Рина всегда ценила интеллектуалов с неординарным мышлением

Караван историйРепортаж

Рина Зеленая. Каждый день была счастлива с мужем

Ирина Зайчик

Фото: В. Лупейко/ТАСС

«Как-то идем мы с Риной по Большому Харитоньевскому переулку мимо дома в лесах. По деревянным настилам лихо бегает мальчик лет шести. «Боже мой, — помню, удивилась Рина, — где же его родители?» Когда мы поравнялись с шалуном, он вдруг нагнулся и сквозь деревянные балки ловко сдернул с Рины кокетливую шляпку-нашлепочку, которую в семье окрестили «крышкой». Тетя подняла голову, мальчик, мгновенно узнав ее, растерялся: «Ой, Ринка!» и аккуратно водрузил шляпку на место», — рассказывала племянница актрисы Тамара Элиава.

— Рину я хорошо помню с пяти лет. Тетя меня называла Татулей, а я ее просто Риной. Она была очень стройной, элегантной, веселой и все время острила. Когда Рина вышла замуж за моего дядю, ее сразу же полюбила вся семья. Мы часто ездили друг к другу в гости: Рина и дядя — к нам в Ленинград, а мы — в Москву. Рина влетала в квартиру и моментально сажала меня на колени, я же пыталась выскользнуть, потому что очень не любила, когда меня тискали.

— Это правда, что Рину Васильевну обожали дети?

— Ее знала вся детвора. Телевизоров в ту пору еще не было, зато из черной тарелки репродуктора в каждой квартире звучал «детский» голосок Рины Зеленой. А потом по фильмам ее узнала и полюбила вся страна: даже в глухой деревне совсем древние старушки знали, кто такая Рина Зеленая. Когда мы шли по улицам, ей вслед громко кричала ребятня: «Рина! Рина!» В метро она ездила обязательно с газетой — пряталась за ней, делая вид, что читает. Конечно, встречались и очень милые поклонники, вежливые. А бывало, налетят на любимую актрису с криками восхищения — и давай ее обнимать, целовать! А она этого страшно пугалась. Машины с шофером у нее не было, а отпускать одну ее мы боялись, поэтому Рину всегда кто-то сопровождал.

Рина была очень дружна с детской писательницей Агнией Барто. Однажды Барто, которая часто советовалась с подругой и читала ей новые стихи, забежав в Рине, застала только старушку-домработницу. Агния прошлась по квартире и, случайно выглянув на балкон, обнаружила там детскую коляску. А в ней — всеми забытого моего племянника Никиту! Его мама, сценарист Валентина Спирина, жена моего брата, ушла на просмотр в Дом кино и оставила спящего малыша в коляске на балконе. А было холодно. Барто спасла Никитку, а потом написала колыбельную его маме: «Спи, Никита, до утра. В гости нам бежать пора. Папа твой давно убег. Дома только старый дед. Он сердит, что Рины нет!»

Как-то Зеленая и Агния Барто (Рина называла ее просто Ганькой) решили впервые в жизни написать сценарий. У Рины уже был кое-какой опыт: однажды она даже выступила у известной писательницы как редактор. Сценарий «Подкидыша» не стоял в плане «Мосфильма», но, когда его прочло начальство, детище Зеленой и Барто тут же приняли в производство.

Когда сочинялся «Подкидыш», естественно, подруги долго и азартно спорили, так как обе считали себя большими знатоками детской души. Зато полюбовно решили, что роли взрослых в фильме исполнят самые замечательные актеры. Рина предложила своих друзей: Раневскую и Плятта. Кстати, до этого ни тот ни другая в кино не снимались. Раневская, надо сказать, согласилась сыграть эпизод исключительно по дружбе. И поплатилась! О, как она жестоко поплатилась! Так, по вине Рины после выхода фильма на экран бедная Фаина Георгиевна буквально не могла шагу ступить по улице. Придуманная Риной фраза «Муля, не нервируй меня!» настолько полюбилась зрителям, что за Раневской носились ватаги мальчишек и громко вопили: «Здравствуй, Муля! Муля, не нервируй меня!» Раневская бесновалась, но ничего уже поделать не могла. «Пострадавшая» оборачивалась и кричала на всю улицу: «Дети, постройтесь в шеренгу парами и идите в жопу!» — но это только подливало масло в огонь ее славы.

