Сделать выбор в пользу Другого
Чего мы ищем в любовных отношениях? Почему влюбляемся не в тех и как это исправить? Разбираемся в хитросплетениях чувств вместе с психоаналитиком Андреем Россохиным.

Алла Ануфриева: Сегодня мы чаще знакомимся в интернете, чем в реальной жизни: изучаем профили, вступаем в переписку, сравниваем потенциальных партнеров… Помогает ли это сделать лучший выбор?
Андрей Россохин: Никакого различия между очным и заочным выбором нет, ведь решение принимает наше бессознательное. А оно может извлечь информацию из чего угодно – из нескольких реплик в короткой переписке, из фотографии, из анкеты. Что-то внутри нас либо отторгает человека, либо пробуждает желание и интерес продолжить общение.
Что же нас привлекает?
Нас цепляет то, что хорошо знакомо, что резонирует с прежним опытом и позволяет проиграть детские конфликты, реализовать скрытые желания. Нами движет вполне понятный инстинкт самосохранения: привычное безопасно, предсказуемо и управляемо. Мужчина пишет: «Какая же ты удивительная!» И эта фраза моментально (и помимо воли) уносит девушку в прошлое, где отец говорил: «Ты удивительная девочка! Как ты красиво танцуешь, я потрясен!» Она ничего не знает об этом человеке, но уже чувствует к нему влечение. При личной встрече подключаются слух, зрение, обоняние – мы улавливаем запах, неосознанно «сканируем» манеру общения, тембр голоса, опрятность, – но все равно принимаем решение по принципу бессознательной узнаваемости. Мы откликаемся на что-то неуловимо родственное для нас – душевно, сексуально или интеллектуально. Некоторые так прямо и говорят: «При первой встрече возникло чувство, что мы знакомы много лет».
Получается, мы, согласно Фрейду, «встречаем только тех, кто уже существует в нашем бессознательном»?
Именно так. Если новое никак не соотносится с нашим прежним опытом, то мы это просто не воспримем. Где-то я читал, что аборигены одного изолированного племени не видели регулярно летавших над ними самолетов и даже не слышали звуков. Трудно заметить то, что отсутствует в вашей картине мира.
Многие возразят: «у моего партнера ни во внешности, ни в характере нет ничего общего с отцом или матерью».
Идея, что женщина выбирает мужчину, похожего на отца, а мужчина – женщину, похожую на мать, не ошибочна, но довольно примитивна. Мы должны понимать, что в нашем бессознательном одновременно существует множество образов и отца, и матери, они разные.
Есть образ папы из раннего детства и из подросткового возраста. Есть злой отец, который требует подчинения, и отец любящий, для которого дочь – принцесса, а сын – лучший наследник. Чувства, взгляды, интонации этих отцов будут различаться, как и образы наших внутренних матерей. Даже когда мы выбираем человека, максимально далекого по нашему представлению от родительской фигуры, это тот же родной нам образ, просто в противоположном выражении. Условно говоря, отец был жестким человеком, бил жену и детей. И мы ищем человека, который был бы теплым, мягким, заботливым. На уровне бессознательного мы ищем того же отца, только с обратным знаком.