О том, как работает телемедицина, рассказал Денис Швецов

РБКЗдоровье

«Главное в телемедицине — это врачи»

С января 2018 года отечественные клиники получили право предоставлять пациентам дистанционные медицинские услуги. О том, как работает телемедицина, РБК+ рассказал директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов

В какой ситуации может оказаться полезной телемедицина?

— Преимущество телемедицины заключается в том, что технологии делают врачей доступными для пациентов в любое время, где бы те ни находились. На даче, в командировке или отпуске, когда ты далеко от города и рядом нет врача необходимой квалификации. Или наоборот — ты в центре мегаполиса, но совершенно нет времени для посещения клиники. Либо когда существующая проблема со здоровьем не кажется значимой. В таких случаях использование телемедицинских консультаций становится полезным, а иногда и безальтернативным способом получения медицинской помощи.

— С чего вы начинали развитие телемедицины?

— В ноябре 2016 года мы начали проводить телемедицинские консультации — бесплатно, в тестовом режиме. А уже в апреле 2017 года заключили первый в отрасли контракт со страховщиками на включение телемедицины в полисы ДМС. Параллельно подключили пациентов в рамках индивидуальных годовых контрактов. Потом заметили, что пользователи стали обращаться с вопросами: нахожусь в Таиланде, заболел, подскажите, что делать. Мы поняли, что выезжающие за рубеж — еще одна из наших целевых аудиторий. В основном это пациенты со стандартным набором жалоб: простыл, отравился, обжегся. Половину из них точно можно урегулировать дистанционно.

— Как это работает? Можно ли сказать, что врач определяет состояние пациента, исходя из того, как тот описывает симптомы?

— Да, в основе работы врача лежат данные, которые озвучивают или демонстрируют пациенты, а также медицинские документы, которые пациенты могут направить врачу накануне или во время консультации. Мы изучили структуру типовых обращений и выяснили, в каких случаях можем давать телемедицинскую консультацию, а в каких — нет. В отличие от многих провайдеров услуг в области телемедицины, которые начинали свою работу как ИТ-стартапы, а потом уже стали обрастать медицинскими компетенциями, мы пошли другим путем: у нас есть свои клиники, и в основе нашего сервиса — практикующие врачи. Это главная составляющая телемедицины. А телемедицина — один из способов стать ближе к нашим пациентам. Именно на это с самого начала была нацелена идеология нашего бренда — «Доктор рядом».

— Насколько можно доверять симптомам,которые озвучивает пациент? Нет ли опасности, что доктор в смартфоне чего-то не заметит?

— Задача врача на расстоянии провести первичную диагностику и определить нужный формат помощи, для чего врач и собирает анамнез. Этой информации может быть достаточно для рекомендаций, либо врач может направить пациента на дополнительную диагностику или очный прием в клинику. При этом ответственность врача регулируется законодательством независимо от того, каким способом была оказана медицинская помощь.

Недавно к нам обратилась пациентка, у которой начался отек после укуса осы. Доктор посоветовал вызвать скорую помощь и рекомендовал, какие конкретные шаги предпринять в ожидании врача. Благодаря этому удалось сохранить пациентке жизнь.

— Кто является основным двигателем развития телемедицины в России: ИТ-компании или клиники?

— Первыми на рынок телемедицины вышли ИТ-стартапы — они быстрые, гибкие и всегда ищут новые ниши для развития. Затем подключились клиники. Первой из медицинских компаний, запустившей свой телемедицинский сервис в России, стала «Доктор рядом». После 1 января 2018 года, когда в России был принят закон о телемедицине, потянулись и другие. По мере насыщения рынка на него все активнее будут выходить клиники, поскольку у их пациентов уже появился запрос на дистанционные медицинские консультации. И в какой-то момент ИТ-компании и клиники сойдутся в одной точке. С одной стороны, телемедицинские компании вынуждены предлагать что-то, кроме онлайн-консультаций, а с другой — клиникам необходимо выстраивать инфраструктуру взаимодействия с клиентом. Все игроки заинтересованы в том, чтобы создать максимально понятный и прозрачный цикл предоставления медицинских услуг.

— Через какие каналы клиенты получают услуги в области телемедицины?

— Мы оказались первыми среди профессиональных медицинских клиник, кто почувствовал потребность пациентов в дистанционном формате взаимодействия. В итоге мы работаем не только с пациентами нашей сети клиник, но и с теми, кому интересны исключительно телемедицинские услуги. Если к нашим клиникам прикреплены 300 тыс. пациентов и в основном это жители Москвы, то потребителями услуг в области телемедицины являются уже более 2 млн пользователей по всей России. У нас есть несколько продуктов, которые мы предлагаем нашим партнерам. Во-первых, это коробочное решение: в офисе нашего партнера можно купить годовую подписку на телемедицинские услуги, по которой в любой момент можно получить как срочную консультацию у терапевта или педиатра, так и плановую — у врача узкой специальности. Второй продукт — телемедицина в составе страховых полисов. Чаще всего это страховые продукты, по которым риск наступает редко, и продающие их партнеры заинтересованы в том, чтобы наполнить их сервисной составляю-щей, а телемедицина для этого подходит идеально. Наши телемедицинские услуги включены во многие продукты страховых компаний «Сбербанк страхование жизни», «Ренессанс Страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование-Жизнь», «Русский стандарт страхование», «Уралсиб», ERGO, «Согласие», «Альянс» и других компаний. Мы работаем практически со всем клубом страховщиков. Третий продукт — это включение телемедицины в различные программы лояльности или сервисные пакеты, например премиальных банковских карт. Продукты различаются наполнением услуг врачей, количеством консультаций, а также набором дополнительных опций — например, «Второе медицинское мнение» или дистанционный чекап.

