Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историйЗнаменитости

Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Анжелика Пахомова

«Возвращаясь с работы домой, я продолжаю фонтанировать идеями, думать о театре, кино, о будущих проектах. Эти мысли никогда не отпускают. Поэтому огромная удача, что я могу с порога начать говорить о, например, визуальном решении спектакля, а потом в секунду переключиться на кино. И найти не просто понимание, но и возможность обсудить: Аня тут же подхватывает любую мою идею, это дает вдохновение. И в обратную сторону точно так же».

— Сергей Витальевич, этот номер выйдет, когда новый сезон в театре уже начнется. Поделитесь, пожалуйста, какие премьеры и события нас ожидают?

— Этот сезон для нас будет особенным. Прежде всего, мы начинаем его в новом статусе: в конце минувшего сезона Московский Губернский театр стал федеральным. Это, безусловно, новые возможности, но и большая ответственность, поэтому работы предстоит много.

Планируем выпустить шесть новых спектаклей. Открываем сезон премьерой «Капитанской дочки» в моей постановке, в конце сентября — премьера моноспектакля «Колыбельная для одуванчика» — очень трогательная история. Это работа нашего актера и режиссера Степана Куликова о поиске себя в этой жизни, об ответственности перед миром за свой талант. Моноспектакль, где главную и единственную роль исполняет Антон Соколов. В октябре будет премьера спектакля «Без вины виноватые» в постановке Виктории Вигг. В феврале покажем премьеру по рассказу Чехова «Дама с собачкой», а в марте на большой сцене Максим Меламедов выпустит мольеровского «Дон Жуана» с Антоном Хабаровым в главной роли. Ну и под конец сезона — премьера «Старшего сына» в постановке Григория Лифанова, в роли Сарафанова — Леонид Громов. Он уже играл в спектаклях МГТ как приглашенный артист, а теперь официально вошел в труппу театра и стал частью нашей семьи, чему я очень рад.

А параллельно, как всегда, продолжим и нашу бурную фестивальную деятельность. Мы люди неугомонные, одних премьер нам мало. (Смеется.) Осенью традиционно проведем Большой Детский фестиваль — уже в седьмой раз. С региональной программой фестиваля «ЭХО БДФ» побываем в Нижнем Новгороде, Красноярске, на Алтае и Камчатке. А в июне, опять же по традиции, проведем фестиваль «Фабрика Станиславского», который, как и театр, теперь выйдет на федеральный уровень.

Будут и гастроли, по России и за рубеж. Как видите, планов громадье, события предстоят интересные, приглашаем к нам в театр!

— В сентябре состоится премьера «Капитанской дочки». Чем вас привлек именно этот материал, почему он кажется актуальным именно сейчас?

— Я задумывал этот спектакль давно. Родился он сначала в форме эскиза под открытым небом, который мы делали на открытие фестиваля «Фабрика Станиславского». Но для того, чтобы воплотить этот замысел на сцене, нужен был новый ход: то, что было хорошо в эскизе, в реальных декорациях кинодеревни, с конными каскадерами, со взрывами, — к сожалению, в театре невозможно. Театр — это известная условность, он требует других приемов. На поиск нового решения понадобилось пять лет. Так совпало, что я вернулся к этому материалу именно в год юбилея Александра Сергеевича Пушкина, и вот 12 сентября у нас премьера. В главных ролях заняты студенты: для меня было принципиально, чтобы Петра Гринева и Машу Миронову в спектакле играли юные артисты. Ведь Гринев поступает на службу в 16 лет, и в момент действия ему от силы восемнадцать. А Маша еще моложе. В моей труппе не было исполнителей на роль юной Маши, поэтому ее сыграет моя студентка Саша Лукьянова. Пугачева сыграл Дмитрий Карташов. Он долго шел к этой роли. Пять лет назад играл в эскизе и переживал, когда же сможет воплотить ее на сцене. Исполнителя на роль Гринева я искал по всем театральным вузам — на моем курсе подходящего парня не было. Мои ученики все рослые, крепкие ребята, они сыграют казаков, пугачевцев. В результате Петра Гринева репетировали двое студентов: Олег Савостюк из ГИТИСа и щукинец Даниил Вершинин, с которым я снимался в сериале «Бизон. Дело манекенщицы». Олег уже довольно опытный киноактер, в его фильмографии около 20 ролей, а в недавней кинопремьере «Снегирь» у него очень интересная работа. Олег Савостюк выпускает премьеру в сентябре, а с Даниилом Вершининым мы начнем плотно репетировать в январе, и его премьера состоится зимой. Тогда же роль его слуги Савелича впервые сыграет Леонид Громов. А пока в премьерном составе — плеяда артистов Губернского театра: Сергей Вершинин, Юрий Колганов, Алексей Веретин, Юлия Романович, Наталья Шклярук, Григорий Фирсов, Александр Фролов. Это замечательные актеры, профессионалы.

