Солнце вместо паруса
Председатель совета директоров компании «РОТЕК» Михаил Лифшиц относится к тому типу предпринимателей, которых можно назвать отечественными Илонами Масками. Успешный бизнес он сочетает с фантастическими увлечениями – например, разработкой самолета и катамарана на солнечных панелях для кругосветного путешествия. Мы решили начать разговор с катамарана.
Нынешний катамаран на солнечных панелях, который в следующем году отправится штурмовать Атлантику, уже второй подход Михаила к этой теме. А началась история очень давно, когда в Чувашии был построен завод «Хевел», производящий солнечные модули, и Михаил Лифшиц вошел в его совет директоров. Первая очередь завода рассчитывалась для тонкопленочной технологии швейцарской компании Oerlikon, которая к моменту окончания строительства была признана тупиковой. Проект спас собственный научно-технический центр в Санкт-Петербурге, разработавший новую технологию производства солнечных модулей на основе гетероперехода HJT, причем для освоения новой технологии даже не понадобилось менять основное оборудование завода. Более того: физический предел КПД солнечных панелей на тонких пленках оценивается в 15% (с реальным 12%), по отечественной же технологии он приближается к 30%. А реальный КПД солнечной ячейки производства «Хевел» составляет 23,5%. У новых ячеек выявилось интересное свойство – хорошая работа с рассеянным светом. Традиционные кристаллические ячейки прекрасно работают с прямым светом, но плохо – с наклоненным. Поэтому большинство систем поворачивают панели вслед за солнцем, как подсолнухи. А если поворачивать панели не надо, то это идеальное решение для крыш. «Я убежден, что ставить солнечный парк на землю нужно только тогда, когда крыши закончились, – поясняет Михаил Лифшиц. – Блокирование почвы, на которой можно выращивать еду, я считаю преступлением».
Первая попытка
В 2018 году друг Лифшица Федор Конюхов собрался на весельной лодке пересечь Тихий океан от Новой Зеландии до Южной Америки, обогнув мыс Горн. Несмотря на то что в качестве движителя использовались весла, на лодке было много электрооборудования: два типа спутниковых телефонов, несколько систем радиосвязи и навигации плюс система отопления, вмонтированная в пол каюты. Питалось все это хозяйство от солнечных панелей. Их тоже продублировали: половина системы работала на итальянских панелях, половина – на панелях от «Хевел». По результатам путешествия выяснилось, что итальянский монокремниевый модуль при нормальном освещении начинал вырабатывать электричество примерно в 11:00–11:30, а российский – в 6:00. Это хорошие новости. Были и плохие: после нескольких переворотов лодки некоторые модули расслоились и расползлись, потому что химия, которую применили