Колоритную домработницу Арину Рина сыграла по производственной необходимости. Свою болтливую, с «говорком» героиню она списала с домработницы, которой всегда восхищалась. Ее фразу «У нас вот так... старушка одна зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися — пианины нету!» цитируют до сих пор. Рина, снимаясь, всегда что-то придумывала, и режиссеры с удовольствием разрешали ей «произвол».

Рина Зеленая в фильме «Подкидыш», 1939 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

— С Раневской они были близкими подругами?

— Не помню, чтобы они так уж много времени проводили вместе, вроде и не снимались, да и на концертах не встречались. Но общались всегда как самые закадычные подруги. Как-то, помню, звонит Раневская: «Татка, поставь, пожалуйста, чайник, чтобы к моему приезду была горячая грелка. И сделай мне какую-нибудь кашку жиденькую. Лучше манную. Я у тебя на «Красной стреле» полежу». Так у нас назывался Ринин старинный жесткий диван красного дерева. Вечером за Риной и Фаиной Георгиевной должен был заехать Осип Абдулов, чтобы отвезти дам на концерт. После каши Раневская легла, как обычно, с грелкой на диван отдохнуть. В этот момент звонит из театра Рина (кстати, она звонила домой постоянно, где бы ни находилась):

— Тата, как там дома?

— Все хорошо. У нас Раневская лежит.

— Ты опять ее пустила! — «ругала» меня тетя.

Можно сказать, что обе подруги были необыкновенными «модницами» и умудрялись перещеголять друг друга. Например, Раневская целый год проходила в клетчатом мужском пиджаке, а Рина долго носила пальто, сшитое из серого солдатского одеяла. И все сокрушалась: «Вот помру — и никто не узнает, какой у меня был прекрасный вкус!»

В Театре имени Станиславского работала некая Леночка, очень хороший модельер. Я попросила ее сделать несколько костюмов для Рины. Когда Лена пришла снимать мерки, тетя пошутила: «Так, где будем делать талию?» Эта Ринина шутка моментально стала крылатой. Когда первый костюм был готов, Рина покружилась в нем перед зеркалом и гордо заявила, что в этом мундире она теперь может спокойно умереть! Кстати, костюм с тех пор в семье так и называли — «Риночкин мундир».

— Чем занимался ваш дядя?

— Муж Рины, известный архитектор Константин Тихонович Топуридзе, был человеком потрясающей эрудиции. Если в энциклопедии отсутствовала нужная информация, его друзья всегда знали, к кому обратиться.

Раневская тоже довольно часто звонила дяде: «Котэ, а как это называется? А где это находится?» И так далее. Рину, которой самой всегда хотелось что-нибудь спросить у собственного мужа, это ужасно злило. Однажды она не стерпела и выхватила у Котэ трубку: «Фаиночка, вы обнаглели! Он мне тоже нужен. И я хочу у него все спрашивать, а вы его у меня отнимаете!»

До Константина Тихоновича Рина Васильевна была замужем за очень известным московским юристом Владимиром Блюменфельдом. Этот очаровательный человек стал впоследствии большим другом всей нашей семьи. Приходил в гости с прелестной дочкой, даже когда Рины не было дома, дарил дяде редкие книги. Блюменфельд был гораздо старше Рины, она вышла замуж 18-летней и, вероятно, поэтому относилась к нему больше как к другу. Видимо, разница в возрасте давала о себе знать: Рина, как озорной ребенок, любила шутить, разыгрывать, словом, эдакий непоседливый чертенок — и вскоре они разошлись. После развода с Блюменфельдом у Рины закрутился красивый роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Она часто рассказывала о нем нам с мамой. Лучше и умнее этого человека для Рины тогда не было на свете! Но влюбленные часто расставались: Кольцов постоянно ездил в командировки: в Женеву, в Италию, в Испанию... Кроме того, он был женат, а Рина Васильевна в силу порядочности не стала бы разбивать чужую семью. Когда Кольцов надолго уехал в Испанию, она поняла: больше так продолжаться не может. По счастливой случайности в тот момент встретила моего дядю и убедилась, что ее идеал мужчины еще существует.

