Как Израиль остановил революцию в Иране

МонокльОбщество

Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Руслан Кузяев, Роберт Устян

Президент Центра ближневосточных исследований Мурад Садыгзаде

Два года назад, когда один из авторов этой статьи улетал из Тегерана, таксист Амран пожелал, чтобы в следующий раз я вернулся в «другой Иран», где не будет аятолл, которые, по мнению молодого иранца, «взяли страну в заложники». Всю дорогу от отеля до аэропорта он рассказывал, как подавляющее большинство молодых людей в стране устало от тотальной коррупции и санкций, которые ставят миллионы иранцев на грань выживания. Похожие слова я слышал и от других собеседников в разных уголках страны.

13 июня, когда Израиль начал операцию «Народ как лев», нанося массированные удары по Ирану, я сразу вспомнил Амрана. К сожалению, он все еще не ответил на сообщение в одном из мессенджеров.

Но отреагировал Мирза, продавец парфюмерии, с которым мы познакомились на тегеранском рынке. Будучи выпускником экономического факультета одного из столичных вузов, он тоже был, мягко говоря, не в восторге от властей. Но, похоже, сейчас это для него не имеет значения. «Мы не боимся войны. Она нам навязана, мы победим. Мы защитим свою страну ценой своей жизни», — написал мне Мирза.

Израильский премьер Биньямин Нетаньяху заявил, что усилия Тель-Авива направлены на создание условий, которые будут способствовать падению режима в Иране. ЦАХАЛ и вовсе открыто призывает иранцев работать на «Моссад» «для лучшего будущего». Проблема в том, что у иранцев «картина будущего от Израиля» сегодня прочно ассоциируется с Газой, которая фактически стерта с лица земли.

О том, как война против Ирана бьет по Китаю, что объединяет шиизм и православие и есть ли вероятность, что иранское государство будет раздроблено, мы поговорили с президентом Центра ближневосточных исследований Мурадом Садыгзаде.

Мечты о земном рае

— Давайте начнем с небольшого экскурса в историю. Как в Иране появилась должность рахбара — верховного руководителя Исламской Республики? Человека, который, по сути, все решает в стране.

— Она возникла в результате Исламской революции 1979 года, идеологом которой был Рухолла Хомейни. Он возглавлял шиитскую оппозицию Ирана против шахского режима. В 1979 году Хомейни триумфально вернулся в Иран. Кстати, из Парижа. Многие об этом забывают, но до сих пор у Ирана сохраняются неплохие отношения с Францией. Представители иранской элиты спокойно говорят на французском языке.

Хомейни был теологом-философом, поэтому в его концепции было видение государственного устройства. Оно называлось «велаят-е факих».

— Что это за идеология?

— «Велаят» — это государство. «Факих» называют исламских ученых, которые собираются и принимают важные решения. В Иране существует Совет экспертов (Маджлис-е хебреган), в который входят 88 муджтахидов (шиитских богословов-законоведов), избираемых народом на восемь лет. Это ведущие специалисты по исламскому праву, лидеры духовенства различных общин. У каждой большой провинции есть свой духовный лидер, и они все в итоге подчиняются единому лидеру — рахбару.

В чем была идея Хомейни? Он понимал, что на земле не может существовать идеального государства или идеальной государственной системы, которая соответствовала бы тому, что написано в Коране. Но возможна так называемая исламская демократия, или «велаят-е факих», которая будет максимально приближена к такому формату устройства. Появилась и позиция верховного лидера — рахбара, в переводе это означает «лидер». Должность не просто теологическая. Рахбар — главный и в политических, и экономических вопросах, и в теме морального состояния государства.

Я напомню, что в Иране во многом действуют принципы исламской, шариатской экономики. Религиозное видение напрямую отражается и на внешней политике. Поэтому в руках верховного лидера оказалась практически вся полнота власти.

— Такое устройство власти — это сила или слабость Ирана?

— «Велаят-е факих» — это философский подход, который во многом позволяет иранской политической системе устоять в период кризисов. Благодаря ему молодая Исламская Республика выдержала Ирано-иракскую войну с 1980 по 1988 год. Тогда правительство Саддама Хусейна поддерживали абсолютно все государства — как западные, так и Советский Союз, то есть социалистический блок.

Иранцы выстояли, потому что у них была идеология. То, чего, наверное, многим современным государствам не хватает. Важный элемент политического устройства государства — системность. И вот «велаят-е факих» дает Ирану такую устойчивость.

На фоне заявлений американцев и израильтян о том, что они знают, где находится верховный лидер Али Хаменеи, и хотят его ликвидировать, было получено уведомление со стороны Совета экспертов, что в случае чего полнота полномочий верховного лидера передается в Совет, который потом выберет подходящего нового верховного лидера.

