Муха отдельно
Внук великого чешского художника отсудил у Праги «Славянскую эпопею», но любители искусства от этого только выиграли
Реституционные споры между музеями и наследниками художников или коллекционеров возникают регулярно, длятся годами и чаще всего заканчиваются ничем — экспонаты остаются на своих местах. Преимущественно эти иски связаны с перемещением ценностей во время Второй мировой войны. Тем удивительнее история, произошедшая с произведениями Альфонса Мухи и выбивающаяся из общей массы подобных дел.
Цикл «Славянская эпопея» великого чешского художника — 20 огромных картин, которые в настоящее время хранятся в пражской картинной галерее, — решено передать наследникам Мухи. Но почему?
Когда Альфонс Муха в 1909 году задумал этот цикл, финансировать грандиозный проект согласился американский миллионер Чарльз Крейн. Над созданием масштабных полотен размером 6 на 8 метров Муха работал следующие 18 лет и впервые показал их в 1928 году во время празднования 10-й годовщины независимости Чехословакии. Мы больше знаем Муху как автора рекламных плакатов, ставших символом Прекрасной эпохи в Париже. Однако «Славянская эпопея» не такая: написанные на холсте батальные сцены, исторические сюжеты из прошлого чехов, русских и болгар, религиозные сцены — для Чехии цикл стал национальным достоянием. Художник передал картины Праге с единственным, но важным условием — построить для их экспонирования отдельный выставочный зал. Именно это и стало камнем преткновения. Первоначально картины выставили в Пражской национальной галерее, но во время немецкой оккупации их спрятали и позже перевезли на хранение в замок Моравский Крумлов в 200 км от Праги. Для публики картины были открыты только в 1963 году, так и оставшись в замке до 2010 года. В этот год широко отмечали 150-летие Альфонса Мухи, «Славянская эпопея» была внесена в список культурного наследия, и Прага захотела вернуть картины себе. Впервые возник судебный спор, в результате которого полотна перевезли в Выставочный дворец, построенный в 1920-х для торгов и ярмарок.