Сербская литиевая драма
Руководство Сербии под жестким давлением Евросоюза дало добро, похоже, уже окончательное, на разработку крупного месторождения лития. Но простые сербы не желают оплачивать зеленые амбиции Европы благополучием своей экосистемы
Второй месяц Сербия бурлит. Десятки тысяч человек выходят на улицы Белграда и других городов страны, выражая протест против проекта разработки крупного месторождения литийсодержащего минерала, способного вывести Сербию в число важнейших мировых игроков на перспективном рынке лития — одного из ключевых металлов зеленой экономики.
Верхушка айсберга возмущения людей — опасения относительно экологических рисков проекта. Президент Сербии Александр Вучич, профильные министры и Rio Tinto, международная компания-оператор уверяют, что разработка рудника и выделение из породы карбоната лития, непосредственного сырья для производства литий-ионных батарей, доминирующего сегодня типа накопителей энергии для электромобилей и носимых электронных устройств, будет осуществляться в соответствии с наилучшими доступными технологиями и самыми строгими природоохранными регламентами ЕС (хотя формально Сербия не является его членом).
Но подробный разбор и оценка факторов воздействия проекта на окружающую среду — этому посвящен, в частности, объемный раздел на сайте Rio Tinto — публику мало волнуют. Перевешивает все аргументы сторонников проекта тот факт, что две страны ЕС, Чехия и Германия, имеют запасы лития, превосходящие сербские (последняя аж втрое), но многие годы воздерживаются от разработки. Как раз по экологическим мотивам. Да и репутация Rio Tinto в части заботы о природе и культурных памятниках в странах присутствия, мягко говоря, не безупречна. Так или иначе, градус гражданского возмущения сербов достиг уже такой величины, что рациональные аргументы не в силах успокоить людей, а воспринимаются как оправдания и еще больше возбуждают активистов протеста.
Власти занимаются не только увещеваниями. После масштабного митинга в столице Сербии 10 августа полиция допросила более сорока зеленых активистов по подозрению в заговоре против конституции страны и провела обыски в их квартирах. Протестующие восприняли это как незаконные репрессии и усилили давление: на прошлой неделе митинги и демонстрации распространились на Валево и другие райцентры в западной части страны.
Изрядную порцию перца в сербскую литиевую драму добавляет непоследовательность властей республики в отношении амбициозного предприятия: проекту то дают зеленый свет, то испуганно запрещают, поддавшись давлению народных масс и соображениям текущей внутриполитической конъюнктуры, то реанимируют вновь. Понятно, что эти «качели» обнуляют доверие к политикам и озлобляют людей.
Брюссель как политический бульдозер
Но отступать Вучичу некуда. На сербский литиевый проект делает большую ставку Евросоюз. В настоящее время ЕС закупает почти весь литий для аккумуляторов за пределами Европы и нуждается в диверсификации своей базы поставщиков. К тому же предоставляется редкий шанс вынести экологически рискованное производство за периметр Евросоюза.
Следует отметить, что месторождения лития в ФРГ — рассольного типа, выделение солей лития здесь возможно путем простого выпаривания, в отличие от рудных залежей в Сербии, получение из которых карбоната лития потребует обработки руды гигантскими количествами сильного химиката — серной кислоты (альтернативная российская технология с использованием вместо кислоты бисульфата аммония не прошла пока промышленной отработки) и неизбежно будет сопровождаться миллионами тонн рудных отходов. Таким образом, обсуждаемое сербское литиевое производство будет более «экологически затратным», чем немецкое, которое в принципе не обсуждается. Конечно, немецкие чиновники и бюргеры выступают за зеленую экономику, но только такую, неизбежные издержки которой несли бы жители других стран.
Самостоятельный мотив Брюсселя — не допустить до сладкого сырьевого актива в подбрюшье Европы Китай, имеющий в Сербии значительные экономические интересы. В ходе своего европейского турне в мае нынешнего года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Белград наряду с Парижем и Будапештом и провозгласил Сербию «первым всеобъемлющим стратегическим партнером Китая в регионе Центральной и Восточной Европы».
Китайские компании строят скоростную железнодорожную магистраль Белград — Будапешт, которая в перспективе протянется через македонскую столицу Скопье до греческого морского порта Салоники, сформировав один из многочисленных логистических «рукавов» в рамках стратегической инициативы Пекина «Пояс и путь». Кроме того, идут переговоры о продаже Белграду китайских истребителей пятого поколения J-20.
Безусловно, заинтересован Китай и в доступе к сырьевому потенциалу Сербии. Китайская горнодобывающая компания Zijin Mining Group ведет два проекта по добыче меди в Сербии. Литий — куш еще более ценный. Китайцы «очень четко выразили свою заинтересованность в доступе к месторождениям лития, — заявил Александр Вучич в интервью немецкой деловой газете Handelsblatt 17 июля этого года. — Но мы сказали им, что обсуждаем этот вопрос с европейцами. Мы лояльны Европе».