому что ты просто живешь счастливую жизнь. Многие из киношников называют площадку пионерлагерем, потому что по атмосфере это очень похоже: собираетесь вместе, начинаете знакомиться друг с другом, дружить, у кого-то начинаются романы, вы превращаетесь в такую большую киносемью со своими шутками-прибаутками. Приходишь, например, в шесть утра на смену, проклиная все на свете, заходишь на площадку, пахнет кофе, осветители носятся, выставляют свои приборы, кто-то уже орет в рацию, происходит суета — и ты понимаешь: “Ух, я дома, день начался”».

Профессиональное сообщество

В Голливуде уже давно существует Гильдия художников по костюмам — большой и мощный профсоюз, горой стоящий за своих членов. В России же профессиональное сообщество кинохудожников только-только начинает формироваться. Не то чтобы раньше его совсем не было, но только недавно стали появляться группы, объединяющие работников этой отрасли — в первую очередь для защиты своих интересов. «Мы стараемся бороться за то, чтобы оплачивались переработки, чтобы все прописывалось, как у осветителей и других технических департаментов, чтобы все знали, что такой-то проект стоит столько-то. Это появилось за последние несколько лет, как я вижу, и сейчас развивается», — говорит Дарья Фомина.

По ее словам, иногда рабочая смена длится больше 12 часов и тяжелее всего приходится даже не художникам, а ассистентам и костюмерам, которые вынуждены находиться на площадке безвылазно: «Я, как художник, могу куда-то уехать, у меня график не привязан к площадке на сто процентов, а костюмеры и ассистенты работают от слов “Смена началась” до “Стоп!”, а потом еще надо собрать костюмы. Мне кажется очень важным то, что сейчас это обсуждается и уже есть прецеденты, где переработки не просто оплачиваются по словесной договоренности с продюсером, а регистрируются официально через табель к зарплате. Дела идут в гору, и это классно».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что заставляет женщин выбирать женатых мужчин: 3 мотива Что заставляет женщин выбирать женатых мужчин: 3 мотива

Можно корить за выбор несвободных мужчин, а можно попытаться понять

Psychologies
Лучезарный Лучезарный

За прозвищем князя Александра Куракина стояло несметное богатство

Дилетант
Художник Брис Эссо: Я — творческая машина Художник Брис Эссо: Я — творческая машина

Ключевой замысел проекта «W. E. — World’s End» — идеологическое единство мира

СНОБ
13 шагов, чтобы стать увереннее в себе 13 шагов, чтобы стать увереннее в себе

Как воспитать в себе уверенность?

Psychologies
Непослушные (?) слова Непослушные (?) слова

В чём хитрость исключений, в чём особенность непослушных слов?

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Очень долго фантасты не отваживались представить себе путешествие к звёздам

Наука и жизнь
Алиса вернулась Алиса вернулась

Дарья Верещагина поделилась мыслями о съемках, актерском эго, бунтарстве и любви

VOICE
«Пусть еще погуляется…» Зое Богуславской — 100 лет «Пусть еще погуляется…» Зое Богуславской — 100 лет

Эссе Сергея Николаевича, посвященное Зое Богуславской

СНОБ
Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье Ссоры из-за денег: как и почему возникают финансовые разногласия между парой и в семье

Основные причины финансовых разногласий в парах

Inc.
10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда 10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда

Эти советы сделают мытье полов гораздо более простой задачей

VOICE
Дубровский: почему у них с Машей не было шансов Дубровский: почему у них с Машей не было шансов

Почему Троекурова Маша выходит замуж за нелюбимого?

Psychologies
Толстый и Достоевский Толстый и Достоевский

«Утопия»: как сериал о теории заговора породил теорию заговора

Weekend
Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников Топ-20 самых быстрых кроссоверов и внедорожников

Нынешний год можно смело назвать годом топовых кроссоверов и внедорожников

4x4 Club
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа Биг-Бен и девушки-пилоты: как в Сургуте появилась женская пилотажная группа

Как Евгений Барсов создал единственную в стране пилотажную группу из девушек

Forbes
Заряженная пыль на Луне Заряженная пыль на Луне

Откуда взялась пыль на Луне?

Знание – сила
Реальности недостаточно Реальности недостаточно

«Реальная история Уиннер»: докудрама о расследовании русского следа Трампа

Weekend
Семейные легенды Семейные легенды

Иван Волынский-Жуковский разбирает генезис своей семейной легенды

Правила жизни
Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов Я — сноб: ресторатор Дмитрий Романов

Ресторатор Дмитрий Романов — почему он все еще художник, а не бизнесмен

СНОБ
Полет Гагарина Полет Гагарина

Как на самом деле проходил первый полет Гагарина в космос?

Знание – сила
Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне

Почему вокруг космоса существует столько мифов и конспирологических теорий?

СНОБ
Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей Французский кинорежиссер Бертран Бонелло: Я вижу стену между человечеством и технологиями, в «Предчувствии» они подавили людей

Бертран Бонелло о работе с Леей Сейду, всеобщем одиночестве и катастрофах

СНОБ
Замедление Европы Замедление Европы

Как страны Старого Света растеряли свои экономические преимущества

Деньги
«Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем? «Паутина страха» и «Судная ночь в Аркадии»: чем пугают дарвинистский арахнохоррор и тихий постапокалипсис с Николасом Кейджем?

Фильмы ужасов, которые одинаково сильно любят темноту и жутких существ

Правила жизни
Отличный писатель и ужасный муж: факты о Л.Н. Толстом, которые вы могли не знать Отличный писатель и ужасный муж: факты о Л.Н. Толстом, которые вы могли не знать

Пять фактов, которые вы могли не знать о Толстом

ТехИнсайдер
Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм Зумеры мечтают работать, не работая: что такое ресентеизм

Действительно ли избегание работы у зумеров кроется в нежелании трудиться?

Psychologies
Как освоить бег босиком и избежать ошибок новичка Как освоить бег босиком и избежать ошибок новичка

Что такое босоногий бег и чем он полезен?

ТехИнсайдер
Пассажирская логистика: как улучшить доступность и качество перевозок Пассажирская логистика: как улучшить доступность и качество перевозок

Как развивается транспортная система в России и как сделать ее еще лучше

ФедералПресс
Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд Кто такой колумбийский виолончелист Анджело Торрес, годами обманывавший девушек и российских звезд

История российского «афериста из „Тиндера“», достойная экранизации

Maxim
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Открыть в приложении