Рина Зеленая на отдыхе. Фото: Домбровский/из архива Т. Элиавы

Константин Тихонович Топуридзе, автор знаменитых фонтанов на ВДНХ — «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок», был выдвинут на Сталинскую премию, но Иосиф Виссарионович умер, и на этом все закончилось. Хрущев же и вовсе хотел снести все фонтаны. Слава богу, наверху вовремя передумали. Рина очень гордилась мужем. Дядя был главным архитектором Ленинского района Москвы (это от Кремля до юго-западной части Ломоносовского проспекта) и одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Между прочим, тем, что удалось сохранить Новодевичьи пруды, москвичи обязаны именно Топуридзе. На одном из совещаний в Кремле дядя так горячо доказывал Брежневу и его окружению, что безнравственно уничтожать парк, засыпать пруды, в которых отражаются стены и купола монастыря, и строить дома для ЦК, что генсек под впечатлением его выступления произнес: «Этот парень любит свое дело, к его мнению стоит прислушаться».

Рину почти сразу познакомили с первой дядиной женой. (Котэ разошелся с ней еще до знакомства с Риной Васильевной, так что соперничества не было.) Рина называла ее «наша первая жена» и часто забирала детей Котэ от первого брака в Москву. Она много сил приложила, чтобы пасынки не пошли по стопам отца, но оба мальчика все-таки стали архитекторами. Даже внучка Константина Тихоновича, моя племянница Катя Топуридзе, тоже архитектор! Младший сын Котэ после войны долго жил с нами в Москве. В семь лет он, получив очередной нагоняй, покаялся: «Знаешь, Рина, я так долго не шалил во время блокады, что сейчас шалости просто сами лезут из меня!» (Кстати, эту фразу взял в свою книгу «От двух до пяти» друг Рины Корней Чуковский.) Старший, Роман, был настоящим другом Рины. Он писал ей с фронта письма: «Дорогой Рине, снаружи Зеленой, внутри золотой, от сына, идущего на фронт». Всю жизнь Рина Васильевна не оставляла своих мальчиков и заботилась о них.

К моменту знакомства с Котэ Зеленая работала в одном из питерских театров. У них с дядей был общий круг знакомых, но они почему-то никак не могли пересечься: например Рина приходит в гости к Ираклию Андроникову, а дядя только что ушел. Странно: ходили-ходили по одним тропкам, но ни разу не столкнулись. Наконец однажды случайно встретились и уже никогда не расставались.

Их знакомство произошло в Абхазии, можно сказать, на другом конце света. Приятель-журналист как-то подвел к Зеленой красивого мужчину и представил: «Познакомьтесь, Риночка, это мой друг из Ленинграда Котэ Топуридзе». Рина говорила: «Так в моей жизни образовалась новая профессия — жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда!» Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с дядей, они прожили вместе 40 лет. «Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить», — не уставала восхищаться она своим мужем.

Рина Зелена с племянницей Тамарой Элиавой. Фото: из архива Т. Элиавы

— Кто входил в число друзей семьи Топуридзе — Зеленой?

— Ученые, архитекторы, писатели, поэты, художники, композиторы — словом, серьезные, умные, талантливые люди. Рина всегда ценила интеллектуалов с неординарным мышлением. Дядя как раз к таким и относился. Зеленая, экстравагантная на сцене, в жизни была абсолютно не богемной. Театральные посиделки после спектаклей не очень-то ее привлекали. Она терпеть не могла актерских тусовок, сборищ. Сплетни и околотеатральные досужие разговоры ее тоже никогда не интересовали.

Как-то в конце войны, когда все было безумно дорого, у нас, еще на Немировича-Данченко, собрались гости. Один из приглашенных на обед, известный авиаконструктор, выделялся на общем фоне подчеркнутой элегантностью: дорогой костюм, ослепительно белая накрахмаленная рубашка и сияющая бритая голова. Вдруг кто-то из гостей, передавая кофе, нечаянно опрокинул чашку ему на голову! Все почему-то захохотали. Ринина подруга сострила: «Боже, это так дорого! Лучше бы я сама выпила!» На что Рина, вытирая салфеткой бритый череп авиаконструктора, отвечает ей в тон: «Не беспокойтесь, он не ошпарился, он же стальной!» Потом добавляет: «Вот видите, блестит по-прежнему!» Пострадавший хохотал больше всех.

