Догма скорости
Как устроен лучший в мире шоссейный велосипед
Итальянский PINARELLO DOGMA F10, возможно, лучший шоссейный велосипед на сегодняшний день: на нем в этом году были выиграны гонки «Тур де Франс», «Вуэльта Испании», на нем выступают российские профессионалы и любители велоспорта и триатлона. DOGMA – товар штучный: компания в основном производит велосипеды, собранные вручную. Ждать заказа приходится 3–6 месяцев. За год итальянская компания выпускает порядка 30 тыс. велосипедов, поэтому хватает не всем желающим. Чтобы почувствовать разницу между просто хорошим велосипедом и этим, мало сесть в седло. Нужно разогнаться до 35–40 км/ч. Тогда он проявит себя: мягко войдет в повороты, не подведет на самой длинной дистанции, выдержит самый крутой подъем и выиграет драгоценные секунды. О том, чем F10 так хорош, «ПМ» рассказал четырехкратный чемпион России по велогонкам Юрий Амельхин.
Разрезать воздуx
Юрий называет очертания DOGMA F10 сексуальными. Линии рамы плавные, углы сглаженные; все это резко отличает итальянскую модель, например, от немецкого Canyon Aeroad CF SLX (его использует в гонках российская команда «Катюша»), одной из самых прогрессивных моделей прошлого года, на которой еще недавно брались призы международных гонок. Прогресс в конструировании спортивных велосипедов шагает очень быстро.
Плавные линии рамы у F10 – это проверенное сотнями компьютерных симуляций решение. Вот, например, место, где в вилку устанавливается переднее колесо: скругленные «ушки» здесь нужны для того, чтобы отводить от колеса встречный воздух, уменьшая сопротивление на целых 20%. Особенно это важно в поворотах: кронштейны вилки (дропауты) – самые выступающие части велосипеда, на крутых виражах они могут ощутимо замедлить движение. Приплюснутая нижняя труба тоже нужна для улучшения аэродинамики: она позволяет спрятать бутылку с водой так, чтобы она не мешала воздуху обтекать раму. Форма подседельной трубы – это компромисс между регламентом и возможностями. Международный союз велосипедистов (UCI) запрещает делать трубы максимально обтекаемой формы с соотношением длины к ширине 8:1, ограничивая конструкторов параметром 3:1. При таком соотношении длин обходящие тело потоки неизбежно встречаются позади, создавая завихрения и увеличивая аэродинамическое сопротивление. Избежать этого конструкторам F10 удалось, сделав сечение трубы плоским с задней стороны.
Обуздать силу тяжести
Вся рама у F10 несимметричная: одна часть стоит от линии колес чуть дальше, чем другая. Это сделано для того, чтобы сбалансировать неравномерную нагрузку на педали с приводной и неприводной сторон.
Изогнутая форма перьев рамы и заднего треугольника тоже не каприз дизайнера, а дань необходимости. У велосипеда одна задача – ехать вперед. Только аэродинамики для этого недостаточно; нужно, чтобы конструкция позволяла превращать энергию ног велосипедиста в энергию движения вперед с минимальными потерями. Как раз для этого и нужны все замысловатые изгибы F10.