Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – силаКультура

Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Марк Розовский

Продолжение статьи художественного руководителя театра «У Никитских ворот», народного артиста России Марка Розовского. Марк Григорьевич – режиссер и драматург, за годы творчества осуществивший около двухсот постановок в российских и зарубежных театрах, автор десятков пьес и инсценировок выдающихся литературных произведений. Начало в «ЗС» № 03/25.

Часть 2

К нам, в Театр «У Никитских ворот», приходят школьники, студенты, работяги, служащие, пенсионеры… Прекрасная публика, надо сказать.

Им сегодня не по карману ни Большой, ни Театр наций, ни какие-то великие гастролеры. Очень жаль, очень…

Приходится ахать, когда узнаешь, что на некоторые московские спектакли нужно заплатить за одно место в зале от 20 до 40 тысяч рублей. А то и больше!

Это что такое? Это плевок в лицо нашего зрителя. Впрочем, нашего ли?

Признаюсь, от этих цифр лично я свирепею. И уверен, не только я.

Говорят, актуальное недоискусство дорогого стоит. Любая нелепость должна быть свежа, и за это зритель готов платить. Цена высока, потому что покупают, а раз покупают, значит, цена может быть поднята до фантастических высот.

Чтобы удовлетворить невежду, режиссер авантюрно предлагает всякие «завлекалочки». Перечислим самые распространенные.

1. Изменение пола. Женские роли играют актеры-мужчины, мужские роли исполняют актрисы.

Приходилось видеть в чеховской Аркадиной знаменитого актера в платье и на каблуках, с накрашенными губами и в женском парике. Вздор?.. Конечно. Особенно интересно было смотреть сцены с Тригориным… Зал веселился, я плакал. От негодования.

2. Перенос действия старой пьесы в сегодняшний день.

Берем «Ревизора» и играем в современных костюмах.

Ух, какое открытие!.. Руки чешутся всего Шекспира переиначить. «Гамлета» играем в подворотне, «Отелло» в бассейне (Венеция все-таки!), «Ромео и Джульетту» – в туалете (Монтекки в женском, Капулетти – в мужском). Вы думаете, я выдумал последний пример, что-то преувеличил? Нет, этот опыт реально принадлежит не кому-нибудь, а великому Комеди-франсез, Мольер, видимо, рукоплещет там своим коллегам из нашего времени.

3. Присвоение (естественно, насильственное) персонажам качеств из арсенала ЛГБТ, – у автора и намека нет, что Бобчинский и Добчинский – геи, но режиссер сделал их таковыми по своей воле, – они бегают по сцене и постоянно целуются…

Театр, окстись!.. Режиссер, постыдись! – хочется крикнуть на весь зал, да неудобно – зрителю нравится. Значит, не можно, а нужно.

4. Обнажение. Раздевание. Нагота. Ну, ладно женщины. А то ведь и мужскими принадлежностями трясут. Спускаются в зрительный зал, идут по рядам и… трясут!.. Перед самыми носами дам и их джентльменов. Вы такое видели? Я – видел.

И, пожалуйста, не завидуйте мне.

Это запомнилось. Но не как театральное достижение, а как обыкновенное безобразие.

5. Следующий набивший оскомину стереотип – мат-перемат.

Как правило, он необоснованный, беспричинный, и потому именно самый легкий способ низкосортного эпатажа. Льющаяся со сцены скабрезная грубость не имеет ничего общего с изысканным употреблением ненормативной лексики у Пушкина или, скажем, балаганными соленостями смачного «Луки Мудищева».

Русский язык велик тем, что может позволить крепкое словцо в накале страстей и потемнении сознания, – не будем лицемерами, правда жизни иногда требует запредельных интонаций и междометий, – но – пошлость запрещена, грязь не величава…

Сто раз подумай, прежде чем позволишь со сцены лишние звуки. Получишь по губам. Хамство непростительно. В конце концов, сдержанность – первый признак хорошего воспитания. Отсутствие вкуса – наш бич.

Свобода слова есть свобода матерного слова. Это надо понимать, хотя ругань, по Бахтину, не столько противоборствует с высоким, сколько часто включается в образную систему как необходимая краска. Необходимая! А не вызывающая рвоту.

6. Еще один прием «беззубой режиссуры» – поиск так называемой «фишки».

– В чем «фишка» этой роли? Где «фишка» этой постановки?.. «Фишки» нет – значит, и спектакля нет!» – твердит себе под нос ополоумевший от собственной креативности молодой режиссер, убежденный в том, что его путь к успеху лежит не через мучительное обретение мастерства, а через вымученную фантазийность всякого бреда сивой кобылы.

Наступила эпоха форсажа, в которой созидание ИНТЕРЕСНОГО – цель всего продажного. У этой концепции есть один изъян: интересное могут делать все, а настоящие художники творят сокровенное. Для них любая «фишка» – не главное, она лишь вспомогательное, сопутствующее средство.

«Фишки» придумываются легко.

Вот на сцене пол из белого пластика.

Положим на него три-четыре куска фекалий. Зачем? А ни за чем. Для чего? А ни для чего.

Фекалии не настоящие. Муляжи. Но можно и настоящие. Засохшие. Без запаха. Запах появится в финале. Чтоб зритель быстрей разошелся.

ЭТО НАША «ФИШКА».

В этом «пространстве» играем что угодно. От античности до наших дней. Хотите Софокла? Хотите Эврипида? Будет вам Софокл и Эврипид.

Далее Шекспир с фекалиями, Пушкин, Гоголь, Чехов… кто угодно!.. У всех один финал. Представляете? Зритель вдохнет. Критики в восторге. Фестивали приглашают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы Нейромаркетинг: как наука о восприятии формирует будущее рекламы

Нейромаркетинг изучает потребительское поведение и маркетинговые стратегии

Вокруг света
Личное пространство Личное пространство

Респектабельный минимализм с авторскими решениями и иконами дизайна

SALON-Interior
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму

Как избежать «семейных» конфликтов на работе

Forbes
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Одной из тем обсуждения в научной фантастике ХХ века была космическая экспансия

Наука и жизнь
Минеральные льготы: как работает господдержка производителей удобрений Минеральные льготы: как работает господдержка производителей удобрений

Нуждаются ли компании отрасли удобрений в дополнительной поддержке?

Forbes
W с книгой W с книгой

Книги о творческих лабораториях театра, полицейских батальонах и кинопрозе

Weekend
Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы

О том, как роботы медленно, но верно становятся частью нашей жизни

Forbes
Коллеги, не ссорьтесь! Коллеги, не ссорьтесь!

Какие могут быть эффективные способы разрешения у разных рабочих конфликтов?

Лиза
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
Жизнь без конца Жизнь без конца

Как секс делает нас бессмертными

Men Today
«И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии «И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии

Продлевают ли жизнь брокколи? Счастливые люди живут дольше?

РБК
Вклад в людей и технологии Вклад в людей и технологии

Москва поддерживает бизнес, выделяя гранты на развитие экспортной деятельности

Ведомости
Беспределы роста. Для избранных? Беспределы роста. Для избранных?

Как будет развиваться глобальная энергетика в ближайшую четверть века

Монокль
Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты! Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты!

Как ИИ выражает свои «принципы» в диалогах с людьми

ТехИнсайдер
Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

Ведомости
У берегов Антарктиды нашли «странных» морских свинок, пауков» и бабочек У берегов Антарктиды нашли «странных» морских свинок, пауков» и бабочек

Глубины Антарктиды скрывают поразительные формы жизни

ТехИнсайдер
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Дай, Джим, на счастье Дай, Джим, на счастье

Лучше не дожидаться момента, когда за покой придется воевать

VOICE
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
У себя дома У себя дома

Современный европейский интерьер с арт-объектами

SALON-Interior
8 самых грустных фильмов про собак 8 самых грустных фильмов про собак

Эти фильмы про собак точно тронут вас за душу

Maxim
ВЭБ определил стратегию ВЭБ определил стратегию

Группа ВЭБ ориентируется на нацпроекты

Эксперт
Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом Исследование показало, что подростки, которые рано ложатся спать, обладают более острым мозгом

Подростки, которые ложатся спать раньше, как правило, обладают более острым умом

Inc.
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Спасительная рассрочка увеличивает риски Спасительная рассрочка увеличивает риски

Какие риски несут программы рассрочек при покупке жилья?

Монокль
Верни мой каменный топор Верни мой каменный топор

Вновь изобрести технологии каменного века занимательно, но зачем это нужно?

Вокруг света
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Открыть в приложении