При Лужкове такого не было. Бывший мэр Москвы рассказал Forbes о парке Зарядье и переселении москвичей
В мае 2017 года я пригласил Юрия Михайловича Лужкова — противоречивого и харизматичного мэра, руководившего Москвой на протяжении почти всего постсоветского периода вплоть до снятия с должности Дмитрием Медведевым в 2010 году, — прочитать лекцию в центре русской культуры «Пушкин-хаус» в Лондоне. Его персонал выделил на лекцию 45 минут, однако Юрий Михайлович разговаривал с аудиторией почти 3 часа.
Потом он был вынужден позировать для бесконечной серии селфи со своими почитателями. «Можно снять фото с вами?» — спросил кто-то. Лужков ответил шуткой: «Слишком поздно, Медведев меня уже снял».
Давно задокументирована любовь Юрия Михайловича к острым выражениям и анекдотам, а также склонность к неустанной демонстрации разносторонней эрудиции — столь же многослойной, густой и постмодернистской, как и так называемый лужковский стиль в архитектуре, с которым период его службы часто идентифицируется и который, как утверждал Лужков в своей лекции, является выдумкой его критиков.
Пару месяцев спустя Юрий Михайлович согласился встретиться в Москве и подробнее обсудить некоторые из тем лекции — и, как я надеялся, сделать это более откровенно. Мы встретились в его причудливо обставленном офисе в центре Москвы и проговорили почти два часа: о прошлой и нынешней программах реновации, о разнице между хрущевкой, «лужковкой» и «собянинкой», но более подробно — об истории и будущем Москвы, успехе, неудаче, городских мифах и лидерстве.
В частности, Лужков обрисовал живую картину того, как все эти темы сошлись в самом сердце старой Москвы — примыкающем к Кремлю Зарядье, где некогда, до сноса по приказу Лужкова в 2006 году, стояла исполинская гостиница «Россия» и где сегодня расположен открывшийся 9 сентября парк Зарядье — флагманский проект мэрства Собянина и президентства Путина; в месте, с которым были связаны собственные грандиозные и нереализованные архитектурные амбиции Юрия Михайловича.
Зарядье и снос гостиницы «Россия»
После Второй мировой войны появились планы застройки Зарядья административным зданием, которое стало бы доминантой всего района, так и не построенной сталинской высоткой, предполагаемой восьмой для московских «семи сестер». Планы ее строительства были отменены в 1954 году. Архитектор Дмитрий Чечулин трансформировал вертикальный проект в горизонтальный — в гостиницу «Россия» на 3000 номеров, построенную на фундаменте высотки в 1964-1967 годах. «Россия» строилась в первую очередь для того, чтобы вместить делегатов Всесоюзного съезда коммунистической партии, проводимого во Дворце съездов — позднемодернистском комплексе, возведенном среди древних зданий Кремля по инициативе Хрущева в 1961 году.
Лужков снес «Россию» в 2006 году, чтобы освободить площадку для проекта, предусматривающего строительство гостиниц, культурно-развлекательных объектов, общественных пространств, разработанного командой российских и иностранных архитекторов во главе с Норманом Фостером. Этот низкоэтажный проект был призван возродить часть лабиринтообразного старого Зарядья, того, каким этот район был до сноса в 1930-1950-х.
«Неуправляемая Россия»
Юрий Лужков: «В 1960-е была создана гостиница, которая изначально была неуправляемой. Она была на тот момент самой крупной гостиницей в мире — более трех тысяч номеров на пять с лишним тысяч гостей. Грандиозное количество помещений — прачечных, магазинов, ресторанов — система и структура оказались неуправляемыми.
Итак, первое: полный дискомфорт использования как гостиницы. Там по существу в новые времена оказалось осиное гнездо из криминала, проституток и так далее. И, конечно, главное — полное искажение исторического облика, над которым мы тогда уже начали активно работать.