На что стоит пойти в театр

Русский репортер

Театр

Мнение

«Гроза» под Шнура

 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«И только ты рыба моей мечты, только ты — рыба моей мечты», — тоненьким голосом поет под балалайку советская школьница. Так начинается очередная театральная «Гроза». На сей раз на сцене Театра Наций свою версию хрестоматийного текста предложил худрук ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли. Тут стоит сказать, что за последнюю пару лет на российских сценах — настоящее штормовое предупреждение. «Грозы» гремят в Вахтанговском, в БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Камерном театре Воронежа; впрочем, волновой интерес к определенному тексту в определенный момент времени неудивителен для театра: так несколько лет назад массово зацвели «Вишневые сады».

Изначально Марчелли заявлял «Грозу» как исследование того, почему женщину тянет к одному и не тянет к другому. Для чистоты эксперимента режиссер отдал роль Бориса и Тихона, любовника и мужа Кати Кабановой, одному и тому же актеру, Павлу Чинареву. Одного Катерина должна любить, другого — бояться. В итоге же получился спектакль-экспозиция женских порывов. Писать можно о желаниях любой — хоть Кабанихи, хоть служанки Глаши. Ну а Катерина (ее играет Юлия Пересильд) и вовсе та еще валькирия. В первой сцене, когда все герои выходят на прогулку, она — в платке и пальто, и только туфли такие же, как у остальных обитательниц «темного царства»: на огромной прозрачной платформе и каблуке. Кабаниха же (Анастасия Светлова) здесь настоящая звезда в белом блестящем платье в пол — ну какое же тут темное царство? Она любит своего сына как-то совсем не по-матерински... а тут ходит, точнее, не летает, эта — «как птица».

Собственно, вот и собрались две женщины с невыпущенными парами. Кабаниха, правда, будет периодически «залюбливать» приживал и Тихона. А Катерина и впрямь запорхает по сцене в бесконечном беге, демонстративно и дерзко закурит после прощания с Тихоном — так, что вслед закурят Кабаниха и Варвара; как загулявшая кошка кинется на Бориса; в финале представит цветы на своей могилке и прыгнет в зал собирать букеты: «Это же мне?», а потом словно растворится в своем бесконечном финальном беге по кругу.

Грозагроза
Москва, Театр Наций Режиссер — Евгений Марчелли 26, 27 мая

Петрушевская читает плюс Анданте

Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда Режиссер Федор Павлов-Андриевич
27 мая

На один день позже реального дня рождения Людмила Петрушевская отпразднует день рождения в театре, превратившись в говорящую скульптуру в новой работе собственного сына, режиссера Федора Павлова-Андреевича, и художника Кати Бочавар. Проект «Петрушевская читает» станет продолжением давно придуманного Павловым-Андреевичем «быстрого театра», где на чтение отведено всего-навсего полчаса; правда, впервые читать будет автор. Ну а вторым актом дня рождения Петрушевской станет спектакль «Анданте», в котором нет ни записанного звука, ни реквизита, а вместо декораций — невероятные костюмы, которые актеры носят на себе, словно улитки.

Северный ветер

Москва, МХТ им. А. П. Чехова Режиссер Рената Литвинова
22, 23 мая

«Северный ветер» — тот случай, когда театральную программку стоит купить и непременно сохранить, потому что где еще вы увидите такие строчки: «композитор — Земфира Рамазанова, художник — Георгий Рубчинский». Собственно, остается добавить, что «Северный ветер» — режиссерский и драматургический дебют в театре Ренаты Литвиновой, ставящей, конечно, о смерти и любви. «Это моя первая пьеса, в которой я собрала своих соратников-актеров, музыкантов, художников. И все вместе мы сделали спектакль о Севере, Смерти и Любви — каждый о своей», — говорит Литвинова.

