Преодолев последствия кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики

РБКБизнес

Своя дорога в дюнах

Преодолев последствия экономического кризиса, Латвия ищет свой путь развития экономики.

Текст Алексей Лоссан

В докризисный период, с 2003 по 2007 год, ежегодный рост ВВП Латвии составлял порядка 10%, что для небольшой экономики было очень хорошим результатом, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. Однако во время глобального кризиса 2008–2009 годов он сменился глубочайшим спадом в экономике. По мнению Новиковой, причиной в числе прочих стала и изменившаяся за последние 20 лет структура экономики страны.

Латвии пришлось предпринять серьезные меры, чтобы изменить ситуацию. И уже с 2012 года ВВП страны начал понемногу прибавлять. По прогнозам Европейской комиссии, рост ВВП Латвии в 2017 году (4,2%) значительно превысит средний уровень роста ВВП в ЕС (2,3%). По данным Банка Латвии, в 2016 году экспорт увеличился на 2% по сравнению с предыдущим годом, в свою очередь, объем импорта снизился на 0,5%. «Активизация глобального рынка, повышение цен на международном рынке и стабильный рост в странах — важнейших торговых партнерах Латвии продолжают способствовать росту экспорта Латвии. В первом полугодии 2017 года объем экспорта вырос на 8% по сравнению с тем же периодом 2016-го», — говорит глава Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Андрис Озолс.

Новые вызовы

Новые экономические реалии потребовали пересмотра рынков сбыта и диверсификации рисков на будущее. Так, российские контрсанкции, запретившие ввоз определенных продовольственных товаров из Евросоюза, нанесли удар по пищевой промышленности Латвии. «Утрата рынка сбыта и любимых продуктов была неприятным моментом как для наших предпринимателей, так и для потребителей в России. С тех пор произведенный в Латвии сыр стал популярным угощением, которое путешествующие из России везут с собой, возвращаясь домой», — делится Андрис Озолс.

Новые рынки предпринимателям помогало искать и агентство, организовывая открытие национальных стендов на важных международных выставках. Еще одним инструментом стали торговые миссии предпринимателей и визиты иностранных покупателей в Латвию. На данный момент поддержкой предпринимателей за рубежом занимаются 20 представительств LIAA на стратегически важных для Латвии рынках экспорта, в том числе в России и Китае. В последнем представительства расположены в трех городах — Пекине, Шанхае и Нингбо.

Именно в поставках в Китай латвийские предприниматели видят возможные точки роста. «Мы изучили желания китайского потребителя, сегментировали круг своих клиентов и активно работаем над тем, чтобы повысить объемы экспорта произведенных в Латвии молочных продуктов в Китай», — говорит Андрис Озолс. В настоящее время, по данным LIAA, Китай с точки зрения сбыта молочной продукции занимает 31-е место, а 42% от общего объема молочки экспортируется в Литву.

Меры поддержки на страновом уровне предпринимаются и для других отраслей. Так, в конце февраля будущего года в Елгаве пройдет форум производителей машиностроения и металлообработки в Латвии. Во время форума запланирована контактная биржа иностранных покупателей с латвийскими предприятиями.

По итогам 2016 года лидером латвийского экспорта стала как раз продукция машиностроения и электроприборы, включая электрическое оборудование — на эту категорию, по данным LIAA, пришлось 17% экспорта Латвии. В основном продукция латвийских предприятий поставлялась в Литву (18,3%), Эстонию (12,0%) и Россию (7,7%). Металлургия и машиностроение исторически были развитыми отраслями латвийской экономики. За последние годы металлообработка в стране выросла в несколько раз, а в 2016 году компании из этой отрасли получили €1,32 млрд выручки. Примечательно, что для экономики Латвии характерна похожая структура импорта: около 21,5% приходится на продукцию машиностроения, 10,5% — на химическую продукцию, 9,8% — на транспортные средства, 9,0% — на минеральную продукцию. То есть товарооборот диверсифицирован, страна не является ярко выраженным импортером продукции с высокой добавленной стоимостью, как, например, Россия.

Ориентация на новые рынки сбыта дала свои результаты — Латвия вернулась к экономическому росту. В 2016 году ВВП на душу населения вырос на 2,1%, до €12 760, на 2017-й запланирован рост на уровне 4,2%. 74,9% ВВП в прошлом году было сформировано за счет сферы услуг.

Среди потенциальных точек роста — финансовый сектор, ИТ-услуги и транспортная инфраструктура, медицинский туризм.

Бизнес на проводах

В развитии ИТ-технологий Латвия последние годы уступала соседней Эстонии, прославившейся такими проектами, как Skype и TransferWise. Изменить ситуацию и помочь развитию ИТ-инфраструктуры должен специальный новый закон, регулирующий привлечение средств в стартапы. Он был разработан в рекордно короткие сроки и вступил в силу 1 января 2017 года, рассказывают в LIAA. Документ, в частности, предполагает налоговые льготы для работодателя по социальному налогу, софинансирование государством высококвалифицированной рабочей силы и нулевую ставку на прибыль предприятия.

Сегодня Латвия позиционирует себя как удобную площадку для дата-центров благодаря своему удачному территориальному расположению. Здесь уже работает дата-центр Dattum по стандартам Tier III, в настоящий момент он считается самым защищенным в Северной Европе.

