Я прошел по краю: оказалось заряженным то оружие, которое не должно было

Караван историйЗнаменитости

Виталий Коваленко: «Самое опасное в моей жизни — это съемки»

«Я буквально прошел по краю. Оказалось заряженным то оружие, которое не должно было... Можно преувеличить, сгустить краски и сказать: «Я бы мог повторить судьбу Алека Болдуина», — но нет, не стану врать. У меня были не боевые патроны, а пиротехнические».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: А. Цветкова/из архива В. Коваленко

Виталий, на вашей страничке в соцсетях забавный снимок — на пешеходном переходе светофор, где написано: «Ждите чуда». Вы верите в чудеса?

— Верю. У меня вся жизнь в ожидании чудес. И они у меня постоянно случаются, впрочем, как и у других людей. Только мы их часто не замечаем. Кстати, умение замечать что-то большее в обстоятельствах, видеть чудо и оценивать его — навык, который дает актерская профессия. Так что она на меня серьезно повлияла.

— А что еще влияло?

— Много чего... Жизнь. Всеми нами движут весьма радикальные обстоятельства, в том числе и трагедии. Системы ошибок. Все это очень травматичное и неприятное. Нас формирует в большей степени нестабильность. Стабильность нас стагнирует.

— Этой самой нестабильности, которая развивает, у вас полно. Вы родились в Казахстане, в Павлодаре, учились в Екатеринбурге, работали в Новосибирске, в Санкт-Петербурге, теперь перебрались в Москву. Служили во многих театрах. Ярко иллюстрирует такую жизнь цитата из ваших соцсетей: «Ищу квартиру в 150-й раз».

— Моя жизнь — это в хорошем смысле цыганщина. Мы всегда хотим чего-то лучшего, как-то развиваться, в том числе и в профессии. Какая-то степень неудовлетворенности возникает не извне, а изнутри. Обновление необходимо. Иногда оно невозможно без переезда. Для меня, пожалуй, самым знаковым был переезд в Санкт-Петербург, это кардинально поменяло мою жизнь.

— Представляете, вы до сих пор могли бы быть прекрасным артистом хорошего новосибирского театра «Красный факел».

— Нет, я бы не смог, потому что это бы мне не дало внутреннего развития. Но самым главным поворотным моментом были не переход из театра в театр или переезд из города в город, а уход из Александринки и мое решение вообще уйти из театра как такового. Это была новая жизнь, театром я не занимался почти два года и думал, что вообще на сцену не вернусь. Работал на радио и в кино. Это время мне нужно было, чтобы остановиться, оглядеться, разочароваться в себе, потом соскучиться по себе прежнему, засомневаться, все ли я сделал правильно, потом на фоне большой тяги к театру снова начать играть в спектаклях. Даже не думал, что вернусь.

— Почему?

— Много моментов. Главный вот какой: театра не существует. Вернее, он существует только здесь и сейчас, когда ты репетируешь и выходишь на сцену. А ушел — и нет ничего, игра окончена. Представьте себе на минутку, что даже огромное количество удачно сыгранных ролей, которые у тебя были, со временем становятся эфемерными, исчезают, уходят — их нет, ничего не остается. Даже сохранившиеся видео или статья критика — это уже не то, в природе спектакля нет.

Виталий Коваленко, Николай Хомерики и Диана Милютина на съемках сериала «Чистые», 2024 год. Фото предоставлено онлайн-кинотеатром WINK

— Я даже спорить с вами не буду. Вы вообще выбрали странную профессию, особенно учитывая время, когда делали этот выбор, семью, в которой росли. Недавно смотрела очень хороший сериал «Мерзлая земля», где вы сыграли отца погибшей девушки, гаишника, который совсем не понимал дочь, ставшую художницей. У вас, по сути, была похожая ситуация: ваш отец служил в милиции и вдруг вы, пацан, в лихие девяностые увлеклись творчеством, стали в игрушки играть и жить воображаемой, а не реальной жизнью. Как вообще случился этот поворот? Как театр вдруг вас захватил и стал судьбой?

— Была цепь событий, которые повлияли на мой выбор. Учился я в школе тяп-ляп, но не от плохого ума, просто отроку было неинтересно и имелись какие-то псевдоспортивные притязания. А после восьмого класса, все-таки больше не из-за учебы, а из-за поведения, меня не хотели брать в девятый. И встал вопрос, куда идти. Я подался в политехнический техникум и практически в него поступил. Мог бы стать техником-технологом холодильных установок. Но на экзаменах один человек меня попросил дать ему что-то списать, и я осознал, что тот очень неблагополучный. Он был из детской колонии и шел по отдельной брони. Что-то во мне екнуло, и я понял: перспектива так себе.

