Проблемы на букву Z: как клиповое мышление мешает молодым сотрудникам
Появление в компаниях представителей поколения Z неизбежно влечет перестройку отношений между сотрудниками и работодателями — на смену линейному типу мышления пришло клиповое
Через два года представители поколения Z составят 20% рабочей силы в мире, заключают исследователи из Universum и Центра лидерства MIT. Когда 15-20-летних спрашивают о будущей работе, более половины из них опасаются не найти работу, где будет цениться их индивидуальность.
Для выстраивания эффективных трудовых отношений с молодым поколением работодателям придется существенно пересмотреть и свои регламенты, и формат общения с сотрудниками. Приход поколения Z, или попросту «зетов», ознаменовал собой полную перестройку внутрикорпоративных и профессиональных отношений, поскольку на смену линейному типу мышления пришло клиповое.
Многорукий «зет»
Термин «клиповое мышление» был предложен американским футурологом Элвином Тоффлером и получил широкое употребление в профессиональной литературе в конце ХХ века. Оценивать сам тип мышления бессмысленно — это данность. Но в разрезе бизнес-процессов у подобного формата мышления есть свои плюсы и минусы.
Поток поступающей в мозг информации прерывается только во время сна. В бодрствующем состоянии нас постоянно атакуют со всех сторон: мессенджеры, реклама, ТВ, радио, всплывающие окна браузера, рекламные щиты на улицах — даже без учета рабочей информации получается много. Каждые два года объем информации в сети увеличивается вдвое, да и это время стремительно сокращается. В таком потоке мозг вынужден вычленять нужное, пропуская мимо все остальное.
Одним из плюсов клипового мышления является встроенный «файерволл», который работает по принципу «8 секунд»: если за этот временной период информация не зацепила, то человек ее пропустит и, скорее всего, забудет. Также к восьми секундам прибавляется характеристика «нужное и интересное»: для качественной работы с молодым поколением важно, чтобы контент был полезным, а не просто «новое видео популярного блогера».
У поколения Z многозадачность перешла на качественно новый уровень. Писать, читать, общаться, есть, слушать музыку одновременно — мало. Их мозг заточен на еще более сложную многозадачность: когда специалист совмещает в себе несколько профилей или специальностей (без упора на один вид деятельности). Как результат — способность молодых молниеносно переключать внимание, с темы разговора на кофе, потом на разговор, потом на мессенджер. Все это будет с максимальной скоростью и без вопроса «о чем мы говорили?».