Руководство распределенными командами требует большего контроля и человечности

РБКБизнес

Удаленная работа меняет стиль управления

Руководство распределенными командами требует большего контроля и человечности.

Текст: Дарья Балабошина

Пандемия изменит контекст деятельности компании, отмечают авторы исследования «Влияние пандемии COVID-19 на деятельность совета директоров» EY и Клуба независимых директоров бизнес-школы «Сколково». В частности, могут существенно измениться стратегии и технологические принципы деятельности компаний, говорится в исследовании.

В будущем собственники планируют внимательнее анализировать риски бизнеса и работу компании в целом: коронакризис выявил низкое качество информации, предоставляемой топ-менеджментом (это отметили 23% представителей советов директоров), и в целом недоверие в отношениях собственников и менеджмента (17%).

Почти четверть компаний, вероятно, и в будущем продолжит практику создания распределенных команд. Долгосрочное изменение практики использования информационных технологий и офисного пространства прогнозируют соответственно 72 и 61% представителей собственников бизнеса.

Эти изменения прежде всего станут вызовом для топ-менеджмента компании, задача которого — выстроить эффективное взаимодействие во всей структуре управления и обеспечить выполнение бизнес-задач.

Вынудивший компании массово перейти на удаленку коронакризис обнажил слабые места в корпоративном управлении, отмечает генеральный директор компании «Уралсиб Страхование» Мария Мальковская: отсутствие выстроенных процессов, регламентации, прозрачных правил. «Если все это есть, и не только на бумаге, то команда будет в «тонусе» даже на расстоянии», — уверена Мария Мальковская.

Управление на удаленке

Необходимость управлять распределенными командами возникла во многих компаниях задолго до пандемии. Возможностью частичного или полного перевода сотрудников в удаленный режим работы пользовались как крупные корпорации, диверсифицирующие производство по страновому признаку (например, в сфере машиностроения, ИТ), так и микрокомпании, для которых накладно снимать большие помещения. Тенденция начала набирать обороты примерно десять лет назад и усиливалась по мере развития облачных сервисов, мессенджеров, видеосвязи и бесплатной IP-телефонии, говорит президент аналитического центра «Бизнесдром» Арсений Поярков.

Пандемия COVID-19 усилила эту тенденцию, а также заставила использовать дистанционный формат работы те организации, которые к этому не стремились. По данным Международной организации труда, более 80% сотрудников во всем мире были так или иначе переведены в режим удаленной занятости и на гибкий рабочий график. Более 10% всех занятых, по прогнозам BCG, будут постоянно работать по удаленным схемам, среди офисных сотрудников эта доля может достичь 30%.

В российских компаниях в зависимости от отрасли и специфики профессии в июле—августе 2020 года удаленно работали от 30 до 80% сотрудников, отмечает основатель агентства ProPersonnel Татьяна Долякова. Однако с сентября большая часть специалистов вышла в офисы.

Некоторые компании совершили вынужденную попытку перехода на удаленный формат работы, но в процессе испытали большие трудности, поэтому были рады вернуться к прежнему формату, добавляет Арсений Поярков.

Эффективность перехода к удаленной работе зачастую определяется главным образом скоростью и стоимостью интернета, в том числе мобильного, говорит исполняющая обязанности директора по персоналу ГК «А101» Эльвира Буртная. По первому показателю Россия находится на 45-м месте в мире, а по второму — на 12-м. Это, по словам эксперта, в целом позволило быстро адаптироваться к новым условиям работы.

Природу бизнеса и порядок осуществления основных функций удаленка не изменит, говорит Эльвира Буртная. Но меняется характер коммуникации: минимизируются личные контакты между сотрудниками и клиентами. Частично этот процесс облегчит ускорение цифровизации ряда функций.

Но без четко сформулированной стратегии, целей и закрепленных за каждым из сотрудников задач удержать мотивацию и должный уровень ответственности на дистанции сложно, объясняет операционный директор группы компаний Angara Дарья Николаевская.

Новый формат — новые вызовы

Производственная дисциплина отошла на второй план, и ее место заняли личная эффективность и работа сотрудника на конкретный, измеримый результат, считает директор департамента массовой дистрибуции федеральной дистрибьюторской сети Energon Артем Гладков. В этих условиях от руководителя в меньшей степени требуется микроменеджмент, в большей — ясная постановка задач и контроль результатов.

Особое значение приобретает качественная обратная связь между руководителем и его подчиненными. По словам Артема Гладкова, переход на удаленный режим работы обнаружил нехватку у сотрудников самостоятельности и способности приоритизировать задачи.

Важно было вовремя определиться, в какой цифровой экосистеме — например, Slack, Trello или Jira — будет происходить взаимодействие, и обучить коллектив работе в выбранной, говорит Арсений Поярков: «Если этого не сделать, все процессы в компании раздробятся на множество маленьких кусочков, их будет уже не собрать воедино».

