Трактор заедет в конкурентную нишу
Масштабный проект серийного производства тракторов средней мощности запускают во Владимире. Стартовая мощность завода рассчитана на 10% рынка, занятого сегодня иностранными производителями

На Соборной площади Владимира вот уже 65 лет стоит 22-метровая стела, у основания которой с трех сторон сидят величественные бронзовые фигуры: зодчий, взирающий на древние белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы; воин, устремленный взглядом к Золотым воротам, через которые владимирцы шли защищать родину в разные эпохи; и рабочий с моделью трактора на колене, обращенный в сторону бывшего Владимирского тракторного завода. Того самого легендарного завода, который начал работу в апреле 1945 года и к 1980-м вырос до промышленного гиганта, поставляющего тракторы по всему СССР и в 60 стран мира. В 1990-е годы завод, хоть и с трудом, пережил перестройку, а вот в 2000-е с очередными структурными изменениями не справился и в 2018 году был закрыт.
Жители Владимира молча горевали о завершении этого славного периода в истории города, ведь успех предприятия ковался усилиями нескольких поколений, и только бронзовый рабочий не отчаивался, ждал и смотрел в будущее с оптимизмом советского человека. И дождался. Когда монумент увидел предприниматель из Красноярска, владелец многопрофильных активов в сфере агробизнеса и председатель совета директоров ТД «Техноград» Сергей Матяш, размышлявший, стоит ли идти во Владимир с проектом производства тракторов, то его сомнения рассеялись: город, где трактор увековечили в памятнике, точно заинтересован в их производстве. А намерения у предпринимателя амбициозные: «приземлить» в России китайские тракторы с последующей глубокой локализацией — чтобы было что противопоставить практически тотальному импорту тракторов в среднем классе мощностей.
Стартовые инвестиции в новый завод «Владимирский трактор» составят 4,5 млрд рублей, а первые несколько сотен тракторов сойдут со сборочной линии и отправятся к покупателям уже в этом году. Что это будут за машины, как подбирается команда нового производства, почему китайские партнеры согласились поделиться технологиями с российской компанией — об этом Сергей Матяш рассказал «Моноклю».
— Сергей Викторович, как в поле вашего зрения вообще появился Владимир? От Красноярска это более трех тысяч километров.
— Все началось в прошлом году с нашего знакомства в Харбине с губернатором Владимирской области Александром Авдеевым. Во время визита Владимира Владимировича Путина в Китай правительственные делегации обсуждали возможные варианты реализации проекта по производству тракторов в разных регионах страны. И для меня в выборе региона большую роль сыграли желание и готовность губернатора Владимирской области участвовать в проекте. Александр Авдеев сказал мне, что сделает все, чтобы мы выбрали их территорию, поскольку для области это один из самых значимых проектов. На стадиях подготовки проекта и заключения с правительством РФ СПИКа (специального инвестиционного контракта между инвестором и государством. — «Монокль»), нацеленного именно на создание нового производства колесных тракторов, конкурентоспособного на мировом уровне, мы убедились, что нам действительно оказывают всевозможную поддержку. И первый заместитель губернатора Александр Ремига, и сам губернатор лично занимаются проектом. Конечно, мы посмотрели другие площадки, другие условия, которые предлагают регионы, но остановили свой выбор на Владимире. Немаловажную роль сыграла и возможность найма нужного персонала.
— Во Владимире сохранились тракторостроители?
— Для нас сейчас главная задача — собрать профессиональную команду, которая сможет возродить то, что, к сожалению, за годы было технологически упущено. Для машиностроительного завода нужны специалисты с опытом работы на аналогичном производстве, таких в стране сейчас немного по понятным причинам. Когда мы стали разговаривать с жителями Владимирской области, приглашать на работу конструкторов, инженеров, руководителей производства, увидели, что такие кадры здесь есть, и многие согласились принять участие в проекте. Это поколение людей, которые в конце 1990-х — начале 2000-х получили хорошее образование и только вышли работать на производство, как на их глазах машиностроение стало рушиться.
Комплектование штата происходит прямо сейчас, мне очень нравится команда, которая собирается. Ценно то, что для людей на первом месте стоит сам факт запуска завода. Во время собеседований они сразу же переходили к обсуждению технических вопросов, предлагали свои решения — что необходимо делать, какие этапы поочередно запускать, сколько усилий вложить. Многие из них смогли получить хороший опыт работы на других предприятиях страны, однако у них осталось желание вернуться в родной город и создать современное тракторное производство. К примеру, таким человеком является Борис Голев, который возглавил завод. Он выходец из Владимира, работал в компании «Ростсельмаш» в Ростове-наДону главным конструктором по машинам, запускал в производство современные модели, сотрудничал с университетами, имеет правительственные награды. Он опытный специалист, который теперь возвращается домой — строить тракторное производство. Так что мы, помимо возрождения завода, возвращаем умы во Владимирскую область.
— А что скажете о предложенной производственной площадке в городе, она подходит для нового завода?
— Завод расположился на новой площадке — в промтехнопарке «Столетов», на территории бывшего завода «Точмаш», она удобная, со всеми необходимыми коммуникациями для производственных мощностей, это позволит нам в короткие сроки реализовать первый этап. На нашем заводе мы планируем запустить полноценное производство с высокой долей локализации компонентов. Все начинается со сборки. Дальнейшее развитие предполагает переход на более сложные технологические переделы, лазерный раскрой, гибку, сварку, механическую обработку, окраску и другие специализированные технологии. И это мы запланировали внедрять постепенно, по годам, пошагово увеличивая степень локализации.
Сейчас оформляем и адаптируем готовые площади под первый этап — сборку, далее предусмотрено самостоятельное производство кабин и мостов для тракторов и затем приступим к изготовлению трансмиссий. Для первого этапа — сборки — существующих площадей достаточно, для последующих с нуля будем проектировать производственный комплекс. Мы создаем завод замкнутого цикла, поточное производство, чтобы держать на конкурентоспособном уровне стоимость трактора, — по такой же модели работают наши партнеры в Китае. Успешно, как мы видим.