Вера Мухина создала главный советский памятник и культовую советскую посуду

Правила жизниКультура

Рабочий, колхозница и граненый стакан

Где пролегает граница между высоким искусством и промышленным дизайном? Для авангардистов 1920-х это было одно и то же. «Правила жизни» рассказывают о том, как Вера Мухина создавала главный советский памятник и культовую советскую посуду.

Записала Алина Халзагарова

Вера Мухина родилась в Риге в богатой купеческой семье – ее отец торговал пенькой. Родители ее рано умерли, и она воспитывалась в Курске, в семье дяди, – тот был человек строгий, крутого нрава, и, едва дождавшись окончания гимназии, Вера и ее старшая сестра Мария сбежали в Москву. Здесь Вера училась живописи. И она, и ее сестра были девушками красивыми – будущая звезда пролетарского искусства в юности обожала нарядные платья и светскую жизнь. Но зимой 1911 года с Верой случилось несчастье: катаясь с сестрой на санках с высокого берега, она врезалась в дерево и страшно повредила нос. «Я выбыла из строя почти на целый год, – писала она много позже в своей автобиографии, – изрядно поранив лицо в одной спортивной катастрофе, которой, в конце концов, и должна быть благодарна, так как она определила мой дальнейший путь».

Врачи вернули нос на место, но лицо Веры изменилось навсегда: широкое, со шрамами, которые не исчезли даже после десятка операций, оно стало жестким, почти мужским. Стремясь хоть чем-то утешить племянницу, дядя дарит ей поездку во Францию – там хорошие пластические хирурги. Но вместо того чтобы менять лицо, Мухина стала учиться скульптуре в мастерской Бурделя.

Париж начала 1910-х – лучшего города, подходящего для занятий искусством, просто не существовало. Это было место силы, где важные открытия в эстетике происходили в реальном времени. В мастерской Бурделя бывали и постимпрессионисты, и Пикассо. Сам он, ученик Родена, в скульптуре вдохновлялся импрессионистами. Бурделю претили ровные и гладкие поверхности, он стремился сделать скульптуру живой и дышащей, придать ей страсть, чувство.

Мухина возвратилась в Россию в 1914 году, собиралась остаться на пару месяцев. Но развернувшаяся война поменяла все планы, и вместо продолжения учебы в Париже Вера отправилась учиться на курсы сестер милосердия, а затем стала работать в госпитале на Арбате. Она проработала там три года – бесплатно, только ради того, чтобы быть нужной своей стране и городу. И именно там в 1917 году Вера встретила своего мужа, Алексея Замкова. Все родные были против их союза, это был чистейший мезальянс. Замков, крупный, неловкий, был сыном крестьянина из-под Клина. Но после революции родственники Мухиной эмигрировали, и она наконец стала совершенно свободной и смогла выйти замуж за избранника.

Мухина с мужем, 1935 г.

В 1918 году выжить в Москве было непросто. Наследство Мухиной оказалось недоступно, денег не осталось. Трудно было достать даже еду. Алексей Андреевич каждое воскресенье ездил в свое родное село Борисово, где принимал больных. Возвращался нагруженный: с хлебом, в руках по бидону с молоком, за спиной мешок с картофелем. Так и жили.

В 1920-е в Москве царил дровяной кризис, «работать по скульптуре» из-за холода было невозможно. В это время Мухина принялась за графические работы: делала иллюстрации для журнала «Красная нива», разрабатывала этикетки для продуктов питания и даже работала над костюмами для кинематографа: в фильме Якова Протазанова «Аэлита» 1924 года есть костюм Гора для Юрия Завадского, созданный ею по просьбе подруги Александры Экстер.

Вообще, у Мухиной было много работ, посвященных костюмам. Когда в Советском Союзе встал вопрос о моде для трудящихся, она вместе с подругой, модельером Натальей Ламановой, начала разрабатывать эскизы одежды для новой советской женщины. Их можно увидеть в журнале мод «Ателье», который вышел в 1923 году как альтернатива парижским модным изданиям.

К сожалению, журнал, среди авторов которого были Кустодиев и Петров-Водкин, оказался слишком эстетским и ориентированным на искусство. Представленные в нем воздушные модели были далеки от жизни советских работниц и крестьянок. Поэтому его закрыли, а Мухина и Ламанова пересмотрели свою концепцию и вскоре издали альбом «Искусство в быту». По эскизам из него видно, что Мухина подходила к образам и крою так же, как и к своим скульптурным работам, – с позиции художника-конструктивиста. В голодном 1925 году Мухина и Ламанова вместе создали коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешевых грубых материалов – ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи. В нее вошли шляпы из рогожи и бусы из хлебного мякиша, пояса, оформленные крашеным горохом, и пуговицы, выточенные из дерева. Коллекция произвела фурор на выставке и получила гран-при, а парижские модельеры планировали запустить на ее основе массовое производство одежды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идея для туриста Идея для туриста

Сергей Кузнецов о том, что делает мегаполисы привлекательными для туристов

Правила жизни
Гастротуризм Гастротуризм

Что российские регионы готовы предложить гастротуристам

Bones
Увидимся в среде Увидимся в среде

Какие идеи лежат в основе современной архитектурной политики мегаполисов

Правила жизни
Что заставляет нас заводить отношения: 3 ложных мотива Что заставляет нас заводить отношения: 3 ложных мотива

Какие мотивы вступить в отношения можно назвать истинными, а какие ложными?