— В спектакле участвует студентка с вашего курса во ВГИКе, это большое событие. Что вы ощущаете, когда ваши подопечные впервые выходят на большую сцену? Также вы отдали очень серьезную роль Гринева — студентам. Нет страха, что им не хватит опыта? Вообще, есть два подхода. Это то, что талантливый может сыграть большую роль и в 15 лет. И то, что без жизненного багажа все-таки не сыграешь все, что угодно. Вам какой подход ближе?

— Я верю в талант. А там, где не хватает жизненного багажа, поможет воображение. Всегда говорю своим студентам, что можно и нужно пользоваться собственным жизненным опытом, когда проживаешь ту или иную роль. Но, как вы справедливо заметили, порой его не хватает. И дело не всегда в возрасте. Ни у меня, ни у вас, к счастью, подобного опыта тоже нет. Но этим и отличается произведение талантливое от посредственного, что, внимательно прочитав первое, ты сам проживаешь эти обстоятельства и можешь их нести на сцену. Пушкин дает мне практически эмпирически ощутить ужас повседневных казней, пыток. Особенно, конечно, «История Пугачевского бунта».

— Правильно ли понимаю, что из-за того, что к сценарию привлечена научная монография Пушкина, нас ждут какие-то новые факты о Пугачеве, неизвестные широкому зрителю?

— Это не сценарий, а скорее адаптация в пьесу. Вероятно, есть некоторые детали, с которыми широкая публика незнакома. В спектакле использованы реальные документы допросов, судебного слушания, переписка императрицы Екатерины II, Голицына, Суворова, а также фольклор того времени, который приводил в своей монографии и Пушкин. Жестокость этих документов потрясает — с обеих сторон, кстати. Необходимость переосмысления, покаяния и прощения — вот о чем мне хотелось бы поговорить. Это то главное, ради чего я ставил спектакль.

Мы же все понимаем, что «Капитанская дочка» — это школьная программа, а в восьмом классе главное, что ты видишь, — это любовная история. Конечно же! Но, читая книгу из сегодня, я с удивлением заново открыл для себя четвертую главу — когда Гринев попадает под арест и приговаривается к смертной казни, она называется «Суд». И, посмотрев на всю историю через призму именно этой главы, я неожиданно понял, что мелодрама превращается в настоящую драму-расследование. Более того, такой реверсивный ход сразу меняет интонацию. Герои страдают, любят, совершают ужасные или, наоборот, благородные поступки не здесь и сейчас — они возвращаются к этим событиям. Постоянная рефлексия меняет угол зрения.

Сергей Безруков работает над постановкой по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» со студентами Сашей Лукьяновой (роль Маши) и Олегом Савостюком (роль Гринева)
Сергей Безруков в роли дяди Вани в спектакле Московского Губернского театра «Дядя Ваня»

И в этом ключе мы видим Гринева — не мальчика, который ждал пенок с варенья, но дворянина, готового пойти на казнь, чтобы спасти свою Машу. Это сразу интересно. Кстати, такой прием позволил нам сохранить тексты Пушкина от автора, которые обычно при постановке исключаются, а мне всегда казалось, что вся сила, например, образа Хлопуши не в том, что у него нет ноздрей, а в том, что «выражение лица его было неизъяснимое». И конечно, Маша Миронова. Она — главный стержень этого спектакля. Мне очень хочется выделить Сашу Лукьянову. Именно она дает тот нерв, ту щемящую искренность, которая может в постановке доминировать. Задействованы, на мой взгляд, одни из лучших сил в театральном мире — сценограф Максим Обрезков, художник по костюмам Тамара Эшба, художник по свету Александр Сиваев, композитор Александр Биллион. Это все замечательные мастера своего дела, которые многое привнесли в спектакль.

— В прошлом году страна отмечала 85-летие Высоцкого, в «Караване историй» выходила обложка о нем. У вас есть очень интересный спектакль о Высоцком. Такое ощущение, что вы постоянно с ним чувствуете связующую нить. Такой вопрос. Чем вам лично он близок? Какая история (эпизод, поступок) из его жизни вас поразила?

— «Высоцкий. Рождение легенды» я ставил в Московском Губернском театре еще к 80-летию Владимира Семеновича. Спектакль очень любят зрители, на нем всегда аншлаг, даже если я в нем не играю. Думаю, дело в большей степени в самой личности Высоцкого, той невероятной энергетике, которая есть в его творчестве.

Высоцкий занимает огромное место в моей жизни, как и у многих в моем поколении. Я с детства слушал его песни, дома были его пластинки. Мне очень нравился его военный цикл, я делал зарядку под «Утреннюю гимнастику» Высоцкого, очень любил петь его песню о жирафе, хотя тогда совершенно не понимал, о чем она, думал, что это песня про зоопарк. Родители до слез хохотали, когда я пел «Жираф большой, ему видней!», не догадываясь, о чем это произведение. Я действительно вырос с песнями Высоцкого. А отец мой с ним пересекался и был знаком — они оба оканчивали Школу-студию МХАТ. Так что связующая нить действительно есть.

Черта, которая меня в нем восхищает, — Высоцкий умел дружить. Это тоже своего рода талант, который дается далеко не каждому. И друзей у него было очень много, причем из самых разных профессий, и он интересовался всем и всегда, расспрашивал — и собирал в свою творческую копилку. Поэтому, когда в песнях поет от имени какого-то героя, он настолько точен и подробен, что слушатели путали автора с его персонажем и не понимали, кто же Высоцкий на самом деле по профессии. Он настолько был правдив в каждой из своих песен, выбирая героя! Его подробность и точность и внимательность к любому материалу, к каждому человеку — это, конечно же, поражает.

А историю, которая меня потрясла, мне рассказывал Никита Высоцкий. Владимир Семенович практически спас своего друга Всеволода Абдулова, когда они ехали в машине: было неизбежно столкновение, и Высоцкий просто рукой схватил голову Абдулова и пригнул, прикрыл, чтобы тот в момент аварии не ударился о лобовое стекло. То есть вот эта готовность спасти друга рядом — это такой показатель.

— Один из бонусов профессии актера — возможность оказаться в другом веке. В каком времени, десятилетии выбрали бы побывать в качестве «туриста» вы?

— Вы знаете, я бы с удовольствием побывал во многих временах, начиная с XVI—XVII веков. Действительно, есть в профессии артиста такой бонус: если ты веришь в предлагаемые обстоятельства, попадаешь в эту атмосферу, переносишься в другое измерение, как через портал. Наша профессия и есть тот самый портал. В реальности, я думаю, мне это и не нужно, потому что уже довелось оказаться в Москве времен Бориса Годунова, в Москве Плевако — а это 1880 год. Художники-постановщики воссоздавали картину быта той эпохи так точно, что ты действительно переносишься в другое время. Так что машина времени мне, в сущности, не нужна — я и так постоянно ныряю в тот или иной век благодаря своей профессии.

— В этом году в России Год семьи. У вас есть очень трогательный проект, который вы опекаете, — про усыновление детей. Постоянно читаю истории в вашем телеграм-канале. Меня удивляет, что вы даете шанс уже взрослым детям, которым 12—15 лет. Были ли какие-то счастливые последствия постов? И что для вас лично значит этот проект?

— Скажите, вы довольны своей фотографией в паспорте? А знаете, как выглядят дети в анкетах, которые предлагают посмотреть тем, кто решился на усыновление? Обычно это очень плохо сделанная фотография ребенка в тот самый момент, когда он попал в систему. Уровень стресса — как во время бомбежки: зрачки расширены, лицо искажено! Ребенка только что забрали из знакомой среды, он до предела напуган. А тут фото. Или, например, проводят тест такого ребенка, а он двух слов не может связать — тоже от страха, даже ужаса. И ему ставят задержку в развитии. Чем занимается фонд? Там снимают детей на видео в спокойной обстановке, и вы своими глазами видите, что у ребенка нет никакой задержки психического развития, а если есть, ее можно скорректировать. Это просто пример. Бывает, когда, наоборот, анкета не скрывает проблем, а говорит о них, прося о помощи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва» Надежда Бабкина: «Когда у меня есть любовь, я не мертва»

«Сыграла обычную деревенскую бабу, но с огоньком — бабу-звезду, бабу-заводилу»

Коллекция. Караван историй
Прогресс не остановить: почему важно развивать искусственный интеллект в смартфонах Прогресс не остановить: почему важно развивать искусственный интеллект в смартфонах

Что предстоит сделать разработчикам, чтобы ИИ совершил рывок в развитии?

