Российская инфраструктура ищет партнеров
Государственно-частное партнерство стало важным инструментом реализации крупнейших проектов в России.
К началу 2024 года в России, по данным Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК), подписано 3427 соглашений о реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), предусматривающих создание и дальнейшую эксплуатацию частным инвестором социально важного объекта инфраструктуры при поддержке либо непосредственном участии государства. Общая сумма инвестиций в эти проекты составила 4,8 трлн руб., из которых 3,3 трлн руб. (69%) приходится на внебюджетные средства. В среднем на один проект приходится 1,4 млрд руб. общих инвестиций.
При этом, согласно опубликованному Минэкономразвития рейтингу субъектов РФ по уровню развития ГЧП за 2023 год, первое место в нем занимает Москва: планируемый объем инвестиций по проектам в столице составил 369 млрд руб. Следом идут Нижегородская и Ленинградская области — 153 млрд и 115 млрд руб. соответственно.
Московский регион вместе с Санкт-Петербургом лидируют и по накопленному опыту реализации проектов ГЧП, то есть количеству успешно завершенных проектов, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса, заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ Валерия Минчичова.
Среди сфер, в которых реализуются ГЧП-проекты, абсолютное лидерство за ЖКХ и энергоснабжением (больше 2700 соглашений), далее идут образование и наука (200 соглашений), культура и отдых (125), а на четвертом месте — транспортная инфраструктура (117).
Общий объем вложений в ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры составит 2,4 трлн руб., из которых около 63% придется на внебюджетные инвестиции, подсчитала АИИК. Сегодня все крупное инфраструктурное строительство, прежде всего дорожное, фокусируется на ГЧП, указывает заведующая кафедрой экономики и управления в строительстве Института отраслевого менеджмента Государственного университета управления (ГУУ) Ольга Астафьева.
Ключ к инфраструктуре
Во всем мире механизм ГЧП активно используется, чтобы привести фактически неокупаемые социально значимые инфраструктурные проекты к экономически целесообразным показателям, указывает на преимущество этой формы гендиректор инвестиционной группы «РВМ Капитал», вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) Феликс Блинов.
И это крайне актуально при инфраструктурном строительстве. ГЧП здесь является действенным механизмом по решению задач развития экономики страны за счет прямых и косвенных социально-экономических эффектов, уверена Ольга Астафьева. Помимо повышения инвестиционной активности субъектов экономики и макроэкономических показателей ГЧП способствует росту ВВП путем создания новых рабочих мест, развития современных технологий и повышения качества жизни, объясняет она.
При горизонте планирования 15 лет каждый вложенный в инфраструктурный проект рубль приносит два рубля в виде косвенных эффектов и три рубля — в виде прямых, говорит Ольга Астафьева. Во многих крупных инфраструктурных проектах, требующих многомиллиардных инвестиций, российский бизнес может участвовать именно благодаря развитию ГЧП, считает она.