Psychologies
30 до 30. Наука и технологии 30 до 30. Наука и технологии

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Наука и технологии

Forbes
Женщина из Китая хотела собаку, — а вырастила медведя! Смешная история Женщина из Китая хотела собаку, — а вырастила медведя! Смешная история

Тибетские мастифы — это одна из старейших пород в мире, похожая на медведей

ТехИнсайдер
Голос Нагиева Голос Нагиева

Дмитрий Нагиев — о том, что волнует каждого мужчину

Men Today
Американский психолог создал настольную игру «Публикуйся или умри» Американский психолог создал настольную игру «Публикуйся или умри»

Как настольная игра может помочь аспирантам справиться с выгоранием

N+1
Сергей Катырин: Проблема трансграничных платежей по-прежнему актуальна Сергей Катырин: Проблема трансграничных платежей по-прежнему актуальна

Экономика страны напрямую связана с развитием малого и среднего бизнеса

ФедералПресс
В зоне комфорта В зоне комфорта

Comfort food в России всегда была неразрывна с деревней

Bones
Как отозвать персональные данные и зачем это нужно Как отозвать персональные данные и зачем это нужно

Как отозвать согласие на обработку персональных данных и когда это не получится

CHIP
Строго по записи Строго по записи

Контролировать свой рацион полезно всем без исключения

Лиза
5 отличных романов, где море — главный герой 5 отличных романов, где море — главный герой

Произведения, в которых море — не просто красивый фон, а важный элемент истории

СНОБ
Спорт — наш: как сериал Евгения Стычкина «Игры» рассказывает об Олимпиаде-80 Спорт — наш: как сериал Евгения Стычкина «Игры» рассказывает об Олимпиаде-80

Сериал «Игры»: амбивалентная история об Олимпиаде-80

Forbes
Защита краснокнижных растений и животных: один из национальных приоритетов Защита краснокнижных растений и животных: один из национальных приоритетов

Как в России за последнее время усилились меры защиты животных

ФедералПресс
Олимпиада и секс: зачем делают картонные кровати и правда ли спортсмены устраивают оргии Олимпиада и секс: зачем делают картонные кровати и правда ли спортсмены устраивают оргии

Вы могли не знать, но секс и Олимпийские игры обитают в одной системе координат

Maxim
Урал, любовь моя Урал, любовь моя

5 абсолютно разных граней Большой уральской тропы

2Xplore
Zventa Sventana: мы часто становимся жертвами плагиата Zventa Sventana: мы часто становимся жертвами плагиата

Разговор о современном фолке — интервью с Zventa Sventana

СНОБ
ММОМА: новый формат музея ММОМА: новый формат музея

Как музей ММОМА меняет подход к современным музеям?

Psychologies
Сферы влияния Сферы влияния

Приглашенным главредом этого номера певица Валерия работала из отпуска

Psychologies
Валенки — большие и маленькие Валенки — большие и маленькие

Семья Соколовых больше двадцати лет валяет по старинной технологии валенки

КАНТРИ Русская азбука
Сладкая жизнь Сладкая жизнь

Белок – но сладкий. Может ли такое быть? Да!

ТехИнсайдер
История успеха Макдоналдса! Вот как менялся логотип именитой фастфуд-франшизы История успеха Макдоналдса! Вот как менялся логотип именитой фастфуд-франшизы

Логотип McDonald's — один из самых узнаваемых, а его история полна изменений

ТехИнсайдер
Дети и новый муж Дети и новый муж

Cоветы по сближению детей с новым партнером и основные промахи

Лиза
Чай по всем канонам Чай по всем канонам

Как приготовить правильный чай и что при этом важно не упустить из виду

КАНТРИ Русская азбука
Как поймать северное сияние и сфотографировать его: по этим 4 шагам даже школьник сделает классные снимки Как поймать северное сияние и сфотографировать его: по этим 4 шагам даже школьник сделает классные снимки

Как, наконец, увидеть это злосчастное сияние?!

ТехИнсайдер
Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!» Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

Театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает

Коллекция. Караван историй
Стесняюсь спросить: как отличить отек от жира? Стесняюсь спросить: как отличить отек от жира?

Как понять, жир у вас или отек, и как избавиться от того, и от другого

Правила жизни
Правильный гардероб: писательница Вера Богданова — о стиле Бритни Спирс, фраке Мармеладова и своей любви к «леопарду» Правильный гардероб: писательница Вера Богданова — о стиле Бритни Спирс, фраке Мармеладова и своей любви к «леопарду»

Писательница Вера Богданова — о любви к казакам и пижамам

Правила жизни
Винодельня, одежда и веганский ресторан: как Новак Джокович заработал $340 млн Винодельня, одежда и веганский ресторан: как Новак Джокович заработал $340 млн

Бизнес-проекты великого теннисиста Новака Джоковича

Forbes
Открыть в приложении