Forbes
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Что язык тела говорит о ваших отношениях — и какие невербальные сигналы могут их улучшить Что язык тела говорит о ваших отношениях — и какие невербальные сигналы могут их улучшить

Почему язык тела не менее важен, чем умение говорить друг с другом?

Psychologies
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко Кого на самом деле всю жизнь любила Клавдия Шульженко

«Я это исполнять не буду. Что за платочки? Банально, приторно!»

Коллекция. Караван историй
Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше» Екатерина Стриженова: «Мы каждый год решаем с мужем: да, живем дальше»

Если мужа надо пасти, то зачем он такой мне нужен? Вот я так живу

Караван историй
Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов

Что делать с нарушенными обещаниями, обманутыми ожиданиями?

Psychologies
Отдохни! Отдохни!

Досрочная пенсия для женщин: кому положена и как ее получить

Лиза
Чем запить лекарство? Чем запить лекарство?

Какие последствия могут быть от неправильного сочетания лекарств с едой

Лиза
Клара Новикова: «Я могу играть дуру, но не быть ею» Клара Новикова: «Я могу играть дуру, но не быть ею»

У меня интуиция сумасшедшая, она и подсказывала: все получится

Караван историй
Терраформирование Марса уже не фантастика Терраформирование Марса уже не фантастика

Для терраформирования Марса необходимо увеличить его температуру на 10°C

ТехИнсайдер
Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
5 точек красоты: как делать массаж лица шиацу правильно 5 точек красоты: как делать массаж лица шиацу правильно

Точечная техника шиацу поможет за несколько минут в день стереть следы усталости

Psychologies
Худеем по науке Худеем по науке

Какие гормоны отвечают за вес и как похудеть в случае гормонального дисбаланса

Лиза
Город вокруг урочища Город вокруг урочища

Петрозаводск: успешная трансформация государственного индустриального города

Weekend
Оттенки кожзама: что такое экокожа и стоит ли приобретать изделия из нее Оттенки кожзама: что такое экокожа и стоит ли приобретать изделия из нее

Экокожа — это про экологию или экономию?

ТехИнсайдер
Секс, стена и Достоевский Секс, стена и Достоевский

Что может сделать русская литература со стремительно взрослеющей девушкой

Weekend
Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения

С какими переживаниями сталкиваются люди с хроническими болями

Psychologies
Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет) Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет)

«Дэдпул и Росомаха»: фестиваль фансервиса в мультивселенной безумия

Правила жизни
Вперед и вверх: как начать заниматься скалолазанием и куда пойти Вперед и вверх: как начать заниматься скалолазанием и куда пойти

Быстрый гид по скалолазанию для начинающих

Правила жизни
Каир: город святости, богатства и нищеты Каир: город святости, богатства и нищеты

Каир – памятники ушедших эпох и современные люди, живущие в нем

Зеркало Мира
Ангелы прилетели Ангелы прилетели

Мастер-класс по самодельным ангелам, дарящим ощущение праздника и чудес

КАНТРИ Русская азбука
6 остросюжетных новинок для тех, кто любит пощекотать нервы: триллеры, детективы и тру-крайм 6 остросюжетных новинок для тех, кто любит пощекотать нервы: триллеры, детективы и тру-крайм

Что может быть лучше детектива, сюжет которого захватывает с первых страниц?

Maxim
Вот где ответ Вот где ответ

Вероника Сидорова: как меняются отношения родителей и детей в современном мире

Grazia
Какие механизмы стимулируют импортозамещение Какие механизмы стимулируют импортозамещение

В промышленности растет уровень использования отечественных технологий

РБК
Вредные советы из СССР Вредные советы из СССР

8 кулинарных лайфхаков, которым не стоит следовать

Лиза
Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему Никто не может трогать эту древнюю лестницу в храме Гроба Господня! Узнайте почему

Как деревянная лестница несет в себе историю религиозных споров и дипломатии

ТехИнсайдер
7 практик для замедления и осознанности на каждый день 7 практик для замедления и осознанности на каждый день

Практики, которые помогут сделать размеренность естественной частью жизни

Psychologies
Грипповой эксперимент Грипповой эксперимент

«Идеальный лжец»: карантин и классовые отношения

Weekend
Открыть в приложении