Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

ForbesПсихология

«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Анна Лебедева

Фото Neven Krcmarek / Unsplash

Иногда, не достигнув желаемого, мы вдруг решаем, что оно не было таким уж важным. Так работает один из мощнейших психологических механизмов — «эффект кислого винограда». Он помогает нам справиться с болью неудачи, но заодно и забирает мечты, лишает энергии и веры в себя. Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло, — рассказывает в своей колонке для Forbes Life рассказывает директор Международного Эриксоновского Университета коучинга Анна Лебедева.

Не сумев дотянуться до желанной грозди винограда, лиса развернулась и сказала: «Да он, наверное, кислый!». Этот короткий эпизод из басни Эзопа «Лиса и виноград» иллюстрирует один из психологических механизмов, с которым сталкивается каждый взрослый человек. Так называемый «эффект кислого винограда» — это защитная реакция психики, при которой мы начинаем обесценивать то, чего не смогли добиться. Мы говорим себе, что оно нам и не было нужно, что цель оказалась переоцененной или вообще бессмысленной. Это позволяет избежать чувства неудачи, но незаметно меняет отношение к жизни, целям и даже к себе.

Предпринимательница Сара Блейкли, основательница бренда нижнего белья Spanx, ставшая в 41 год самой молодой self-made женщиной-миллиардером в мире, делилась в интервью о том, как еще в детстве отец каждый вечер задавал ей один и тот же вопрос: «В чем ты сегодня потерпела неудачу?». Когда Сара делилась очередным «провалом» — он поздравлял ее, потому что это значило: она достаточно пробовала. И, наоборот, когда все шло гладко — расстраивался, ведь сегодня она не росла. Такой подход сформировал у Сары особое отношение к провалам — как к необходимому и ценному элементу пути. Однако в реальности подобное позитивное отношение к неудачам — скорее редкость, чем норма. Так, один из опросов показал, что 73% респондентов в той или иной мере сталкивались со страхом неудачи.

Почему мы боимся неудач

Нередко ошибки любого рода воспринимаются как нечто постыдное. Поэтому люди зачастую боятся не столько самой ошибки, сколько возможной критики и осуждения. Нейробиологи обнаружили, что переживание социальной отверженности активирует те же зоны мозга, что и физическая боль. Этим объясняется парадокс: даже абстрактная возможность критики — «а что подумают люди?», вызывает сильнейший стресс. В результате человек предпочитает и вовсе отказаться от цели, чем рискнуть столкнуться с подобной негативной оценкой.

Страх неудачи может быть особенно сильным в профессиональной среде, где репутация и имидж имеют большое значение, а возможная ошибка способна повлечь за собой последствия для других. В таких случаях потенциальная неудача воспринимается как моральная и репутационная ответственность. Опросы показывают — мы не только боимся своих неудач, но и зачастую нетерпимы к чужим, а иногда и вовсе склонны искать виноватых.

Яркий пример — история Дэвида Бекхэма. В 1998 году, на третьей минуте второго тайма между Аргентиной и Англией, Бекхэм был в центре поля и получил сильный удар сзади. Диего Симеоне, игрок аргентинской сборной, пнул Бекхэма коленом в спину, и тот упал. Дэвид среагировал мгновенно, попытавшись задеть соперника в ответ. Его нога едва коснулась Симеоне, но аргентинец демонстративно упал на спину, схватившись за бедро. Бекхэм понял, что совершил ужасную ошибку. Судья показал красную карточку. Команда осталась в меньшинстве. Англия проиграла.

И хотя поражение было результатом множества факторов, именно Бекхэма обвиняли в коллективном провале, сделав из него «козла отпущения». Дэвида освистывали на матчах, кричали оскорбления с трибун. Некоторые фанаты шли дальше: плевали в спортсмена на улице, отправляли пули в конвертах с угрозами и сжигали чучело с лицом футболиста. Позже он вспоминал, что одна небольшая ошибка обернулась для него очень темным периодом в жизни.

