Павел Стародубцев: Без хорошего дизайна компания будет размазней
Экс-стратег студии Артемия Лебедева Павел Стародубцев рассказал «Снобу» о том, что такое хороший дизайн, как от него зависит семейное счастье и ментальное здоровье россиян, чем интересен визуальный код современной России и зачем дизайнеры хотят вернуть «рыбные четверги» по всей стране
Что такое хороший дизайн?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что такое дизайн. Как вы понимаете дизайн, чем он для вас является?
Сопровождением идеи, ее оформлением.
Это самое распространенное понимание дизайна. Многие думают, что он — только оформление, форма, визуал… Но это только внешнее проявление дизайна. Хотя дизайн — это вообще не про форму, ведь он может быть невидимым. Кому-то нужен дизайн сайта, кому-то — дизайн бутылки, кому-то — дизайн политической системы, редакционной политики или дорожного движения.
Поэтому я вас поправлю: дизайн — это не оформление, а способ организации чего угодно таким образом, чтобы оно работало с максимальной эффективностью и с минимальными издержками. В том числе — дизайн текстов, музыкальных произведений, смыслов, идей. Дизайн — это промышленный метод, а дизайнер — это в первую очередь инженер, который умеет концептуально мыслить, как художник. Могу дать и другое определение: дизайн — это принцип мышления для организации внутреннего и внешнего мира, для организации контента, чтобы это было контрастно и здорово.
Назовем отличия хорошего дизайна от плохого?
Первое правило хорошего дизайна — это композиция. Законы композиции должны помогать дизайну справляться с задачей заказчика. Второе правило хорошего дизайна — он является способом решить определенную проблему. Нарисовать картинку или баннер сможет любой, в дизайн очень низкий порог вхождения. А вот создать реальный метод решения какой-то проблемы, художественно оформив это решение, — это уже задача для хорошего дизайнера-профессионала. В чем-то он похож на стратега или логиста.
Хороший дизайн открывает тебе настоящего тебя. Дизайн — это «воплоти мне то, что я хочу». В автопромышленности, в устройстве городов, в воспитании детей… Все это — объекты дизайна. Столкнувшись с хорошим дизайном, заказчик или тот человек, для которого этот дизайн выполнялся, должен столкнуться со своими желаниями, с собой. Вернуться к самому себе. Ему должно стать от этого приятно. В плохом дизайне этого нет.
Вы пять лет работали с Артемием Лебедевым. Почему Лебедев хорош как дизайнер?
Мы вместе настраивали много систем коммуникаций, работали над брендингом компаний, над новыми бизнес-моделями, экономикой и мастер-планами городов, то есть над тем, как правильно создать среду для жизни. В общем, брались за фундаментальные темы, как и подобает хорошим дизайнерам — мы это выяснили выше. Артемий Лебедев очень насмотрен, его дизайнерский интеллект способен работать в автоматическом режиме и отличать годные идеи от плохих. У него очень богатый вкус. Настоящий Лебедев больше читает, молчит и думает, что-то создает руками, работает, а говорит он только для камер.