Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

ForbesПсихология

«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Анна Лебедева

Фото Neven Krcmarek / Unsplash

Иногда, не достигнув желаемого, мы вдруг решаем, что оно не было таким уж важным. Так работает один из мощнейших психологических механизмов — «эффект кислого винограда». Он помогает нам справиться с болью неудачи, но заодно и забирает мечты, лишает энергии и веры в себя. Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло, — рассказывает в своей колонке для Forbes Life рассказывает директор Международного Эриксоновского Университета коучинга Анна Лебедева.

Не сумев дотянуться до желанной грозди винограда, лиса развернулась и сказала: «Да он, наверное, кислый!». Этот короткий эпизод из басни Эзопа «Лиса и виноград» иллюстрирует один из психологических механизмов, с которым сталкивается каждый взрослый человек. Так называемый «эффект кислого винограда» — это защитная реакция психики, при которой мы начинаем обесценивать то, чего не смогли добиться. Мы говорим себе, что оно нам и не было нужно, что цель оказалась переоцененной или вообще бессмысленной. Это позволяет избежать чувства неудачи, но незаметно меняет отношение к жизни, целям и даже к себе.

Предпринимательница Сара Блейкли, основательница бренда нижнего белья Spanx, ставшая в 41 год самой молодой self-made женщиной-миллиардером в мире, делилась в интервью о том, как еще в детстве отец каждый вечер задавал ей один и тот же вопрос: «В чем ты сегодня потерпела неудачу?». Когда Сара делилась очередным «провалом» — он поздравлял ее, потому что это значило: она достаточно пробовала. И, наоборот, когда все шло гладко — расстраивался, ведь сегодня она не росла. Такой подход сформировал у Сары особое отношение к провалам — как к необходимому и ценному элементу пути. Однако в реальности подобное позитивное отношение к неудачам — скорее редкость, чем норма. Так, один из опросов показал, что 73% респондентов в той или иной мере сталкивались со страхом неудачи.

Почему мы боимся неудач

Нередко ошибки любого рода воспринимаются как нечто постыдное. Поэтому люди зачастую боятся не столько самой ошибки, сколько возможной критики и осуждения. Нейробиологи обнаружили, что переживание социальной отверженности активирует те же зоны мозга, что и физическая боль. Этим объясняется парадокс: даже абстрактная возможность критики — «а что подумают люди?», вызывает сильнейший стресс. В результате человек предпочитает и вовсе отказаться от цели, чем рискнуть столкнуться с подобной негативной оценкой.

Страх неудачи может быть особенно сильным в профессиональной среде, где репутация и имидж имеют большое значение, а возможная ошибка способна повлечь за собой последствия для других. В таких случаях потенциальная неудача воспринимается как моральная и репутационная ответственность. Опросы показывают — мы не только боимся своих неудач, но и зачастую нетерпимы к чужим, а иногда и вовсе склонны искать виноватых.

Яркий пример — история Дэвида Бекхэма. В 1998 году, на третьей минуте второго тайма между Аргентиной и Англией, Бекхэм был в центре поля и получил сильный удар сзади. Диего Симеоне, игрок аргентинской сборной, пнул Бекхэма коленом в спину, и тот упал. Дэвид среагировал мгновенно, попытавшись задеть соперника в ответ. Его нога едва коснулась Симеоне, но аргентинец демонстративно упал на спину, схватившись за бедро. Бекхэм понял, что совершил ужасную ошибку. Судья показал красную карточку. Команда осталась в меньшинстве. Англия проиграла.

И хотя поражение было результатом множества факторов, именно Бекхэма обвиняли в коллективном провале, сделав из него «козла отпущения». Дэвида освистывали на матчах, кричали оскорбления с трибун. Некоторые фанаты шли дальше: плевали в спортсмена на улице, отправляли пули в конвертах с угрозами и сжигали чучело с лицом футболиста. Позже он вспоминал, что одна небольшая ошибка обернулась для него очень темным периодом в жизни.

Пожалуй, еще одна из основных причин страха кроется в прошлом негативном опыте — мы попросту боимся похожего исхода, поэтому предпочитаем стратегии избегания. При этом, что парадоксально — страх неудачи может быть и обратной стороной прошлого успеха. Когда у человека уже был значимый личный или профессиональный триумф, планка автоматически поднимается, возникает внутреннее давление: «А что если я больше не смогу это повторить?». Именно это переживала писательница Элизабет Гилберт после выхода мирового бестселлера «Ешь, молись, люби». Успех оказался настолько ошеломляющим, что он буквально «парализовал ее»: «Что бы я ни написала после этого — оно будет хуже. Меня будут сравнивать со мной же. Это невыносимо».