Пожалуй, еще одна из основных причин страха кроется в прошлом негативном опыте — мы попросту боимся похожего исхода, поэтому предпочитаем стратегии избегания. При этом, что парадоксально — страх неудачи может быть и обратной стороной прошлого успеха. Когда у человека уже был значимый личный или профессиональный триумф, планка автоматически поднимается, возникает внутреннее давление: «А что если я больше не смогу это повторить?». Именно это переживала писательница Элизабет Гилберт после выхода мирового бестселлера «Ешь, молись, люби». Успех оказался настолько ошеломляющим, что он буквально «парализовал ее»: «Что бы я ни написала после этого — оно будет хуже. Меня будут сравнивать со мной же. Это невыносимо».

Почему неудачи заставляют нас преуменьшать значение будущего счастья

Иногда, чтобы не чувствовать проигрыш, мы предпочитаем убедить себя, что приз не стоит усилий. Такой защитный механизм в психологии еще называют «эффектом кислого винограда». Название пришло из басни Эзопа о лисе, которая безуспешно пыталась достать ягоды с высокой лозы. Устав от попыток, она ушла, бросив напоследок: «Он, наверное, все равно кислый».

Психология и поведенческая экономика десятилетия интересуются этим феноменом. Еще в 1980-х норвежский философ Юн Эльстер дал ему название «адаптивные предпочтения», с помощью которого описал как наши желания меняются в зависимости от нашего опыта. По сути, мы начинаем хотеть того, чего, как мы думаем, можем достичь. А если получить не можем, то корректируем желания под обстоятельства.

В 2020 году группа экспертов под руководством норвежского психолога Халлгейра Шостада, основываясь на исследованиях Эльстера, решила выяснить: останется ли тот самый «кислый виноград» невкусным, если все-таки до него добраться. В экспериментах участники выполняли задания и получали случайную обратную связь. Респонденты, которым говорили, что они справились плохо, утверждали, что даже успех в будущем вряд ли принесет им радость. Те же, кого похвалили, ждали от будущего успеха большего счастья. Но когда задания повторяли и всем сообщали, что результат отличный, уровень удовлетворения в обеих группах оказывался одинаково высоким. И «виноград», который казался кислым, внезапно становился сладким.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
Как нейросети помогают (или мешают) искать работу: мнение экспертов Как нейросети помогают (или мешают) искать работу: мнение экспертов

Какие риски могут возникнуть при собеседовании с ИИ?

ТехИнсайдер
Нужно – и точка! Нужно – и точка!

9 продуктов, которые необходимы на любой диете

Лиза
«Воображение нельзя разрушить»: художник Борис Кочейшвили — о башнях, кризисах и пространстве «Воображение нельзя разрушить»: художник Борис Кочейшвили — о башнях, кризисах и пространстве

Художник Борис Кочейшвили о детстве и первых художественных опытах

Правила жизни
Никита Ломагин Никита Ломагин

Самый авторитетный специалист по блокаде Ленинграда Никита Ломагин

Собака.ru
Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным» Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным»

Играть плохих русских мне неинтересно, это должно быть что-то другое

Коллекция. Караван историй
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram «Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Ксения Прихотько Ксения Прихотько

Довлатовед Ксения Прихотько расписала модную типологию петербуржцев

Собака.ru
Древние белки указали на принадлежность «человека-дракона» к денисовцам Древние белки указали на принадлежность «человека-дракона» к денисовцам

Как палеопротеомный анализ дополнил генетические данные древних денисовцев

N+1
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше

Почему не так уж и плохо быть старым и одиноким?

ТехИнсайдер
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами

Что подтолкнуло брата с сестрой на открытие школы массажа с незрячими

Forbes
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Исследование: мы заменяем младенцев собаками Исследование: мы заменяем младенцев собаками

Связано ли снижение показателей рождаемости с восприятием собак как замены детям

ТехИнсайдер
Хорошая попытка Хорошая попытка

Из чего рождается «петербургский эффект»?

СНОБ
Команда BIOCAD Команда BIOCAD

Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы

Собака.ru
Денис Шевченко Денис Шевченко

Денис Шевченко — фаундер локального минимал-бренда GATE31

Собака.ru
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя

Как фильм «Питер FM» ввел моду на сентиментальный Петербург

СНОБ
От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта

Падел: за что эту игру так полюбили и как она меняет спортивный ландшафт?

Forbes
Открыть в приложении