— Каково место России на международном рынке телемедицины?

— По сравнению с Европой мы достаточно хорошо продвинулись. Из европейских стран телемедицина неплохо функционирует только в Великобритании, в США она гораздо более развита во многом благодаря современному регулированию. В России закон о телемедицине вступил в силу сравнительно недавно, и еще требуется разработать ряд нормативных документов. При этом рынок развивается достаточно быстро: еще год назад на телемедицину все смотрели скептически, а сегодня общество значительно изменило свои взгляды. Мы рассчитываем, что рынок телемедицины в России к концу 2019 года достигнет 10–12 млн человек.

— Насколько, по вашему мнению, действующее регулирование соответствует потребностям растущего рынка?

— Принятие нового закона стало очень серьезным шагом с точки зрения регулирования, до него телемедицинские услуги трактовали как угодно, в том числе и как информационные, для предоставления которых не нужна лицензия. Поэтому во второй половине 2017 года появилось много телемедицинских стартапов. Закон расставил все точки над «i» по вопросу о том, кто может предоставлять такие услуги, — только клиники, чьи врачи обладают всеми необходимыми сертификатамии электронной цифровой подписью. При этом врачам запрещено ставить диагноз и назначать лечение на первичном удаленном приеме. Но в России врачи и так достаточно консервативны в своих оценках. Возможность ставить диагноз могла бы существенно повысить ценность услуги, и я думаю, мы к этому придем. Рано или поздно телемедицинские консультации станут равнозначны очному приему.

— Если крупная ИТ-компания займется телемедициной и запустит некую единую платформу типа Uber, вы будете приветствовать это решение?

— Текущий рынок телемедицины еще не достиг своего насыщения, мы находимся в той ситуации, когда его надо растить. Для этого необходимы общие усилия государства и крупных игроков. Поэтому приход компаний, имеющих сильные маркетинговые инструменты, — это всегда хорошо. В то же время, если на маленьком несформированном рынке все начнут конкурировать между собой, не вкладывая ресурсы в его рост, это вряд ли будет эффективно. У ИТ-гигантов уже есть проекты в области телемедицины — например, «Яндекс» запустил проект «Яндекс. Здоровье». Похожие проекты развивают и телеком-операторы: МТС, «Билайн», «Теле2». Однако если посмотреть на рынок США, то там в телемедицине лидируют не Google или Amazon, а компании, в которых правильным образом совмещены медицинские, технологические и продуктовые компетенции, — только их сочетание позволит компании стать лидером.

Фото: Тимур Иванов Для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В поисках музы В поисках музы

Едем за вдохновением и красивыми фотографиями в усадьбы русских писателей

Лиза
«Надо видеть следующую вершину» «Надо видеть следующую вершину»

Чем схожи покорение горных вершин и ведение бизнеса?

Ведомости
Как шутили бренды на 1 апреля: лучшие приколы российских и мировых техногигантов Как шутили бренды на 1 апреля: лучшие приколы российских и мировых техногигантов

Как технологические компании отмечали День смеха

CHIP
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Норма жизни: зачем министерству спорта 70 процентов занимающихся физкультурой Норма жизни: зачем министерству спорта 70 процентов занимающихся физкультурой

Что не так с методикой подсчетов спортивных граждан?

Forbes
6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения 6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения

Почему от посудомоечной машины плохо пахнет: причины и их устранение

ТехИнсайдер
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Обзор «Нива Трэвел»: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор «Нива Трэвел»: плюсы и минусы, комплектации, фото

Культовый российский внедорожник в представлении не нуждается

РБК
Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3 Хитрости, помогающие страховщикам не возмещать убытки по ОСАГО. Топ-3

Починить автомобиль по страховке часто невозможно из-за самих страховщиков

РБК
Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода

Из-за каких причин жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город?

Forbes
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы Первая иранская женщина-министр: история Фаррухру Парсы

Фаррухру Парса была первой женщиной в Иране, занявшей пост министра

ТехИнсайдер
В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника

Как выглядит союз, к которому стоит стремиться?

Psychologies
Время выбрасывать Время выбрасывать

Как грамотно организовать свое рабочее место и четко планировать день

Лиза
5 самых страшных форм манипуляции 5 самых страшных форм манипуляции

От газлайтинга до триангуляции: как вами может манипулировать партнер?

Psychologies
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историй
Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями

Эйджизм и дискриминация: проблемы молодых управленцев

Forbes
Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1» Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1»

Как безопасно доставить через пол-континента вождя народов, боящегося летать

ТехИнсайдер
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Как снег на голову Как снег на голову

Правила зимнего ухода за волосами

Лиза
Открыть в приложении