Гардения

Москва, Театр им. Пушкина Режиссер Семен Серзин
25 мая

На небольшую сцену молодой петербуржский режиссер Семен Серзин выводит четырех красавиц-актрис Театра Пушкина, сочиняя по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец невероятно тонкий спектакль, в котором каждая роль — бенефисная. Хованец пишет о четырех поколениях польских женщин. Александра Урсуляк играет самую старшую, прабабку, спившуюся, но не потерявшую шарма, Анастасия Лебедева — ее нелюбимую дочь, выросшую в трудягу-скрягу, Эльмира Мирэль — тоже нелюбимую и тоже пьющую дочь и внучку, а Наталья Рева-Рядинская — самую младшую, любимую дочь и правнучку, сумевшую всех простить и устроить свою жизнь, но так и не научившуюся по-настоящему спорить со старшими.

Речь

Воронеж, Театр драмы им. Кольцова Режиссер Руслан Маликов
17 мая

Образовательный проект «Арт-Лаборатории», придуманный Фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ и компанией «Сибур», выпускает еще один репертуарный спектакль. Работа станет итогом лаборатории документального театра, где студенты театрального факультета Воронежского института искусств под руководством своего мастера, режиссера Руслана Маликова и драматурга Вячеслава Дурненкова займутся исследованием современного русского языка. «Нам кажется, что при помощи слов и суждений мы контролируем ситуацию. Но каждый раз происходит одно и то же: мы тонем в понятийном хаосе, и спасти нас может только чудо — обретение нового языка», — говорит Дурненков об идее спектакля.

Фотографии: Дарья Глобина/ Театр Наций; Центр имени Вс. Мейерхольда; Екатерина Ревенко/renetaletvinovaofficial.ru; Анна Шиганкова/Театр им. Пушкина; Глеб Кузнецов/Фестиваль TERRITORIЯ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы перестаем учить толпу» «Мы перестаем учить толпу»

Александр Ларьяновский — о вызовах, стоящих перед индустрией образования

РБК
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Огненная саламандра Огненная саламандра

Мифический «дух огня» с точки зрения биологии

Вокруг света
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
«Мой друг Лапшин»: шепоты и крики «Мой друг Лапшин»: шепоты и крики

Новый спектакль соткан из мучительных интонаций и горестных предчувствий

Ведомости
Биоэкономический прорыв Биоэкономический прорыв

Какие возможности дает России развитие биоэкономики

Ведомости
«Всегда» уже заканчивается «Всегда» уже заканчивается

Что может исчезнуть из нашей жизни раньше, чем мы успеем это осознать?

Вокруг света
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
Эдуард Веркин: Литературе не особо требуется спасение Эдуард Веркин: Литературе не особо требуется спасение

Эдуард Веркин рассуждает, чем young adult отличается от подростковой литературы

Ведомости
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Пелагея Нецветаева-Долгалева, Никита Еликаров Пелагея Нецветаева-Долгалева, Никита Еликаров

Артисты балета — новые фэшн-звезды!

Собака.ru
Доставка суши Доставка суши

К чему может привести доставка суши в два часа ночи

Правила жизни
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась

Рассказываем о приходе Чавеса к власти и последствиях его президентства

ТехИнсайдер
Попасть в точку Попасть в точку

Дизайнерам удалось превратить стандартный санузел в выразительное пространство

Идеи Вашего Дома
Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех Разговорились по деньгам: отчего растет российский финтех

Встроенные финансы — новый стандарт клиентского пути

Forbes
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Рузиль Минекаев Рузиль Минекаев

Пауэр-броманс Крыжовников-Минекаев возвращается с новым сериалом — и это мюзикл!

Собака.ru
Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег Когда-то были безделушками, а теперь — сокровища: 5 вещей из СССР, которые сегодня стоят больших денег

Вещи из СССР, которые можно продать и получить за них кругленькую сумму

ТехИнсайдер
Курьерист Курьерист

Уже давно никто никому не звонит. Мне, например, звонит только мама

Правила жизни
Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование Онлайн-школы повышают шансы на высокие баллы ЕГЭ: исследование

Зачем отдавать ребенка в онлайн-школу?

Inc.
Открыть в приложении