Как растет взаимодействие с Китаем
Китай и Россия на фоне западных санкций стали друг для друга выгодными, а в отдельных случаях безальтернативными торговыми партнерами. Главными ограничителями остаются проблемы с финансовыми расчетами

Товарооборот между Россией и Китаем, который стал для страны ключевым торговым партнером, по итогам 2024 года может достигнуть $250 млрд. Такой ориентир на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным обозначил председатель КНР Си Цзиньпин. «Это увеличение на 4%. По ситуации в первой половине года цель по-прежнему достижима», — отметил он. По данным Главного таможенного управления Китая, за январь— июль объем двусторонней торговли между странами увеличился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $136,67 млрд.
По итогам 2023 года объем продаж между странами достиг рекордного уровня в $240 млрд. В частности, китайский экспорт в Россию вырос на 46,9%, в обратном направлении он увеличился на 12,7%. При этом российское направление в 2023 году было одним из немногих, которые показывали прирост китайских поставок: экспорт из КНР в США и Европу сократился более чем на 10%.
Власти и России, и КНР рассчитывают, что в отдаленной перспективе положительная динамика сохранится. Так, первый вице-премьер РФ Денис Мантуров отмечал в конце июля 2024-го, что до 2030 года показатели взаимной торговли могут вырасти до $300 млрд.
Активное наращивание торговли между двумя странами связано с тем, что в ряде отраслей для российских производителей после закрытия западных рынков Китай стал практически единственным крупным рынком сбыта. Примером может служить экспорт алюминия, поставки которого в Китай в прошлом году, по данным Главного таможенного управления КНР, выросли вдвое.
«Мы наращиваем поставки нефти и газа, Китай в Россию везет оборудование и станки, бытовую технику и автомобили. Пока такое сотрудничество кажется взаимовыгодным: китайские товары закрывают ниши, пострадавшие от санкций, а российские минеральные ресурсы обеспечивают КНР энергетическую безопасность», — отмечает президент Национального координационного центра международного делового сотрудничества (НКЦ), директор Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН) Кирилл Бабаев.
Энергетические ресурсы
В целом за 2023 год Китай увеличил закупки российской нефти на 24%, до 107 млн т, следовало из статистики Главного таможенного управления КНР. Россия вышла на первое место среди поставщиков на этом рынке. В свою очередь, доля Китая в структуре российского нефтеэкспорта, как сообщал вице-премьер РФ Александр Новак, в прошлом году выросла до 45–50%.
Стратегическим партнером Китай остается и в газовой сфере. В прошлом году «Газпром» экспортировал в страну свыше 22,5 млрд куб. м газа, что в 1,5 раза больше показателей 2022-го, заявлял председатель правления компании Алексей Миллер. «Объем дополнительных поставок газа с начала запуска в эксплуатацию «Силы Сибири» (газопровод из РФ в Китай пропускной способностью 38 млрд куб. м. — РБК) максимальный по сравнению со всеми предыдущими годами», — отметил он. По словам главы «Газпрома», в 2025 году показатели экспорта достигнут проектной мощности трубопроводного маршрута. «Я уверен, что мы продолжим регулярно обновлять суточные рекорды поставки газа в эту страну», — заявил Алексей Миллер.
Как заявлял в конце июля 2024 года глава «Роснефти» Игорь Сечин на российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, сотрудничество в энергетике предопределено географическим положением обеих стран, а также тем, что Россия производит 11% мирового объема жидких углеводородов, а на Китай приходится 16% их мирового потребления. По данным президента компании, российский энергетический экспорт в Китай в первом полугодии 2024 года вырос на 4%, до $46 млрд, в свою очередь, РФ обеспечила почти 20% импорта энергоресурсов КНР в стоимостном выражении.
Новый автопром
По данным таможенной статистики КНР, почти 60% стоимостных объемов китайского экспорта в Россию приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Так, поставки пассажирских автомобилей в 2023 году увеличились более чем в семь раз (до $11,5 млрд). С учетом грузовиков, автобусов, тракторов ($3,75 млрд в 2023 году) и автозапчастей ($2,05 млрд) поставки достигли $22,5 млрд.
Во многом за счет роста закупок со стороны России Китай в 2023 году стал мировым лидером по экспорту автомобилей, достигнув, по данным Китай-
ской ассоциации легковых автомобилей, планки 5,26 млн машин. По итогам первого полугодия 2024 года поставки машин из КНР на российский рынок росли еще активнее — на 35,4%, до $6,2 млрд. Как указывали эксперты «Автостата», в июне на Китай пришлось 93,7% в общем объеме ввоза новых машин.
«По объему продаж автомобилей на российском рынке вслед за лидером АвтоВАЗом выстроились уже привычные для нас китайские бренды. Тренд на локализацию и ее углубление в автопроме есть, но опять же с прямым участием китайских компаний», — говорит директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности ДРТ Александр Васильев. Эксперт напоминает, что отрасль продолжает реанимировать приостановленные производства, в основном совместно с китайскими партнерами. Он отмечает, что последние готовы инвестировать в производство в РФ, этому способствует и замедление развития экономики Китая: местные производители, ранее ориентировавшиеся на гигантский внутренний рынок, теперь ищут новые каналы сбыта.
Трудности с расчетами и инвестициями
В то же время, по словам Кирилла Бабаева, главным тормозом торгового взаимодействия России и Китая остается проблема платежей. После указа президента США Джо Байдена, разрешающего налагать американские санкции на любые банки, работающие с Россией, крупнейшие банки КНР один за другим отказались работать с российскими компаниями, отмечает эксперт. За ними последовали многие региональные банки Китая. «Смежной проблемой является вопрос открытия в Китае филиалов наших банков. Ряд крупнейших игроков российского рынка — «Сбер», Альфа-банк и другие — уже сделали шаги в этом направлении, однако и здесь нужна воля китайского руководства», — полагает он.
Помимо этого, указывает Кирилл Бабаев, проблемным местом взаимодействия России и Китая остается инвестиционное сотрудничество: китайские компании боятся вторичных санкций и непредсказуемого российского законодательства. «Здесь очень важную роль будет играть политика властей российских регионов: если они создадут хорошие условия для китайского бизнеса и смогут привлечь хотя бы двух-трех инвесторов из КНР, за этими первыми ласточками неизбежно последуют другие. Важной является также обсуждаемая сейчас инициатива создания Российско-китайского инвестиционного совета», — подчеркнул эксперт.
В августе 2024 года в интервью журналу «Эксперт» вице-премьер Дмитрий Чернышенко приводил примеры совместных проектов — в области электронной торговли («AliExpress Россия») и логистики (терминально-логистический комплекс «Белый Раст» в Московской области), в производстве бытовой техники (Haier в Татарстане), двигателей (КАМАЗ и Weichai в Ярославской области) и автомобилей (Haval в Тульской области).
В конце июля 2024 года Россия и Китай договорились об актуализации приоритетных проектов. Как заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров по итогам заседания межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству, речь идет более чем о 60 инициативах с объемом заявленных инвестиций свыше $138 млрд.
По мнению Кирилла Бабаева, сейчас для китайских инвесторов в России открыты большие возможности, особенно в целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, нефтехимии, производстве зерновых, мяса, морепродуктов и, конечно, автомобилестроении.
Фото: Эрик Романенко/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl