Досье / Растим детей позитивно / От 0 до 5 лет
“Развивать их эмоциональный интеллект”
Выслушивать ребенка, принимать и подтверждать его эмоции, чтобы помочь ему расти, – таковы принципы позитивного воспитания. Им следует психотерапевт Изабель Фийоза. Объяснения и советы.
Psychologies: Почему так важно принимать эмоции ребенка?
Изабель Фийоза: Чувство идентичности, то есть представление о собственном «Я», строится на осознании себя и своих эмоций. Если ребенок не имеет права выражать то, что он чувствует, если никто не слушает его, когда он в слезах, в гневе или в страхе, и не признает его чувств, не подтверждает, что его ощущения имеют право быть, то он в конце концов перестанет осознавать, что именно чувствует на самом деле. Он или не будет ничего чувствовать в глубине души, или застынет в «разрешенной» эмоции вместо собственной эмоциональной истины. Позитивное родительство предлагает иной путь: выслушивать, принимать и признавать эмоции ребенка, чтобы помогать ему создавать его личность. Сопровождение взрослого необходимо ребенку, чтобы его не захлестывали эмоции, чтобы он умел направлять свою энергию, научился выражать свои потребности социально приемлемым способом и знал, что не подвергает себя опасности, погружаясь в то, что чувствует.
Дети выражают свои эмоции интенсивно. Что делать, если ребенок в гневе кричит, бросает вещи или катается по полу? Попытаться успокоить или позволить ему выпустить пар?
И. Ф.: Ни то ни другое. То, что вы описываете, – это не гнев, а срыв, связанный со стрессом, который часто случается в конце дня. Под влиянием слишком большого количества стимулов мозг «идет вразнос». Такой срыв развивается в три этапа: ребенок кричит, потом топает ногами или бросает вещи, затем плачет, а после этого возвращается к нам на руки. Вмешательство родителей может остановить нейронную бурю в мозгу ребенка, но это не означает, что припадок прошел. Ребенок просто застыл в стрессе, от которого ему все равно рано или поздно нужно будет избавиться. Но позволить ему сбросить пар, не вмешиваясь, – тоже плохой вариант. Слова «иди к себе в комнату и успокойся» не срабатывают, потому что эмоциональный мозг остается активным, в то время как лобные доли не действуют. Но ведь именно они позволяют нам думать, предвидеть, принимать решения. Надо научить ребенка успокаиваться, а не стараться успокоить ребенка. Для этого нужно сначала принять его эмоцию, признавая его стресс. Например: «У тебя был тяжелый день». Такое принятие оказывает успокаивающее действие как на взрослого, так и на ребенка. Затем помогите ребенку обозначить словами то, что он чувствует, потому что эмоция – это физиологическая реакция организма, которая призвана передать сообщение. Роль родителя – услышать это сообщение, вслушаться в него, чтобы ребенок понял его смысл и постепенно научился выражать его по-другому.