С этой же квартирой связана еще одна забавная история. Как-то компания гостей, зайдя в подъезд Рины и Котэ, под большими парадными лестницами почему-то не заметила лифта (а этажи в доме высокие). Вдобавок, поднимаясь на седьмой этаж по огромным мраморным пролетам, гости запутались в переходах. Словом, еле добрались до квартиры, а когда наконец отдышались, Ирина Щеголева, любимая подруга Рины и жена знаменитого художника Натана Альтмана, обмахиваясь веером, в сердцах воскликнула: «Господи! Какой же дурак построил такой дом? Хотела бы я посмотреть ему в глаза!» И тут из кресла поднимается архитектор Георгий Ипполитович Луцкий, красный от смеха, и кланяется Ирине: «Разрешите представиться. Я и есть тот самый дурак!»

Из актеров, кроме Раневской, Рина очень любила Плятта. Часто у нас дома они репетировали номера для какого-нибудь капустника.

Помню, Плятт и Рина разучивали песенку. «Марь Ванна, Марь Ванна, до чего ж вы хороши! Марь Ванна, Марь Ванна, я люблю вас от души!» — пел Ростислав Янович. Тетя, притопывая, подхватывала, за ней в пляс пускался и Плятт. За этой вакханалией с книжного шкафа наблюдал кот. В конце концов шум ему надоел, и он стал методично сбрасывать на пол фигурки, любовно сделанные из фольги Риной. Они изображали сцену бала у Екатерины II. Разрезвившиеся артисты, заметив кошачий «протест», громко смеялись. «Ну, Славушка, значит, нам пора закругляться! — остановившись, сказала Рина. — Зритель устал». Кот вообще трепетно относился к тете. Иногда Рина приходила очень поздно. Домашние, зная, что ее обязательно проводят до квартиры, спокойно ложились спать. Один кот не смыкал глаз и ждал хозяйку у двери. Она появлялась — и тогда кот с чувством выполненного долга отправлялся спать.

Фото: из архива Т. Элиавы

— Это правда, что Рина Васильевна была знакома с Маяковским?

— Однажды в 1926 году Маяковский пригласил ее сыграть с ним партию на бильярде. Дело было в Ялте. До этого они изредка виделись в Петрограде на литературных вечерах. Почему-то Владимир Владимирович всегда выделял Рину и как-то по-доброму с ней беседовал. Уже тогда Рина преклонялась перед поэтом, необыкновенно робела и тушевалась в его присутствии. А тут идущий по ялтинской набережной Маяковский вдруг неожиданно схватил Рину за руку: «Пошли в бильярдную!» Она и пошла... Он, явно чем-то расстроенный, молча вышагивал семимильными шагами, Рина старательно семенила рядом. В бильярдной было полно народу: курортники, поэты, актеры. А столов мало, и все безропотно ждут своей очереди сразиться. Между прочим, Маяковский был виртуозным игроком. Поэтому мало кто соглашался составить ему партию, да и его условия были больно жестоки: проиграл — ползи под столом на карачках. «Играем американку, — раздается громовой бас Маяковского. — Рина должна положить два шара, а я — тринадцать. Если выиграю, все присутствующие ставят мне по бутылке вина. Если Рина — я всем по бутылке». Получив такую фору, Рина практически не могла проиграть! Маяковский, прищурив глаз, внимательно разглядывает расположение шаров, аккуратно мелит кий и бьет. Раз! Два! Три! На десятом делает ошибку. Невероятно! Рина эту партию, к своему сожалению, выиграла. В зале аплодируют, а проигравший угощает всех вином и довольно улыбается. Настроение у Маяковского заметно улучшилось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
По следам мореплавателя По следам мореплавателя

Остров Беринга не оставляет привычных критериев для оценки действительности

2Xplore
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
Дарья и Александра Соломины: «Чем старше он становился, тем чаще возвращался к своему читинскому детству» Дарья и Александра Соломины: «Чем старше он становился, тем чаще возвращался к своему читинскому детству»

