Сапы на Ладоге и музей в колокольне: как в Ленинградской области развивают туризм
В Ленинградской области завершился первый этап конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел», который благотворительный Фонд Тимченко проводит уже десятый год. Forbes Life разобрался, как программа помогает самым активным жителям региона налаживать интересную жизнь в глубинке и открывать для туристов новые места в регионе
Фонд Тимченко проводит конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» без малого 10 лет. Сначала он был всероссийским, а с 2020 года реализуется в конкретных регионах: сначала проводился в Удмуртии, теперь — в Ленинградской области. За время существования конкурса сформировалась двухступенчатая модель. В первый год задача участников — показать себя, а затем еще два года дается на выстраивание партнерских связей. В идеале победители со временем превращают свои проекты в ресурсные центры и начинают помогать другим новичкам.
В конкурсе среди участников из городов и сел Ленобласти с населением до 50 000 человек победили 16 организаций. Свои проекты они реализовывали с августа 2022 года по апрель 2023 года. Все 16 проектов стоили 9 млн рублей: из них 6 млн выделил Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, а еще 3 млн добавило правительство Ленинградской области. В августе будет запущен второй двухгодичный этап, в результате которого в области должны появиться устойчивые «точки роста».
Конкурс служит формальной рамкой. Цель отбора участников и постоянного обучения — выявить проекты-магниты, вокруг которых со временем будут нарастать новые инициативы. Этот принцип работает уже сейчас: получив один небольшой грант, участник прокачивает свои навыки привлечения финансирования. Язык фандрайзинга из уст сельских библиотекарей и садоводов звучит несколько неожиданно, но за первыми грантами уже сейчас появляются вторые и третьи, а сам факт поддержки привлекает к проекту внимание местных жителей и властей.