Само по себе создание «цифровых» рабочих мест не является проблемой, говорит Мария Мальковская: «В рекордные десять дней мы, например, перевели всех сотрудников (кроме охранников) на «домашний офис». Контролировать их оказалось несложно — сработал накопительный эффект созданных до этого регламентов и процессов, добавляет генеральный директор «Уралсиб Страхования».

Но помимо технически готовых горизонтальных связей ситуация требовала от топ-менеджеров принципиально новой тактики общения — предельной собранности и откровенности, отмечают эксперты.

В отсутствие возможности личного общения самым сложным стало обеспечение чувства целостности и единства команды, говорит Мария Мальковская. Приоритетной задачей во время изоляции стало построение оперативных, ежедневных коммуникаций с сотрудниками не в формате официальных заявлений, а в живой форме.

Встречи, планерки, митапы и стендапы — важный инструмент как офлайн-, так и онлайн-взаимодействия, отмечает Дарья Николаевская: «Без регулярной процедуры планирования, контроля и ретроспективы, а также разговоров по душам не обходится ни один успешный менеджер».

По мнению Эльвиры Буртной, тимбилдинги и тренинги могут быть без потерь заменены дистанционными занятиями с элементами геймификации.

Важными факторами также стали чуткость и бережное отношение руководителей к сотрудникам, говорит Дарья Николаевская. Отсутствие видимых границ между домом и работой сказывается на их эффективности. В период пандемии рабочее время нередко стало перерастать в формат 24/7 из-за увеличения длительности рабочих процессов и согласовательных процедур, говорит Татьяна Долякова.

Многие компании, например, соблюдали «гигиену» удаленной работы — например, внедрили «часы молчания» (регламентированное время на самостоятельную работу сотрудника, без совещаний и сообщений в мессенджерах).

Бизнес в целом сместил акценты работы с персоналом на программы психологической помощи и коучинга сотрудников, отмечают в Deloitte: поддержание эмоционального и психического здоровья работников становится одним из главных направлений развития well-being программ в контексте эпидемии COVID-19 и связанного с ней кризиса.

Отказ от вертикали

Открытые коммуникации — последние два года ключевой тренд в корпоративном управлении, говорит Мария Мальковская: «Лидер больше не может сидеть за закрытой дверью в своем кабинете и раздавать задания, не может стукнуть по столу кулаком и требовать выполнения задач». Современный управленец не боится прямого диалога с командой и объясняет каждому, что происходит, какие планы у компании, куда она идет и что планирует делать, отмечает она.

Закрепление удаленных форматов работы и ускорение цифровизации в целом приведут к более «плоской» организационной структуре компаний и повышению скорости принятия решений, считает партнер компании «Делойт, СНГ», руководитель направления по оказанию услуг финансовым институтам в России и СНГ Екатерина Трофимова.

Вызванные коронавирусными ограничениями последствия, по ее словам, станут для систем управления началом долгосрочных изменений. Организации, по инерции сохраняющие старые форматы работы, рискуют проиграть конкурентам, открытым ко всему новому.

В России такая трансформация, по мнению Арсения Пояркова, сложнее всего дастся компаниям, так или иначе связанным с государством: «Структура управления в таких компаниях жестко вертикально интегрирована». Нужно отметить, что на их долю приходится до 80% ВВП. По оценке ProPersonnel, более 50% россиян заняты на таких вертикально интегрированных предприятиях с жестко отлаженными бизнес-процессами.

Национальный колорит

«Бирюзовые» организации с демократичным подходом к организационной структуре и налаженными горизонтальными контактами, по словам Татьяны Доляковой, это в основном малый и часть среднего бизнеса, чаще задействованный в сфере дизайна и рекламы, сфере услуг. Именно в таких компаниях нынешняя неопределенность должна породить самоорганизующиеся команды с высоким уровнем ответственности и предпринимательским подходом.

При этом бизнес с авторитарным управлением рискует еще дальше уйти в сторону централизации власти и ужесточения контроля за сотрудниками, полагают в компании Angara.

«Бюрократия и хаос — две крайности, которые в российском корпоративном управлении встречаются чаще всего», — считает Дарья Николаевская. Слабыми сторонами корпоративного управления в России по-прежнему остаются короткие горизонты и низкий уровень процессов стратегического планирования. Многие компании характеризует ручное управление, размытие границ ответственности, дублирование функций, низкий уровень вовлеченности. При этом, по ее словам, зачастую небольшим компаниям, которые начинают как «бирюзовые», не удается сохранить прежние подходы при масштабировании бизнеса.

Принципы самоуправления, отсутствие жесткой структуры и иерархии в работе над задачами позволяют сотруднику чувствовать себя не винтиком в системе, а ценным талантом, имеющим свободу выбора, подчеркивает Татьяна Долякова.

Четкие правила организации управления, которые в России воспринимают исключительно как бюрократию в ее общепринятом значении, при этом создают основу эффективной работы любого бизнеса, необходимую опору и условия для незапланированных проектов и молниеносных антикризисных реакций на обстоятельства, отмечает Мария Мальковская.