Юрий Мефодьевич никогда не вел себя как звезда

Караван историй
Аллергия на дождь! Узнайте факты о необычной болезни: аквагенная крапивница Аллергия на дождь! Узнайте факты о необычной болезни: аквагенная крапивница

Аквагенная крапивница: что это за заболевание и как она влияет на жизнь человека

ТехИнсайдер
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Аморфное вещество Аморфное вещество

История стекла гораздо древнее, чем нам кажется

Зеркало Мира
Ангелина Загребина: «Одно время думала, что зря пошла в театральный. Потому что надо было идти... в космонавты» Ангелина Загребина: «Одно время думала, что зря пошла в театральный. Потому что надо было идти... в космонавты»

«На какие жертвы ты готова пойти ради кино?» Я не раздумывая ответила «На любые»

Коллекция. Караван историй
Основной инстинкт Основной инстинкт

Быть желанной хочет каждая. Но что такое «соблазнительность» на самом деле?

Лиза
8 ранних симптомов рака груди, которым часто не придают значения 8 ранних симптомов рака груди, которым часто не придают значения

Эти симптомы важно знать каждой, чтобы вовремя обнаружить рак молочной железы

Cosmopolitan
Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей

Как принять и полюбить детей партнера из прошлых отношений?

Psychologies
Света в темном царстве Света в темном царстве

Актриса Светлана Ходченкова — о том, что любить надо себя

Tatler
Царство покоя Царство покоя

7 интерьерных секретов, которые помогут быстрее засыпать

Лиза
Вперед и вверх: как начать заниматься скалолазанием и куда пойти Вперед и вверх: как начать заниматься скалолазанием и куда пойти

Быстрый гид по скалолазанию для начинающих

Правила жизни
Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении? Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении?

О природе «плато» и о том, как все-таки сдвинуть вес с мертвой точки

Правила жизни
Со своим вкусом Со своим вкусом

Как придать уксусу или соли необычный вкус без особых усилий

Bones
Начни с нуля Начни с нуля

8 полезных фильмов для тех, кто начинает свой бизнес

Лиза
Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция

Все о датчике Холла: насколько он важен в автомобиле и как его проверить

РБК
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
10 сложностей в отношениях, о которых молчат мужчины 10 сложностей в отношениях, о которых молчат мужчины

Какие сложности испытывают мужчины в отношениях и как с ними справиться?

Psychologies
«Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо «Смерч 2»: блокбастер о девушке-метеорологе, которая бросила вызов торнадо

«Смерч 2»: больше, чем захватывающий фильм-катастрофа

Forbes
Сад против времени. В поисках рая для всех Сад против времени. В поисках рая для всех

Глава из сборника Оливии Лэнг «Сад против времени. В поисках рая для всех»

Правила жизни
Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
Женщина из Китая хотела собаку, — а вырастила медведя! Смешная история Женщина из Китая хотела собаку, — а вырастила медведя! Смешная история

Тибетские мастифы — это одна из старейших пород в мире, похожая на медведей

ТехИнсайдер
Что такое «фанфляция», или почему у вас так мало денег на банковской карте Что такое «фанфляция», или почему у вас так мало денег на банковской карте

«Фанфляция» — на чем строится современная культура потребления

Psychologies
«Я больше не боюсь»: как Симона Байлз боролась, побеждала и снимала президентов «Я больше не боюсь»: как Симона Байлз боролась, побеждала и снимала президентов

История спортсменки, которая прошла через нищету, насилие и проблемы с психикой

Forbes
Вкус ностальгии: блюда, которые были в каждой советской школьной столовой Вкус ностальгии: блюда, которые были в каждой советской школьной столовой

Вспоминаем, какие блюда подавали в каждой школе СССР

ТехИнсайдер
Без перегрузок Без перегрузок

Как правильно выбрать кружок или секцию для ребенка

Лиза
«Нимб и крест: как читать русские иконы» «Нимб и крест: как читать русские иконы»

Как хорошо средневековый человек ориентировался в иконографии

N+1
Открыть в приложении