Гибрид самолета, вертолета, конвертоплана и автожира

Популярная механикаHi-Tech

Полет бумеранга

«В мире есть только два покупателя сверхтяжелых вертолетов, – говорит мне Томас Земан, генеральный директор компании Airbus Helicopters Vostok, – это правительства России и Соединенных Штатов, но у них есть собственные поставщики. Вот поэтому сверхтяжелых вертолетов мы и не делаем. Зато делаем любые другие».

Текст: Олег Макаров

0:00 /
745.075

Гостим в городе Мариньян. Этот небольшой населенный пункт в пригороде Марселя известен тем, что здесь расположен сильно загруженный международный аэропорт Марсель Прованс. А еще в Мариньяне находятся штаб-квартира и часть производственных мощностей крупнейшего в мире производителя винтокрылой техники Airbus Helicopters. Еще не так давно (с 1992 года) мы знали эту компанию как Eurocopter, но после тотального ребрендинга всей группы EADS под логотипом Airbus от знаменитого имени было решено отказаться. Компания выпускает вертолеты гражданского и военного назначения с максимальной взлетной массой до 12 т и является, в частности, создателем модели AS 350 Ecureuil. Это единственный в мире вертолет, который совершил посадку на вершине Эвереста.

Куда же без карбона?

Классическая «белка» (именно так переводится с французского слово ecureuil) – творение далекого уже 1974 года. Сейчас европейский производитель вертолетов смотрит в будущее на ближнюю и дальнюю перспективы. Ближнюю перспективу можно увидеть прямо сегодня. Белый блестящий корпус с нанесенной на него ливреей «карбон», темные тонированные стекла, хвостовой ротор Fenestron в кольцевом обтекателе. Это разрабатываемый сейчас вертолет среднего класса H160 – настоящий кладезь инноваций. Индексы эрбасовских вертолетов легко читаются: 100 – вертолет гражданского назначения, 6 – приблизительное значение максимальной взлетной массы в тоннах. Корпус этой машины полностью состоит из армированного карбона. Вслед за дальнемагистральным лайнером А350, построенным из композитных материалов, создатели Airbus внедряют полученный опыт в сферу вертолетостроения.

Помимо углепластикового фюзеляжа в H160 много всего интересного. Как известно, хвостовой ротор вертолета служит прежде всего для компенсации крутящего момента, действующего на корпус летательного аппарата при вращении несущего винта. В 1960-х годах французская компания Sud Aviation создала конструкцию Fenestron, что в переводе с окситанского языка означает «окошечко». Французские инженеры добавили ротору лопастей и заключили его в кольцевой канал, превратив в импеллер. У фенестрона есть свои достоинства и недостатки, но главными преимуществами является сниженный уровень шума и большая (по сравнению с открытым винтом) безопасность. Упомянутая выше компания Sud Aviation путем слияний стала в конце концов частью того, что мы сегодня называем Airbus Helicopters, так что хвостовой ротор в обтекателе наиболее активно применялся именно в европейских вертолетах. Правда, импеллеры можно увидеть на хвостах винтокрылых машин и других производителей, например на российском Ка-60. Но примечательно то, что установленный на H160 Fenestron расположен не строго вертикально, а имеет небольшой уклон – 12 градусов. Пропеллер направляет воздушную струю таким образом не только вбок, но и слегка вниз, создавая подъемную силу, которая дополнительно подпирает хвостовую балку и на 50 кг увеличивает полезную нагрузку машины. «Можно было бы наклонить и больше, – рассказывает специалист Airbus Helicopters, – и получить дополнительные килограммы полезной нагрузки, но испытания показали, что слишком сильный наклон фенестрона приводит к ухудшению управляемости, а на это мы пойти не могли».

Против звукового удара

Кроме того, в вертолете применена оригинальная конструкция хвостового стабилизатора. По сравнению с традиционными схемами стабилизатор как бы поделен пополам (два узких крылышка вместо одного широкого) и выполнен в виде закольцованного биплана. Верхние консоли затеняют нижние от воздушного потока, идущего от хвостового ротора. Такое решение улучшает аэродинамические характеристики вертолета при полете на низких скоростях и при зависании. Впервые в практике вертолетной индустрии конструкторы Airbus отказались от гидравлического привода шасси, отдав предпочтение электрическому актуатору, – это сделало машину, как заявляют представители компании, легче и безопаснее.

