Статья о военных конфликтах и конкуренции США и СССР за энергоресурсы на Ближнем Востоке была опубликована в американском Forbes 12 апреля 1982 года

Forbes

Религиозные войны. Как меняется Ближний Восток и что будет с ценами на нефть

Соединенным Штатам приходится принимать самые непопулярные политические решения на Ближнем Востоке. И любой неверный шаг может отразиться на чеке с автозаправки.

Большинству разногласий между министром обороны США Каспаром Уайнбергером и госсекретарем Александром Хейгом поспособствовали пресса и телевидение. Когда из поездки на Ближний Восток Уайнбергер вернулся с пустыми руками, сторонники Хейга радовались, ведь министру обороны в Саудовской Аравии оказали весьма холодный прием, а Израиль он и вовсе привел в бешенство.

Но конфликт был не просто между двумя амбициозными людьми. Это был не просто конфликт между человеком, оказывающим всевозможную поддержку Израилю, и человеком относящимся к нему более нейтрально. Речь шла о борьбе двух совершенно различных философий, касающихся политики США в отношении Ближнего Востока.

Если там все-таки разразится война, и как следствие во всем мире, включая США, запасы нефти сократятся — по мнению Хейга, главная опасность исходит от политического авантюризма Советского Союза. По мнению же Уайнбергера, причиной всему станут внутренние сложности стран региона. Именно поэтому он так сильно стремился предоставить современное вооружение арабским странам с умеренным режимом — чтобы дать им возможность противостоять  внутренней оппозиции и режимам соседствующих арабских стран, даже если бы это совсем не понравилось Израилю.

В марте 1982 года Уайнбергера поддержал король Иордании Хуссейн. В интервью он обмолвился о том, что оружие ему нужно для защиты от соседей-арабов, а не для нагнетания гнева израильтян, тем более, в последнем он особой заинтересованности не проявлял. В одном из выпусков Forbes за тот же месяц приводились возможные военные конфликты на Ближнем Востоке, так как нефтяной кризис был очень далек от завершения. Разумеется, опасность открытых военных действий между Израилем и арабскими странами сократилась. Но нельзя забывать, что не ослабли ни внутренние противоречия в самом исламе, ни внешняя угроза Советского Союза. О последней написано уже много.

Угроза благосостоянию США

Нефтяной завод в близи Персидского залива (Джубайле, Саудовская Аравия)

А о том, что существует реальная опасность для запасов нефти и для общего благосостояния США, американцы, кажется, до сих пор не в курсе. И объясняется это вероятностью, — граничащей с уверенностью, — того, что шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви будет не последним в череде свергнутых ближневосточных лидеров. Так называемый панарабизм — это лишь фасад, за которым скрываются принципиальные национальные и идеологические различия. В октябре 1981 года вооружение силы Саудовской Аравии депортировали из страны иранских паломников, которые направлялись в Мекку и имели при себе изображения Имама Хомейни, предводителя исламской революции в Иране, и материалы, призывающие к свержению действующей власти Саудовской Аравии. Позднее, в декабре того же года произошло событие мало замеченное в США, но взбудоражившее весь Ближний Восток. Группа арабов-шиитов из нескольких стран Персидского залива, включая выходцев из Саудовской Аравии, попыталась свергнуть суннитское правительство Бахрейна, но предприятие успехом не увенчалось.

Регион давно известен постоянным противостоянием фундаментализма и секуляризма, политики и религии, суннитов и шиитов. Большинству жителей цивилизованного мира и в голову не придет, что такие древние разногласия могут привести к войне и кровопролитию. Можно привести более простой пример: если с колоссальной силой давить на стену, то разрушаться она начнет со старых трещин. Это и происходит на Ближнем Востоке. Нынешняя нестабильность там в значительной степени обусловлена огромным влиянием, которое на данные страны оказали доходы от добычи нефти и сопутствующие этому процессу технологии и преобразования в инфраструктуре. Все это привело к резким и разрушительным переменам — регион оказался зажат между древними устоявшимися традициями и очевидным военным, политическим и технологическим превосходством Запада.

Политика и религия

Мусульмане обходят Каабу, самое священное святилище ислама и святыню паломничества, в мечети Масджид аль-Харам. Мекка, Саудовская Аравия.

Уильям Олсон, научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований при университете Джорджтауна в Вашингтоне, объясняет: «Ислам — это не религия. Это целая система, находящаяся в состоянии, в котором 500-600 лет назад было христианство. Оно выбрало для себя нишу и перестало быть ключевым аспектом общества. В исламе такого не происходило, по крайней мере, до недавнего времени». В каждом телевизоре, каждом автомобиле, бульдозере или компьютере могут усмотреть насмешку, вызов исламу.

В прошлом в рамках ислама неоднократно предпринимались попытки реформы самой веры: стоит вспомнить о движении ваххабитов в Саудовской Аравии XVIII века, сануситов в Ливии XIX века, «Братьев-мусульман» в Египте XX века, о короле Аманулле в Афганистане в начале 20-х годов прошлого столетия. Нарастающее стремление к фундаментализму — это лишь самое последнее проявление давней традиции, которую затронула модернизация общества. Данная тенденция к тому, чтобы жить «по слову священной книги [Корана]», является по сути возвращением к вере, к изначальным принципам ислама.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Еще 16 важных деталей из 7 сезона «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил Еще 16 важных деталей из 7 сезона «Игры престолов», которые ты скорее всего пропустил

Полное собрание спойлеров, исправленное и дополненное!

Maxim
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Заменили отцов на заводах Заменили отцов на заводах

Юные герои тыла: как дети работали на заводах во время Великой Отечественной

Ведомости
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Открыть в приложении