И вот после этого случая мы сидели с моим другом во дворе, чесали головы с модными прическами и думали, что делать. Или, вернее, может даже, и ничего не думали, просто пинали балду. А у меня в то время старший брат занимался в театральной студии. Ее вел Вячеслав Анатольевич Петров, который, к сожалению, ушел от нас несколько лет назад. Для многих людей он стал знаковой личностью, изменившей их жизнь. Был педагогом от Бога, человеком с неугомонной энергией, при этом простым артистом, который ездил по городам и весям и на несколько десятков лет осел в Павлодаре. Он вел театральные кружки в школах, так подрабатывал. И, собственно, в моей школе № 11 тоже вел театральный кружок под названием «Дебют». Мой старший брат ходил туда, играл князя Гвидона, и мы с мальчишками смеялись, когда он из бочки вылезал. В то время было модно форматировать образовательную систему, создавались математические, биологические, литературные классы. И Вячеслав Анатольевич обратился в районную образовательную организацию с предложением в школе, где у него была студия, создать театральный класс. Его идею одобрили. Набор оказался специфическим — пришли только девочки, а мальчики нет, причем ни одного. И брат мне сказал: «Срочно беги туда, тебя возьмут». Мальчиков пришло человек пять. После знакомства с Петровым он сказал нам: «Пойдемте, я познакомлю вас с директором Валентиной Сергеевной». Она увидела нас с моим другом и сказала: «Нет, вот этих двоих я точно не возьму!» Вячеслав Анатольевич ее уговорил. Мы обрадовались, потому что сразу созрел план отучиться первую четверть и перевестись в другой класс — «Е» или «Г». Начали заниматься, совершенно не понимая, чего от нас хотят и что это за ерунда — какие-то актерские этюды.

Многие предметы нам читала профессура, великие люди, среди которых Наум Григорьевич Шафер, литературовед, знаменитый павлодарец, земляк, написавший много трудов по Булгакову. У него была невероятная виниловая фонотека, одна из самых больших в стране и, пожалуй, в мире. Его квартира состояла буквально из одних пластинок, там и мебели-то не было, я не знаю, где они с супругой спали. Он преподавал в пединституте, а нам в школе читал историю театра. Еще нам, школьникам, настоящей шпане, преподавали сценическое движение, актерское мастерство, сценречь. Лучшие вузовские педагоги — историю искусства, античную литературу и так далее — все то, что проходят в театральном институте.

— Восторг!

— Восторг. Это я сейчас понимаю, а тогда дворовым пацанам это все было тяжко и даже невыносимо, мы захотели срочно перевестись. И моего друга взяли в другой класс, а мне поставили условие: либо ты остаешься в театральном классе, либо уходишь из школы вообще. Я горевал, но смирился. У меня не оставалось другого выхода, оказался просто в западне.

— Судьба принудила вас идти в эту сторону.

— Можно сказать и так, судьба меня действительно заставила стать артистом. Я остался, а вокруг оказались совсем другие, новые люди, между которыми были иные взаимоотношения. И сам Вячеслав Анатольевич был человек другого уровня, другой энергии, другого мировоззрения. Он дал нам возможность увидеть себя с нового ракурса. Все было очень непривычно и странно. И, если честно, долгие годы мне вообще не нравилось заниматься этой профессией, выходить на сцену.

Поступать в институт в Санкт-Петербург тоже поехал по инерции — за компанию со своими друзьями. Артистов набирал Фильштинский, я с треском провалился. На второй год все равно снова поступал в театральный, лишь бы быть с друзьями. Я не был заражен театром, но обожал атмосферу и тусовку. На следующий год поступать в Питер не рискнул, поехал в Екатеринбург. Мне неважно было, какой это город, волновало только то, что там буду учиться со своими друзьями.

Олег Савцов и Виталий Коваленко в сериале «Плевако», 2024 год. Фото предоставлено онлайн-кинотеатром Premier

— То есть если бы они пошли в «нефтянку» или на стройку, вы бы двинулись за ними и стали нефтяником или строителем?

— Скорее всего... Только на третьем курсе института, когда я репетировал Астрова в отрывке по «Дяде Ване» Чехова, впервые испытал какое-то удовлетворение от того, что и как я делаю. Если говорить современным языком, почувствовал фан, запах и вкус профессии. И все, пропал... Потом уже хотелось этого же слона, этот кайф поймать. И вот теперь до сих пор я за этим слоном гоняюсь.

— Это правда, что вы хотели стать милиционером?

— Нет, не хотел, но в детстве не исключал такой возможности. Просто мой отец был милиционером, на пенсию он вышел полковником. И у меня перед глазами был достойный пример — я видел, как он уходит на работу, приходит с работы и трудится в почете и уважении. А когда ты живешь в доме милиционера, это все равно жизнь режимная, культивированная.

— Отец был строгим?

— Нет. Мама строже. Она была сдержаннее в силу ментальности и фундаментально строгих правил. От природы очень нежная, но и очень собранная. С внуками она уже позволяет больше нежности.

— Вы же наполовину немец?

