Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты

Популярная механикаHi-Tech

Лыжники с небес

Текст: Олег Макаров

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты. Можно сказать, что пора расцвета лыжной авиации давно позади: полярные районы освоены, аэродромы с бетонными полосами построены. Но не все потеряно для этого типа шасси, а с ростом интереса к арктическим исследованиям в России у самолетов на лыжах появились новые перспективы.

Самым большим самолетом, когда-либо поставленным на лыжное шасси, можно, без сомнения, считать LC-130 – полярную модификацию всем известного американского военно-транспортного самолета С-130 Hercules. Разработанная в середине 1950-х машина имеет схожую размерность со своим почти ровесником – советским Ан-12. Те же четыре турбовинтовых двигателя, та же грузоподъемность – около 20 т. LC-130 приданы 109-му транспортному авиакрылу ВВС Национальной гвардии штата Нью-Йорк, а работают они на Национальный научный фонд США. Когда в северном полушарии лето, гиганты на лыжах обслуживают американскую станцию Summit в Гренландии. Когда лето наступает южнее экватора, самолеты нередко посещают Антарктиду, снабжая тамошних полярников.

Взлет с ракетами

Лыжи, разумеется, нужны там, где нет полос с прочным покрытием и колесное шасси просто увязнет в снегу с катастрофическими последствиями для летательного аппарата. Конечно, и в Антарктиду летают самолеты и с колесами, например наши Ил-76, которые в три раза тяжелее «Геркулеса», – для них готовилась крепкая снежно-ледовая полоса. Но возможность садиться и взлетать на лыжах значительно расширяет перечень маршрутов в краях белого безмолвия. И если наш Ил-76 не летает дальше прибрежной антарктической станции «Новолазаревская», то LC-130 посещает станции в глубине Антарктиды и даже совершал посадку на Южном полюсе. К сожалению, лыжная версия Ил-76 – это скорее из области фантастики.

LC-130 летает не только в Гренландии и не только в Антарктиде. Коль скоро функция этого среднего транспортника – возить полярникам грузы с Большой земли, у самолета должна быть возможность использовать для взлета и посадки аэродромы с твердым покрытием. Поэтому шасси его – комбинированное, колесно-лыжное. Когда под LC-130 обычная бетонная ВПП, лыжа сдвигается вверх по стойке, а внизу остается колесо. Если предстоит садиться на снежном аэродроме, лыжа опускается.

Посадка, а особенно взлет на лыжном шасси имеют свои особенности. Снег бывает хорошо укатанным, а может быть свежевыпавшим, рыхлым. В последнем случае разгоняться до взлетной скорости приходится дольше. Кроме того, иногда «снежные» взлеты происходят на приличной высоте (например, гренландская научная станция Summit, что в переводе значит «вершина», находится на высоте 3200 м), и воздух тут достаточно разрежен, поэтому двигатели теряют мощность. Иногда удается взлететь не с первого раза. Возможный выход номер один: строить очень длинную снежную ВПП. Так и поступили на станции Summit, накатав специальным снежным катком пятикилометровую полосу, которая по длине уступает лишь, наверное, ВПП базы Andrews в Калифорнии и аэродрома «Раменское» в Жуковском. Выход номер два: дополнительно помочь двигателям самолета разогнать его. Для этого LC-130 оснащены пакетом реактивных ускорителей, называемых JATO, что расшифровывается и переводится как «взлет с помощью реактивной тяги». Взлет полярного транспортника с бьющими из ускорителей струями фиолетового огня и тянущимся за самолетом мощным дымовым шлейфом являет собой впечатляющее зрелище.

На лыжах по грязище

История знает другой пример использования ускорителя в конструкции самолета на лыжах. В 1950-е в СССР был разработан фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-7 с турбореактивным двигателем. Ввиду того, что в прифронтовой полосе аэродрома с бетонной полосой может и не оказаться, конструкторам была поставлена задача создать модификацию этого боевого самолета, в которой имелась бы возможность замены колес основных (задних) стоек лыжами. На передней стойке для руления предлагалось оставить колесо. Для чего это все? Отнюдь не только для зимне-снежных условий, но и для взлета с грунтовых аэродромов, покрытых жижей в весенне-осеннюю распутицу. Конструкторы, конечно, понимали, что грязь – это не снег и не лед и скользить на ней на лыжах будет не так легко. Поэтому придумали решение: в момент скольжения по грунту под лыжу должна подаваться специальная смазка. А вдобавок, чтобы сократить время разбега, истребитель-бомбардировщик оснастили пороховым ускорителем СПРД-110. Лыжефицированные варианты самолета Су-7Б были действительно созданы, они прошли летные испытания и на грунтовых, и на снежных полосах,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На лице написано На лице написано

Алгоритмы распознавания лиц понемногу превращаются во всевидящее око

Популярная механика
Движение в радость: почему спорт дарит позитив Движение в радость: почему спорт дарит позитив

Вы замечали, что те, кто занимается спортом, энергичнее и бодрее тех, кто предпочитает ленивые вечера на диване? По идее, все должно быть наоборот: тренировки отнимают много сил, а блаженное ничегонеделание их восстанавливает. Но все не так просто. Что происходит с мозгом, когда мы тренируемся, и что делать, если спорт не в радость?

