Защищённый мирный атом Ирана — не гарантия мира на Ближнем Востоке

МонокльОбщество

Физика раздора: риски ядерной катастрофы на Ближнем Востоке

Самые опасные объекты Ирана защищены от ракет Израиля, но удары по другим целям могут сдетонировать большим конфликтом в регионе

Вячеслав Степовой

Крупнейший исследовательский комплекс Ирана Исфаханский центр ядерных технологий, в составе которого — завод по обогащению урана. Ap Photo/Vahid Salemi

Начавшаяся 13 июня операция Израиля «Восставший лев», по сути бомбардировка системы атомной энергетики Ирана, поставила под угрозу радиоактивного заражения весь Ближневосточный регион. По данным МАГАТЭ, в Иране находится 27 ядерных объектов, семь из них — незадекларированные. И несмотря на то, что попаданий по работающим исследовательским и энергетическим реакторам пока не было, точечный ущерб уже нанесен наземным системам хранения отработанного топлива, системам подачи энергии и коммуникациям. По словам военного эксперта, специалиста в области радиационной, химической и биологической безопасности Олега Желтоножко, удары вблизи ядерных объектов — очень рискованная практика: даже если ПВО собьет ракету, велика вероятность, что, например, начнется пожар, который может перекинуться за контур безопасности. Подобные сценарии регулярно отрабатываются на учениях на всех ядерных объектах, и, по идее, специалисты должны быть готовы практически к любому развитию событий. Но как все сложится в условиях войны — предсказать трудно.

Основные удары в первые дни атаки пришлись по инфраструктуре трех объектов — Исфахан, Натанз и Фордо. Там расположены заводы по переработке топлива, которые способны обогащать уран для ядерных зарядов, а задекларированная цель Тель-Авива, как известно, — лишить Иран возможности производить ядерные бомбы.

Крупнейшим исследовательским комплексом страны считается Исфаханский центр ядерных технологий (расположен в Исфаханском университете), где работают три исследовательских реактора: MNSR — миниатюрный реактор-источник нейтронов, мощность — 27 кВт; LWSCR — легководный докритический реактор с активной зоной из 420 стержней с природным ураном; HWZPR — тяжеловодный исследовательский реактор максимальной мощностью 100 Вт, где в качестве топлива используется природный уран, а в качестве замедлителя — тяжелая вода. На всех этих установках проводятся физические эксперименты, проходят обучение и повышение квалификации физики-ядерщики. С февраля 2024 года строится четвертый реактор мощностью 10 МВт.

Близ Исфахана также находится завод с технологическими линиями, на которых желтый кек преобразуется в оксид урана (используется в качестве топлива для реакторов), в гексафторид урана (используется в процессах обогащения урана на предприятиях в Натанзе и Фордо), а также в обедненный металлический уран (может использоваться в ряде типов топливных элементов и в сердечниках ядерных бомб).

«На ядерном объекте в Исфахане в результате атаки были повреждены четыре здания: центральная химическая лаборатория, завод по конверсии урана, завод по производству топлива для тегеранского реактора и строящийся завод по переработке металла UF4, — заявил генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси. — Радиация вне территории осталась неизменной и находится на нормальном уровне, что указывает на отсутствие внешнего радиологического воздействия на население или окружающую среду. Внутри объекта есть как радиологическое, так и химическое загрязнение».

В Натанзе расположен крупнейший центр по обогащению урана в Иране, он включает в себя два завода: опытный и промышленный. На этих предприятиях производится и изучается низкообогащенный уран. Особый интерес представляет подземный завод по обогащению урана — это комплекс из трех зданий, находящихся на глубине более 40 метров, дополнительно защищенный стальной и бетонной оболочкой, толщиной до восьми метров, в котором может быть размещено до 50 тысяч центрифуг.

«По Натанзу был серьезный удар, но похоже, что подземная инфраструктура физически не пострадала. Единственный вопрос — о работоспособности центрифуг после остановки энергоснабжения», — комментирует военный эксперт, старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин.

Вероятно, израильским военным удалось нарушить энергоснабжение работающих центрифуг, что привело к их выходу из строя и к локальной радиационной аварии.

Бил Израиль и по Фордо — заводу по обогащению топлива, где производится UF6, обогащенный до 20% U-235 (уровень обогащения, пригодный для получения ядерного топлива). Он расположен в городе Кум, в 150 км к югу от Тегерана, на глубине 80–100 метров под землей. «Судя по информации от МАГАТЭ и других источников, Фордо практически не пострадал, поскольку он находится очень глубоко. У Израиля попросту нечем бить по такому защищенному объекту. Только у США есть 13-тонные бомбы, способные работать по таким подземным целям. Для этого нужно подключать американские стратегические бомбардировщики, и то это не гарантирует уничтожения Фордо», — полагает Юрий Лямин.

Агентство Associated Press также отмечает, что Израиль неспособен уничтожить подземные иранские объекты, на которых производится высокообогащенный уран, без участия стратегической авиации ВВС США. Для поражения этих целей Израилю нужны корректируемые противобункерные авиационные бомбы GBU-57 (Massive Ordnance Penetrator, MOP), которые являются одними из самых мощных неядерных боеприпасов в арсенале ВВС США. Но если американские снаряды все же полетят на Натанз и Фордо (хотя эксперты сомневаются, что Дональд Трамп готов так высоко поднять ставки в переговорах с Ираном), в зоне радиационного заражения окажутся не только иранские города.

«Попадание по Фордо и Натанзу особенно опасно тем, что там идет работа с гексафторидом урана, а это тяжелый газ. Он летуч, а значит, будет бесконтрольно распространяться, и с точки зрения химии в нем ничего хорошего нет. Он относится к веществам первого класса опасности, — отмечает Олег Желтоножко. — Точно так же, если нанести удар по исследовательскому реактору или реактору — наработчику плутония, произойдет выброс топлива, которое находится в процессе ядерной реакции и, соответственно, уже имеет массу продуктов деления. Это, в частности, цезий137 и стронций-90 — по комплексу характеристик они считаются наиболее опасными элементами. Кроме того, удар по работающему реактору приводит к локальному выбросу большого количества короткоживущих изотопов (йод-131, благородные газы). Они чрезвычайно опасны из-за исключительно высокой радиоактивности».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Паспорт для дома Паспорт для дома

Какие постройки на участке нужно регистрировать и как это сделать

Лиза
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
На чистую воду На чистую воду

Новинка итальянской верфи Columbus Yachts — моторная суперъяхта Acqua Chiara

Y Magazine
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Открыть в приложении