Почему неудачи заставляют нас преуменьшать значение будущего счастья

Иногда, чтобы не чувствовать проигрыш, мы предпочитаем убедить себя, что приз не стоит усилий. Такой защитный механизм в психологии еще называют «эффектом кислого винограда». Название пришло из басни Эзопа о лисе, которая безуспешно пыталась достать ягоды с высокой лозы. Устав от попыток, она ушла, бросив напоследок: «Он, наверное, все равно кислый».

Психология и поведенческая экономика десятилетия интересуются этим феноменом. Еще в 1980-х норвежский философ Юн Эльстер дал ему название «адаптивные предпочтения», с помощью которого описал как наши желания меняются в зависимости от нашего опыта. По сути, мы начинаем хотеть того, чего, как мы думаем, можем достичь. А если получить не можем, то корректируем желания под обстоятельства.

В 2020 году группа экспертов под руководством норвежского психолога Халлгейра Шостада, основываясь на исследованиях Эльстера, решила выяснить: останется ли тот самый «кислый виноград» невкусным, если все-таки до него добраться. В экспериментах участники выполняли задания и получали случайную обратную связь. Респонденты, которым говорили, что они справились плохо, утверждали, что даже успех в будущем вряд ли принесет им радость. Те же, кого похвалили, ждали от будущего успеха большего счастья. Но когда задания повторяли и всем сообщали, что результат отличный, уровень удовлетворения в обеих группах оказывался одинаково высоким. И «виноград», который казался кислым, внезапно становился сладким.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта От семейной игры до всемирного бума: как падел стал популярным видом спорта

Падел: за что эту игру так полюбили и как она меняет спортивный ландшафт?

Forbes
Что «видели» астероиды? Что «видели» астероиды?

Чем астероиды интересны астрономам?

Наука и жизнь
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного» Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного»

Работы архитектора Хуссама Шакуфа расширяют границы современного урбанизма

Ведомости
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Петербургские визитки Петербургские визитки

Малоизвестные факты о слишком хорошо известных местах

Weekend
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Выше ограничений Выше ограничений

История одного здания, вместившего дух предпринимательства

Weekend
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи

Гонщик Формулы-1 — не просто водитель, он настоящий спортсмен

ТехИнсайдер
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram «Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.
Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ

Проверку на соответствие системе ценностей вино прошло в годы ВОВ

Forbes
Погубить на корню Погубить на корню

10 привычек, которые портят твои волосы

Лиза
Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами Астрономы отыскали экстремально яркие события разрыва звезд сверхмассивными черными дырами

Астрономы описали класс рекордно ярких транзиентов

N+1
Зинаида Кириенко. Любовь земная Зинаида Кириенко. Любовь земная

Сыграть в таких картинах и не получить народную СССР — нонсенс

Коллекция. Караван историй
Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида Шимпанзе заразились зевотой от головы андроида

Шимпанзе способны заразиться зевотой от зевающей головы человекоподобного робота

N+1
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
«Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе «Материалистка»: Дакота Джонсон, Педро Паскаль и Крис Эванс ищут любовь в большом городе

«Материалистка» перезапускает не только сердца, но и умные ромкомы

Правила жизни
Вижу сердцем Вижу сердцем

Кто такой тифлокомментатор и как освоить эту профессию

Лиза
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Новая загадка старого шедевра Новая загадка старого шедевра

Даже через полтора века открываются всё новые тайны картины «Неравный брак»

Дилетант
Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему Телефонная пиратка и домохозяйка-разведчица: пять женщин, которые ломали систему

Героини, которые давали фору хакерам-мужчинам

Forbes
Аркадий Водахов Аркадий Водахов

Как технарь с филфака Аркадий Водахов оказался в кресле генпродюсера ТНТ

Собака.ru
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Прежде, чем выйти из Африки, люди научились выживать в самых разных условиях Прежде, чем выйти из Африки, люди научились выживать в самых разных условиях

Какие факторы способствовали успешной миграции человека из Африки?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении