Горное дело
Горы – это всегда нечто особенное. Для действий в этих трудных условиях военные и спасатели тренируют специальные отряды, инженеры разрабатывают технику, способную двигаться и работать в непростом горном ландшафте. Сотни тысяч людей каждый год отправляются в горы за своеобразным изнурительным отдыхом, а профессиональные альпинисты совершают все более опасные восхождения на самые грозные вершины.
Невзирая на появление современных инструментов и средств связи, несмотря на развитие спасательных служб, занятие это остается весьма опасным. Легендарные гималайские пики Аннапурна, Чогори (К2) и Нанга-Парбат забирают жизни каждого из 4–5 человек, которые посмеют бросить им вызов. А ведь есть еще люди, живущие в высокогорных поселках или временно работающие на высоте, помочь которым в случае беды бывает совсем не просто.
Первые попытки привлечь к горно-спасательным работам авиацию относятся еще к середине ХХ века: в 1946 году легкий немецкий «Шторьх» Fieseler Storch, а в 1952-м – опытный американский вертолет Hiller 360 участвовали в операциях в швейцарских Альпах на высотах около 1600 м. Сегодня специализированные авиационные службы спасения действуют во многих странах мира. Однако горы – это всегда нечто особенное, и стандартные летающие аппараты плохо приспособлены для полетов здесь.
Практический потолок малой авиации не позволяет эффективно работать на высотах больше 4000 м, тем более в сложных погодных условиях, то есть как раз там и тогда, когда это по-настоящему актуально. Непредсказуемый климат, мощные турбулентные потоки вблизи каменных стен заставляют даже самые современные беспилотники держаться подальше от склонов, в нескольких сотнях, а то и за тысячу метров, что не всегда позволяет вовремя заметить пострадавших и передать их координаты спасателям.