— Да, мама у меня немка, фамилия у нее Мецгер. Ее родители Тереза Самуиловна и Самуил Генрихович — из поволжских немцев, дома говорили только по-немецки. И книги у них были немецкие, в том числе и полное собрание сочинений Гете. У бабушки с дедушкой я проводил много времени. Прекрасные детские воспоминания. Они и из садика меня часто забирали, и я ночевал иногда у них. А когда уже стал школьником, чаще стал бывать у бабушки Маруси. Она жила буквально в полутора минутах от школы. Я прибегал к ней после занятий или на большой перемене. Это очень хорошо, когда у детей есть бабушки с дедушками и существует связь поколений. Мне с этим очень повезло, а моим детям в силу удаленности и разобщенности остро не хватает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!» Екатерина Гусева: «Чем больше отдаю душевных сил, тем больше получаю солнечной энергии!»

Я чувствую, что наполнена зрительской благодарностью и любовью

Караван историй
10 фактов, которые нужно знать мужчинам о женщинам 10 фактов, которые нужно знать мужчинам о женщинам

Семейный психотерапевт напоминает о нескольких особенностях женской психики

Psychologies
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
6 фаз отношений с нарциссом 6 фаз отношений с нарциссом

Какого сценария придерживаются в отношениях люди-нарциссы?

Psychologies
Основы молодости Основы молодости

Как повлиять на биологический возраст и в чем кроется секрет долголетия?

Grazia
Невидимая угроза: привычки, которые портят ваше зрение Невидимая угроза: привычки, которые портят ваше зрение

От чего именно садится зрение?

ТехИнсайдер
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
А как у них? А как у них?

9 самых странных школьных правил со всего мира

Лиза
Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками

В чем загадка «хичкоковских блондинок»

СНОБ
«Тренд – опасное слово» «Тренд – опасное слово»

Дизайнер Наталья Белоногова — о том, как превратить ресторан в театральную сцену

Правила жизни
Подо льдами Подо льдами

Плавание подводных лодок подо льдами теперь стало обыденным явлением

Наука и техника
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
Дождевые черви не смогут прокормить человечество в случае ядерной войны Дождевые черви не смогут прокормить человечество в случае ядерной войны

Сбор дождевых червей для пропитания оказался слишком трудоемким

N+1
Поворот в сторону профессионалов: обучение в колледжах вновь востребовано Поворот в сторону профессионалов: обучение в колледжах вновь востребовано

Как будет развиваться среднее профессиональное образование в России

ФедералПресс
Со своим вкусом Со своим вкусом

Как придать уксусу или соли необычный вкус без особых усилий

Bones
Задержите дыхание! Ученые рассказали, почему запах после дождя опасен для жизни Задержите дыхание! Ученые рассказали, почему запах после дождя опасен для жизни

Знали ли вы, что вздох в дождливую погоду может оказаться последним?

ТехИнсайдер
Миры со звездами, где звезд две и больше двух Миры со звездами, где звезд две и больше двух

Двойных и тройных звезд гораздо больше, чем одиноких

Зеркало Мира
Люди из будущего Люди из будущего

Время не имеет над тайцами силы, ведь каждый продолжается в вечности

Вокруг света
«Всюду одно растление и разврат» «Всюду одно растление и разврат»

Андрей Платонов о том, как он не стал советским писателем

Weekend
Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность» Владимир Пахомов: «Любой язык – саморазвивающаяся сущность»

Беседуем с научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова

Зеркало Мира
«Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света» «Славянская нечисть. От природных духов и вредоносных сущностей до гостей с того света»

«Славянская нечисть»: чем опасна полудница

N+1
Айсен Николаев о векторе развития республики Саха: «Экономический рост должен улучшать жизнь людей» Айсен Николаев о векторе развития республики Саха: «Экономический рост должен улучшать жизнь людей»

Якутия поражает темпами социального и экономического развития

ФедералПресс
Бесчеловечный флот Америки Бесчеловечный флот Америки

Основные программы в области создания надводных роботизированных систем ВМС США

Обозрение армии и флота
Увидимся в среде Увидимся в среде

Какие идеи лежат в основе современной архитектурной политики мегаполисов

Правила жизни
Тетёрки: насукали и жуём Тетёрки: насукали и жуём

Приготовление весенних тетерок — это всегда импровизация

КАНТРИ Русская азбука
Рынок жилья охлаждается, но неохотно Рынок жилья охлаждается, но неохотно

Квартирный рынок входит в этап развития, связанный с отменой льготной ипотеки

Монокль
Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах Как готовят будущих «айтишников» в столичных школах

Как помочь будущему айтишнику найти свое призвание

Наука и техника
Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт

Каково это — быть способной создать новую жизнь, но ощущать себя несвободной?

Forbes
Диво дивное Диво дивное

Воронежская область — поля подсолнухов, меловые столбы и водная гладь Дона

Лиза
Эти рыбы должны создать красивые круги из песка, чтобы привлечь самок! Интересные факты Эти рыбы должны создать красивые круги из песка, чтобы привлечь самок! Интересные факты

Самцы японской рыбы-фугу принимают необычный вызов в брачный период

ТехИнсайдер
Открыть в приложении