Сразу обращает на себя внимание необычная форма лопастей главного ротора: их законцовки загнуты и похожи на бумеранги. Такая конструкция позволяет набегающему воздуху обтекать концы лопастей, не создавая скачков уплотнения, по природе своей схожих с теми, что возникают при полете реактивных самолетов на сверхзвуке и порождают всем известный звуковой удар. «Благодаря этому решению, – объясняет специалист компании, – наш вертолет не звучит как вертолет. Мы избавились от резких хлопков при вращении винта и значительно снизили уровень и характер шума». А сами лопасти несущего винта, выполненные из стеклопластика и пены в качестве наполнителя, приводятся во вращение двумя турбовальными (газотурбинными) двигателями Arrano («орел» на языке басков) от компании Safran. Это совершенно новая силовая установка (мощность до 970 кВт), которая разрабатывалась одновременно с самим вертолетом и содержит в себе также немало инновационных решений. Можно, например, отметить, что в серийных двигателях будут использоваться детали, выполненные на 3D-принтере методом лазерного спекания.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Чипокалипсис сегодня Чипокалипсис сегодня

Компьютерное «железо» принесло тревожный сюрприз

Огонёк
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
Эффектная подача Эффектная подача

Создай за столом праздничное настроение!

Лиза
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Ставка на химию Ставка на химию

Новые лекарства стоят дорого, зато теперь можно эффективно лечить рак таблетками

Forbes
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Маршрут построен Маршрут построен

Свой сценарий дня Святого Валентина предлагает Флотилия «Рэдиссон Ройал»

OK!
Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения

Возможно, скоро мы сможем тренироваться, не вылезая из-под одеяла, прямо во сне

Популярная механика
Извлекла урок Извлекла урок

Дизайнер Женя Жданова оформила яркую квартиру для пары с двумя детьми

AD
Политическая география Тревора Паглена Политическая география Тревора Паглена

Жизнь в исполнении Паглена выглядит не слишком радостным киберпанком

Популярная механика
Квартира в Брюсселе Квартира в Брюсселе

Квартира в доме в стиле ар-деко

AD
Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
Если не я, то кто же? Если не я, то кто же?

Важно уметь оказать помощь, ведь это может спасти чью-то жизнь

Лиза
Межпланетная картография Межпланетная картография

Как реконструировать ключевые детали на поверхности далекой планеты

Популярная механика
«Футбол — вся моя жизнь!» «Футбол — вся моя жизнь!»

Массимо Каррера — главный футбольный ньюсмейкер

OK!
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
Регион Трентино – другая Италия Регион Трентино – другая Италия

Это уникальное место находится на северной границе Италии

Домашний Очаг
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Репутационные иски и риски Репутационные иски и риски

Репутация сегодня — товар, в котором заинтересована и власть

СНОБ
Главный дровосек планеты Главный дровосек планеты

Победы, поражения и скитания Джейсона Виньярда, короля топора и пилы

Популярная механика
Валерий Сюткин Валерий Сюткин

Он такой же, как его лирический герой – оптимист, пижон, весельчак и сибарит

Maxim
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика
Квартира под аренду в Артеме Квартира под аренду в Артеме

Квартира в новостройке в стиле лофт

AD
Разные гвозди Джона Бисби Разные гвозди Джона Бисби

Уверенной рукой художник сплетает самые разнообразные гвозди

Популярная механика
Мелкая дрожь Мелкая дрожь

Что и почему пугает подростка, а что – трехлетку?

Добрые советы
Нобелевская кухня Нобелевская кухня

Как с помощью скотча получить графен в домашних условиях

Популярная механика
Успешное старение: как россиянки переживают свой возраст во времена культа молодости Успешное старение: как россиянки переживают свой возраст во времена культа молодости

Как женщины справляются с опытом старения

Forbes
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Какие головные уборы выбрать, чтобы не выглядеть глупо Какие головные уборы выбрать, чтобы не выглядеть глупо

5 модных способов избежать простуды

Esquire
Открыть в приложении