Более того, постоянно ликвидируются различные командные фигуры в КСИР или среди военных. Но дня не проходит, как назначаются новые лидеры. Потому что погибших есть кем заменить, и те, кто приходит, готовы ко всему. В некотором смысле такая идея мученичества. То есть если сегодня уберут Али Хаменеи, иранская система не разрушится.

Еще одна важная вещь, объясняющая устойчивость шиизма: он более динамичный, чем суннитское движение, потому что есть так называемый процесс иджтихада — это когда собираются факихи и определяют, как адаптировать религиозную доктрину под современные реалии.

— А идея мученичества в нем заложена?

— Шиизм, кстати, в этом плане очень близок к православию. Вот этот лик святых, лик мученичества, того, чего нет в суннитском исламе, позволяет еще больше возвеличивать человека, особенно если он умер от рук врагов. А это сейчас именно так будет преподноситься. Поэтому рейтинги власти внутри страны растут.

— Нынешний духовный лидер Али Хаменеи правит уже 36 лет. Ему самому уже 86. Насколько он реально держит власть в руках?

— Вопрос о смене верховного лидера в Иране обсуждается последние пять-шесть лет. Элиты относятся к Хаменеи с большим уважением. Это, опять-таки, восточная история: уважение к старшим, к их авторитету. Надо понимать, что это не просто «кто-то из духовенства» — он участник Ираноиракской войны. Практически все сегодняшнее руководство — это люди, которые получили закалку в течение тех восьми очень сложных военных лет.

В западных СМИ часто сообщают, что он недееспособен. На самом деле он регулярно доказывает обратное. Хаменеи знает несколько языков. Очень часто произносит красивые речи. К нему прислушиваются.

Да, он перенес несколько операций. И конечно, чтобы снизить риски, в Иране обсуждают, кто будет преемником.

Демократия Востока

— Кто это может быть?

— Долгие годы было в основном две кандидатуры. Сын Али Хаменеи, Моджтаба, который сейчас очень часто начал вместе с ним появляться. До него долгое время говорилось о кандидатуре ныне покойного президента Раиси, который обладал огромным авторитетом как среди духовенства, так и среди силового блока внутри страны.

С момента, как не стало Раиси, вопрос преемственности снова обострился, потому что не всех устраивает кандидатура сына. «Ястребиный», более консервативный блок считает, что у Моджтабы слишком либеральный подход. Он выступает за относительно глубокий диалог с западными странами. С другой стороны, он больше интегрирован во внутреннюю систему, понимает определенные чаяния молодого поколения. А я напомню, что специфика ближневосточных стран в том, что там молодежь (по меркам ООН это до 35 лет) является основой демографии. Любую страну Ближнего Востока возьмите — там молодежи больше 50–60 процентов населения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два мира Два мира

Поль Гоген создал свою версию Таити, его быта, культуры и мифологии

Вокруг света
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Великая пустота Великая пустота

Монголия – наименее населенная страна мира

Вокруг света
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
«Не допрос, а исповедь» «Не допрос, а исповедь»

Кульминация операции в отношении «антисоветской интеллигенции»

Дилетант
Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом

Об одной из самых странных и резких демаркационных линий в мировой биогеографии

Inc.
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему

Героини, которые давали фору хакерам-мужчинам

Forbes
Пять мифов о кондиционерах Пять мифов о кондиционерах

Из-за каких мифов многие по старинке боятся кондиционеров?

Здоровье
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Кристина Березовская Кристина Березовская

Кристина Березовская о том, как манифестирует себя в роли продюсера выставок

Собака.ru
Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида

Шимпанзе способны заразиться зевотой от зевающей головы человекоподобного робота

N+1
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении

Как свежий воздух усиливает эффект от физической активности

ТехИнсайдер
Не просто цветы Не просто цветы

Когда флористика не только профессия — опыт читателей

Здоровье
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Сыендук Сыендук

Создатель диджитал-вселенной имени себя Сыендук УЖЕ разобрал на атомы Labubu

Собака.ru
В европейском духе В европейском духе

Дом в стиле конструктивизма, построенный в 1931 г. таил сюрпризы…

Идеи Вашего Дома
Стройка с федеральным размахом: ТОП-20 застройщиков, реализующих проекты за пределами домашнего региона Стройка с федеральным размахом: ТОП-20 застройщиков, реализующих проекты за пределами домашнего региона

Рэнкинг застройщиков, вышедших из домашних регионов на федеральный уровень

ФедералПресс
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике

Почему коллективные тренировки делают нас лучше?

Правила жизни
Кладбище домашних животных: что делать, если умер питомец Кладбище домашних животных: что делать, если умер питомец

Что делать, если умер кот или собака? Как и где происходит кремация животных?

ТехИнсайдер
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Беспокойное хозяйство Беспокойное хозяйство

От чего стоит застраховать загородный дом

Деньги
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Открыть в приложении