Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Беседовала Инна Фомина

Фото: Левон Мирзаханян

«Мы готовимся к первым кадрам с Вишневской, оператор уже вешает ей на кофту звуковую петличку. И тут входит Ростропович: «Я хочу поприсутствовать на съемке». Галина Павловна мягко возражает: «Нет, Слава, лучше без тебя». — «Ах так? Тогда сначала запишем интервью со мной, а ты подождешь. Уходи отсюда». И властным жестом указывает жене на дверь! Вишневская кротко встала и ушла», — вспоминает журналист Вадим Верник.

— Вадим, только что в свет вышла ваша новая книга — «Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Концерт для голоса и виолончели. Неформальный разговор»...

— Это воспоминания об одной незабываемой и очень важной для меня встрече с Мстиславом Леопольдовичем и Галиной Павловной в их парижской квартире в 1996 году — я снимал о них большой документальный фильм. Прошло почти тридцать лет, но я помню мельчайшие детали...

Галина Вишневская, Вадим Верник и Мстислав Ростропович в парижской квартире, 1996 год. Фото: из архива В. Верника

— А как вы познакомились с этой легендарной парой?

— Судьба постепенно, каким-то причудливым образом приближала меня к тем «орбитам», по которым развивалась жизнь Галины Павловны и Мстислава Леопольдовича. Например, мы с братом Игорем занимались в музыкальной школе № 1 имени Прокофьева (в ней преподавала наша мама). Будущие герои моей книги там не учились. Но именно в нашей школе в свое время установили скульптуру Вишневской из белоснежного мрамора работы Иулиана Рукавишникова (его сын Александр сделал монументальный памятник Галине Павловне, который стоит перед входом в Центр оперного пения ее имени в Москве). Когда я снимал фильм, решил уточнить, каким образом скульптуру Вишневской установили именно в этой школе. Но никто не мог мне ответить.

Вадим Верник на съемках документального фильма «Концерт для голоса и виолончели». На фоне Лионской оперы, 1996 год. Фото: А. Суровцева/из архива В. Верника

— Мистика?

— Да нет, совпадение, но для меня не случайное... Когда я был подростком, подруга мамы, зная, что обожаю театр и составляю альбомы с фото артистов и газетными вырезками, подарила мне пачку журналов «Театральная Москва» 70-х годов. Тогда имена Вишневской и Ростроповича произносились тихо. Ведь они уехали из страны, поэтому все, что было с ними связано, замалчивалось. А тут я увидел на обложке фото красивой женщины, снятой в профиль, с орлиным взглядом и величественной осанкой, недосягаемой и «нездешней». Это была Галина Вишневская в роли Аиды. Правда, фотография не сохранилась. Но в моем детском альбоме о Большом театре в разделе, посвященном солисту оперы Алексею Масленникову, есть две программки спектаклей с участием Вишневской — опер «Франческа да Римини» и «Фауст» (последнюю она особенно любила).

Когда Вишневская и Ростропович вернулись на родину, я уже делал первые шаги на телевидении. И тут (это был 1994 год) узнаю, что Галина Павловна дебютирует на драматической сцене — во МХАТе, в спектакле Вячеслава Долгачева «За зеркалом». Вишневская играла уже немолодую Екатерину II, юного любовника императрицы поручика Ланского — Сергей Шнырев, который только окончил Школу-студию МХАТ и пришел в театр, а злобную интриганку графиню Брюс — великолепная Татьяна Лаврова.

Я договорился со МХАТом (в котором теперь работаю заместителем директора по связям с общественностью — вот еще одно совпадение!) и снял репортаж для своей программы «Полнолуние», а потом сделал публикацию в журнале «Неделя». Тогда-то и увидел впервые Галину Павловну живьем...

Вишневская играла Екатерину бесхитростно и наивно, в этом были особая трогательность и некий шарм. Правда, когда на сцене появлялась Лаврова, чувствовалась разница актерской подготовки.

Галина Вишневская в Большом театре. Гала-концерт, посвященный 45-летию творческой деятельности, 1992 год. Все сборы от концерта были направлены в учрежденный ею пенсионный фонд ветеранов Большого театра. Фото: А. Сенцов/ТАСС

— Об этой постановке сохранилось мало информации...

— Да, хотя спектакль шел почти три года и постановка получилась интересной. Сцену поделили на две части: спальня императрицы, место ее встреч с поручиком, и комната за зеркалом, где Ланской проводил остальное время (Екатерина за пределы этого пространства любовника не выпускала). Галина Павловна в новом для себя амплуа драматической актрисы была деликатна, тактична, внимательна к замечаниям режиссера, не пыталась «давать примадонну».

В начале интервью я спросил у нее:

— Вы — сильная женщина с волевым характером. Не этим ли вас привлек образ Екатерины?