В свою очередь, местные компании активно развивают ИТ-решения для различных секторов экономики, а в числе потенциальных клиентов видят и компании из России. Российское законодательство, которое в последнее время претерпело значительные изменения, не запрещает хранить за пределами страны определенную информацию, говорит Владиславс Гурманс, член правления Latnet Serviss (компания предлагает площадки дата-центров в Латвии, старейший интернет-провайдер страны, работает на рынке с 1992 года). Хотя, по его словам, последнее время количество запросов от российских клиентов о переносе баз данных на территорию Латвии сократилось, в основном из-за санкций и экономического кризиса 2014 года. «Можно по-прежнему говорить о переносе за границу определенных ресурсов в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Например, торговые сети могут хранить за пределами России каталоги своей продукции, результаты анализа big data и другие данные», — говорит эксперт. По его словам, особенно это актуально для компаний, которые работают в Европе или собираются выходить на европейский рынок и должны быть максимально близки к потребителю и партнерам.

«Электронная связь с каждым годом дает больше возможностей. Поэтому ИТ-отрасль мы очень активно развиваем. До конца 2019 года мы проложим оптический кабель по всей Латвии, что даст ускорение оборотов данных и новые возможности для электронной коммерции», — делится планами курирующий отрасль министр сообщения Латвии Улдис Аугулис.

Транспортный потенциал

На транспортной отрасли Латвии сказались как санкции, наложенные ЕС на Россию, так и экономический кризис внутри самой России. «В период обострения отношений Россия начала предпринимать активные действия по перенаправлению потока грузов, идущих через Балтийское море, с портов прибалтийских республик на собственные порты, которые начали активно строиться еще полтора-два десятилетия назад, в частности через порт Усть-Луги», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. При этом, по его словам, доходы от транзита грузов через балтийские порты составляли немалую долю в бюджете всех прибалтийских государств, включая и Латвию.

За первые девять месяцев 2017 года грузооборот в Рижском свободном порту, по данным самого порта, упал на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 25,5 млн т. При этом объем генеральных грузов увеличился на 9,7%. На 16% увеличилась перевалка контейнеров. Здесь, как и в пищевой промышленности, происходит диверсификация бизнеса. «Мы планируем развивать свободные территории в портах. В Рижском порту где-то 450 га, на которых возможно развивать логистику и переработку грузов», — говорит Улдис Аугулис (см. интервью на с. 105).

По данным Латвийского агентства инвестиций и развития, до сих пор более 85% грузовых перевозок в стране по железной дороге составляет транзит из России и Белоруссии в сторону латвийских портов. Однако, столкнувшись с сокращением заказов со стороны российских компаний, латвийские власти стали искать новых партнеров — в первую очередь в Азии. В дальнейшем порты Латвии также рассчитывают на доставку товаров из Китая. Латвийская сторона уже проложила железнодорожный коридор из китайского города Кашгар через территорию Казахстана и России в Ригу и совершила тестовые поездки в оба конца. «В целом ясны тарифы, дело теперь за бизнесом, но мы видим интерес и со стороны Китая, и со стороны Европы в таком коридоре», — говорит министр сообщения. Драйвером роста в транспортно-логистической отрасли должна стать и реализация Rail Baltica — проекта железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая соединит Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу.

В развитии воздушных пассажирских перевозок латвийские компании делают ставку на российских потребителей. За последние семь лет пассажиропоток международного аэропорта Риги увеличился в четыре раза: его доля на рынке стран Балтии достигла 43%, число пассажиров в 2016 году составило 5,4 млн. «В настоящий момент Москва является для нас наиболее важным направлением как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам: прямым и транзитным. На Россию приходится около 5–6% пассажиропотока», — говорит директор по развитию бизнеса и авиационных услуг международного аэропорта Риги Лиене Фреивалде. По ее словам, после масштабной реконструкции площадь аэропорта удвоится. «Рижский аэропорт уже сейчас является крупнейшим в странах Балтии, и за счет реконструкции, мы надеемся вырасти еще больше», — добавила она.

Несмотря на то что в аэропорт летают 17 авиакомпаний, основные надежды связывают с флагманским перевозчиком страны — Аir Baltic Corporation. «Российский рынок огромен и очень важен для нас, мы пытаемся постоянно развивать свои транзитные направления. На сегодняшний день у нас 60 маршрутов, и каждый новый маршрут помогает нам развиваться еще больше — это выгодно и нашей компании, и российскому рынку», — заявил вице-президент по обеспечению качества Air Baltic Лаурис Микельсонс. В следующем году компания планирует запустить минимум семь новых рейсов, в том числе два рейса в города чемпионата мира по футболу — Калининград и Сочи (в три российских города компания уже летает). И рассчитывает продать на российском рынке на 15% больше билетов.

Драйвером роста и здесь отчасти станет проект Rail Baltica, в рамках которого к 2022 году будет построен новый железнодорожный вокзал Риги, а с терминалом аэропорта появится высокоскоростное железнодорожное сообщение.

Динамика экспорта и импорта Латвии

€ млрд

Источник: Латвийское агентство инвестиций и развития

Фото: Getty Images Russia

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Атомный десант на юг Атомный десант на юг

Росатом строит АЭС в Казахстане и наращивает мощность в Узбекистане

Монокль
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Новая загадка старого шедевра Новая загадка старого шедевра

Даже через полтора века открываются всё новые тайны картины «Неравный брак»

Дилетант
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров

Диетолог рассказал, как бургеры можно приготовить с пользой для организма

ТехИнсайдер
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
«Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич» «Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

История знаменитой модели «Москвич-400» полна парадоксов и вопросов

ТехИнсайдер
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Лучшие современные сериалы до 10 серий Лучшие современные сериалы до 10 серий

Сериалы до 10 серий: идеальный вариант для выходных или вечера

Maxim
Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать

Чем виниры и люминиры отличаются между собой и что из них надежнее

ТехИнсайдер
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Что наша жизнь — стрельба Что наша жизнь — стрельба

Случаи в истории кинематографа, когда пуля оказалась умной и настоящей

Weekend
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Открыть в приложении