При переходе команды на удаленный режим важно определиться, в какой цифровой экосистеме будет теперь происходить взаимодействие

Эффект удаленки

Больше половины опрошенных hh.ru в апреле этого года руководителей российских компаний считают, что в удаленном формате личная и коллективная эффективность работы стала выше. 58% участников исследования отмечают, что сотрудники стали ответственнее, они быстрее делают работу (50%), выполняют больше поручений (42%) и делают это качественнее (42%). Только четверть отмечают ухудшение качества работы.

Однако продолжать работу в удаленном формате без потери эффективности 30% участников процесса могут только в течение месяца, 18% — двух-трех месяцев и 23% — от полугода и дольше. 10% сотрудников и руководителей уже на момент опроса были на пределе своих возможностей.

По данным международной Ipsos, сотрудники на удаленке прежде всего ценят экономию времени на дорогу (76%) и денег на еду в офисе, кофе, дорогу (64%), гибкий график (59%) и возможность позже просыпаться (55%), а также появление дополнительного времени на домашние дела (43%). При этом работа из дома приводит к увеличению нагрузки на сотрудников, пишет Bloomberg со ссылкой на исследование компании NordVPN: в США рабочий день сотрудников на удаленке увеличился в среднем на 40% — общее рабочее время, таким образом, выросло с 8 до 11 часов, это самый большой прирост. В Великобритании и Канаде, а также Франции и Испании работа в хоум-офисе прибавила два часа работы, увеличив ее до 11 и 10 часов соответственно.

Чувство сопричастности

Более 75% респондентов в России и 93% в мире считают, что наличие у сотрудников чувства сопричастности делу организации непосредственно влияет на рост производительности, отмечают авторы исследования «Международные тенденции в сфере управления персоналом — 2020» международной Deloitte. Компании численностью 10 тыс. человек это позволяет ежегодно экономить более $52 млн. А даже однократная утрата связи и чувства сопричастности может привести к немедленному снижению производительности сотрудника в команде на 25%.

По мнению 26% участников исследования, лидеры организации способны непосредственно влиять на формирование сопричастности, еще 25% считают, что на формирование общих целей в целом влияют взаимоотношения в компании.

Альтернативные виды занятости могут затруднить формирование у фрилансеров чувства сопричастности работе штатных сотрудников, отмечают аналитики. Технологии, несмотря на то что позволяют коммуницировать мгновенно и с кем угодно, добавляют разобщенности. Их непрерывное использование способствует усилению ощущения изоляции. Многие удаленные работники называют одиночество одним из ключевых недостатков дистанционного формата деятельности. Примечательно, что в России ключевым фактором сопричастности помимо совпадения миссии, ценностей и целей компании с ценностями сотрудников (39% опрошенных) является справедливое отношение руководства (28,5%). В западных странах вторым по значимости фактором является наличие сообщества и социальных взаимосвязей (20%).

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Юрий Никулин: Вызвать смех — гордость для меня Юрий Никулин: Вызвать смех — гордость для меня

Юрий Никулин — наш любимый клоун и один из величайших комиков мира

Лиза
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Новые луддиты Новые луддиты

Некоторые сотрудники западных компаний протестуют против автоматизации труда

РБК
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога

Ученые выделили фрагменты древних белков из зубной эмали миоценового носорога

N+1
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе

Книги о природе: через зарисовки, философские эссе и медленные наблюдения

Forbes
Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке Что случилось с пауками, отправленными в космос в 1973 году — и как это помогло науке

Пауки все еще плетут паутину в условиях микрогравитации?

Inc.
Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться? Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться?

Какие напитки лучше пить в самолете?

ТехИнсайдер
Не выходя из машины Не выходя из машины

Необычные гаджеты, которые в разные эпохи можно было найти в автомобиле

Правила жизни
Ученые определили, какой тип людей быстрее находит себе пару Ученые определили, какой тип людей быстрее находит себе пару

Как определенные мотивы человека влияют на вероятность вступить в отношения

ТехИнсайдер
Дорожки на даче Дорожки на даче

Как экономно обустроить тропинки на садовом участке

Лиза
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
Настроение «каникулы»: как почувствовать себя в отпуске, если до него далеко Настроение «каникулы»: как почувствовать себя в отпуске, если до него далеко

Как создать себе приятную иллюзию отпуска, если до заветных дат еще работать

Правила жизни
Бесспорный авторитет Бесспорный авторитет

Федор Мартенс — юрист и дипломат на службе мира

Санкт-Петербургский университет
Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году

Что привело к ужасной трагедии на заводе Philips и какими стали ее последствия

ТехИнсайдер
Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБК
«Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем «Нужно быть готовым к войнам и землетрясениям». Советы туроператора с 35-летним стажем

Как оставаться на плаву и быть успешным в туризме?

Inc.
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Открыть в приложении