— Это преувеличение, не такая я уж я сильная, — отвечала Галина Павловна. — Екатерина невероятно привлекательна во всех проявлениях. Самое же главное, что этот спектакль — продолжение моей карьеры. Чувствовать себя снова дебютанткой не только волнующе, но и чрезвычайно приятно. Это для меня поиск нового качества, великое счастье! Оперную сцену я оставила совсем, а до этого пела 45 лет. Все, хватит. Я максималистка и не привыкла работать «немножко». И вот появилась возможность сыграть драматическую роль. Из Большого перенеслась прямо во МХАТ — красиво!

— Интервью с Вишневской получилось большим?

— Большим, но мы говорили не только о спектакле. Поэтому перед написанием книги о Вишневской и Ростроповиче я захотел узнать детали о работе над спектаклем у Сергея Шнырева и Ольги Росляковой, которая была помощником режиссера. Кстати, репетиции шли всего полтора месяца — уникальный случай для того времени...

«Обычно актеры на первой встрече с режиссером читают по листочкам, — вспоминал Сергей. — А Вишневская уже знала весь текст наизусть! Это меня поразило. И на мой взгляд (причем не только на мой, мы с Татьяной Евгеньевной Лавровой потом об этом говорили), это было ее лучшее исполнение! Потому что она тогда ничего не играла, ничего не изображала. Лаврова даже смеялась в некоторых сценах. А потом Галина Павловна начала интонационно раскрашивать слова, как бы выпевать их, и стала уходить какая-то легкость. Особенно это ощущалось, когда мы переместились на сцену.

Однажды на репетиции Галина Павловна забыла текст. Лаврова удивилась:

— А как же вы поете? В оперных партиях столько текста.

— Там совершенно другая техника, — ответила Вишневская. — Если попросите меня произнести текст из «Аиды», я не смогу. А как только заиграет музыка, все пропою...

На премьеру пришел Ростропович, и Вишневская нас познакомила за кулисами: «Слава, это Сережа — мой Саша Ланской». И тут Ростропович, глядя на меня, с улыбкой говорит: «А вам лучше бы выбрать женщину помоложе!» Они постоянно шутили, с иронией относились друг к другу. Я это наблюдал на гастролях — Мстислав Леопольдович не раз ездил вместе с нами...»

А Ольга Рослякова рассказала мне вот что: «По слухам, репетировать с Вишневской должно быть запредельно сложно. И на первую репетицию я шла как на бой. Но вот появляется милая женщина совсем из другого времени: в белом пуховом платке, элегантно надетом на зимнюю шляпку. Как будто она сошла с экрана, из старых фильмов пятидесятых.

На репетициях Галина Павловна всегда была одета во что-то темное, строгое, без украшений. И более тихого, спокойного, приветливого, очень внимательного человека в работе вообще не помню. И дисциплинированного! Она опоздала на репетицию только один раз.

Мы приехали на гастроли в Петербург. Утро, внутренний дворик БДТ. Жду Вишневскую, а ее нет. Вдруг появляется: «Простите! Но я вам объясню причину. Вчера после ужина мы вышли со Славой из «Астории» погулять. Он на Невском проспекте увидел бездомную собаку. И сказал: «Мы берем ее с собой!» Я твердила, что у меня утром репетиция, вечером спектакль, что я должна выспаться. Но Слава был неумолим: «Никуда не уйду, я должен взять собаку с собой». Причем это был не щенок, а уже взрослый пес — бездомный и грязный.

Слава принес собаку в гостиничный номер, и полночи мы ее мыли. А потом он говорит: «Надо сделать ей прививки и выписать паспорт, я ее заберу в Париж». И мы ночью поехали к ветеринару, потом покупали корм. Если хотите, можете сами все увидеть. Вон Слава с ней гуляет».

И я увидела, как Мстислав Леопольдович неспешно прохаживается с собачкой, помесью дворняжки с пуделем, и как он полностью поглощен этим существом. Мне неловко говорить, но Ростропович и этот пудель оказались похожи. Глаза у собаки печальные и внимательные, как и у ее нового хозяина. Это были два родных существа, одно целое! На следующий день я узнала от Вишневской продолжение истории. Она отговаривала мужа везти собаку в Париж. А он лежал на диване отвернувшись, в полной печали и говорил, что без пса никуда не поедет!»

— И что в итоге?

— Дали объявление на питерском телевидении, и от желающих забрать пса не было отбоя... Еще Рослякова вспомнила, как они ехали на гастроли и на вокзале ее провожали муж и маленькая дочь: «Я разрыдалась. Лаврова сказала Вишневской: «Галя, ты только посмотри, Ольга рыдает, расставаясь со своими близкими». Галина Павловна ответила: «Да что вы, Оля, я со своим мужем всю жизнь врозь, и ничего!»

Кстати, потом и мне Вишневская высказала подобную мысль: «Мы со Славой видимся не так уж часто. Я много гастролировала, он все время в разъездах. Может быть, поэтому наши чувства не притупились». Это было, когда в Париже я снимал ее и Ростроповича для телепрограммы «Субботний вечер со звездой», и фактически это был документальный фильм.