Psychologies
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
5 биографий успешных мужчин, у которых есть чему поучиться 5 биографий успешных мужчин, у которых есть чему поучиться

Это не сборники советов «Как заработать миллион» или «Стань счастливым за 21 день». Магии и готовых бизнес-рецептов на страницах этих книг тоже нет. Зато есть откровенные жизненные истории мужчин, не побоявшихся трудностей и осуществивших мечты вопреки обстоятельствам. Возможно, однажды и вам придется написать мемуары о своей выдающейся жизни. А пока читайте и берите пример.

Psychologies
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
Бросок к славе Бросок к славе

Иван Колесников сыграл легенду баскетбола Александра Белова в новой драме

Vogue
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Анекдот с бородой Анекдот с бородой

Джейсон Момоа спешит спасать мир в новом образе — супергероя Аквамена

Vogue
Полет бумеранга Полет бумеранга

Гибрид самолета, вертолета, конвертоплана и автожира

Популярная механика
Александр Носик: В школах нас не учат жизни — а жаль Александр Носик: В школах нас не учат жизни — а жаль

Александр Носик — о своем распавшемся браке и смысле жизни

Караван историй
Большая ракета Илона Маска Большая ракета Илона Маска

Сверхтяжелая ракета Big Falcon Rocket готовится вытеснить все прошлые разработки

Популярная механика
Измена стереотипам: 6 фактов об облике современницы возраста 45+ Измена стереотипам: 6 фактов об облике современницы возраста 45+

Как выглядит 45-летняя женщина, чего ждет от жизни и чем она вдохновляется

Forbes
Эльф из Санкт-Петербурга Эльф из Санкт-Петербурга

Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга

Популярная механика
По моему веленью По моему веленью

Наши мечты – не просто фантазии, а руководство к действию

Cosmopolitan
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Мистер Армани Мистер Армани

А есть ли счастье?

The Rake
Танго надежды: наперегонки с болезнью Танго надежды: наперегонки с болезнью

Танцевать на инвалидной коляске — это вызов. Вызов болезни, судьбе. Это решение, которое требует смелости. И Наталье Боровой ее не занимать. К тяжелому диагнозу можно отнестись по-разному. Кто-то ставит крест на прежней жизни и отдается во власть недуга. Кто-то старается принять болезнь, «договориться» с ней. Наталья видит в своем диагнозе хитрого соперника, с которым упрямо соревнуется уже несколько лет. Об отчаянной игре на опережение ее личная история.

Psychologies
Анна Плетнева. Мне пришлось от нее отказаться... Анна Плетнева. Мне пришлось от нее отказаться...

Месяц не могла прийти в себя, началась жуткая депрессия

Караван историй
Железный, марш! Железный, марш!

Триатлон Ironman, он же «Железный человек»

Maxim
Маргарита Симоньян: Высокие отношения Маргарита Симоньян: Высокие отношения

Однажды прочитала в "Фейсбуке": "Здравствуйте, Маргарита! Это Тигран Кеосаян"

Караван историй
Уильям Ламберти Уильям Ламберти

Итальянский шеф готовит запеченную баранью лопатку

Esquire
Наведем порядок! Наведем порядок!

Уборка обладает целительными свойствами

Psychologies
Это частная территория Это частная территория

Чем не стоит делиться с партнером

Cosmopolitan
Смешная девчонка Смешная девчонка

Сверхновая голливудская звезда Екатерина Самсонова

Vogue
Ультиматум Борнса Ультиматум Борнса

Американский певец Гарретт Борнс способен заворожить любую публику

Vogue
Татьяна Еремеева. Простая история Татьяна Еремеева. Простая история

История Татьяны Еремеевой об отношениях со Спартаком Мишулиным

Караван историй
Александры Ильины: старший и младший Александры Ильины: старший и младший

Отец и сын Ильины — о своих корнях, любимой профессии и крутых поворотах судьбы

Караван историй
Значение не меняется Значение не меняется

Группа Serebro — лучший герлз-бенд десятилетия

Glamour
Топ-5 лайфхаков перед сном Топ-5 лайфхаков перед сном

Следуя этим советам, ты можешь «навести красоту» еще с вечера

Лиза
Коллективное хозяйство Коллективное хозяйство

У «Куйбышевазот» нет контролирующего акционера, но есть главный

Forbes
Открыть в приложении