Галина Вишневская и Татьяна Лаврова в спектакле «За зеркалом», МХАТ имени Чехова, 1994 год. Фото: И. Александров/из архива В. Верника

— Легко было договариваться со звездами такого уровня об интервью?

— По-разному... В «Субботнем вечере со звездой» у меня побывали Майя Плисецкая, Юрий Башмет, Слава Полунин, Олег Табаков, Инна Чурикова, Пеле. С кем-то все складывалось легко. Например, с балериной Ниной Ананиашвили, примой-балериной Большого, мы тогда очень дружили.

А вот Ирина Роднина неохотно пошла на контакт. В то время она работала тренером в США. Мы много раз перезванивались, но Ирина все время говорила, что ей надо подумать, взвешивала ситуацию, сомневалась. Тогда она разошлась со вторым мужем и, видимо, боялась, что я как-то затрону эту ее личную историю.

Но я же хитрый. Всегда стараюсь в предварительном разговоре зацепить моменты, которые могут как-то заинтересовать героя будущего интервью. Вот и рассказал Ирине, когда впервые увидел ее живьем. Мы с Игорем учились в школе при заводе «Калибр» (в старших классах я даже проходил на этом предприятии практику в местной многотиражке). И Роднина, которая в тот момент была беременна сыном, вместе со своим тогдашним мужем Александром Зайцевым выступала в нашем актовом зале. Роднина в те годы была идолом. Дети толпами рвались к ней, и учителям пришлось от нас ее оборонять. А она сидела на сцене такая спокойная, умиротворенная.

— Роднина тоже вспомнила эту встречу?

— Конечно, нет! Но эти мои детские впечатления чуть-чуть утеплили ситуацию. Наконец мы полетели в Америку, в город Лейк-Эрроухед, расположенный в горах недалеко от Лос-Анджелеса, и сняли отличную историю. Пока шел монтаж, перезванивались с Ириной. А за неделю до показа, который должен был состояться в канун 8 Марта, Роднина позвонила и сказала:

— Не хочу, чтобы программа выходила в эфир.

Я был шокирован:

— Почему?!

— Не хочу, и все!

Пришлось искать замену. Программа с Родниной все-таки вышла — через год. После эфира Ирина позвонила и призналась, что передача ей очень понравилась. Однако у меня все равно остался некий осадок.

Легко работалось с Андреем Вознесенским. Только он неожиданно поставил условие, чтобы мы сняли в Ялте, как он летает на дельтаплане, — это была его идея фикс. Не буду рассказывать, как непросто мне было все организовать, но Вознесенский у нас летал! А на соседнем дельтаплане находился оператор с камерой, который все снимал и чуть не свалился оттуда.

Вадим Верник и Ирина Роднина, США, Лейк-Эрроухед. На съемках документального фильма о великой спортсменке, 1997 год. Фото: А. Суровцева/из архива В. Верника

— А как вам работалось с Вишневской и Ростроповичем?

— Начну с того, что сейчас подобные интервью организуются совершенно иначе. Всю предварительную работу теперь выполняют редакторы. Они договариваются обо всех деталях, а корреспондент приходит и берет интервью. Но я и тогда, и сейчас стараюсь все переговоры вести сам.

— Зачем?

— Потому что уже через такой предварительный разговор я не только налаживаю отношения, но и считываю психологический портрет героя, если не был знаком с ним раньше. А в случае с Ростроповичем мое личное участие в переговорах даже оказалось решающим моментом. Но обо всем по порядку...

Однажды я пришел в «Ленком» на спектакль «...Sorry», чтобы снять фрагменты для «Субботнего вечера», посвященного Инне Чуриковой. И в антракте за кулисами в полутьме столкнулся с известным продюсером Давидом Смелянским. Он спросил, как дела. И я с жаром рассказал о своем новом телепроекте — фильм про Чурикову был всего лишь вторым по счету. Вдруг Смелянский, который в то время устраивал концерты Ростроповича в России, говорит: «А что, если тебе сделать такой «Вечер» с Ростроповичем и Вишневской?» Конечно, я загорелся этой идеей.

А потом, если честно, забыл о нашем разговоре. Но Смелянский получил согласие Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны на интервью! Правда, когда я предложил провести съемки у героев в их парижской квартире, он сказал:

— Это невозможно! Журналисты из России у них дома еще ни разу не снимали!

А я тут же:

— Ну так мы будем первыми! В чем проблема?

— Почему вы хотели снимать их именно в Париже?

— В то время Ростропович и Вишневская уже часто приезжали в Россию, у них и во время вынужденной эмиграции в Москве оставалась квартира — в «композиторском» доме в Брюсовом переулке. Но тогда их воспринимали прежде всего как политических деятелей, героев на котурнах, которые будут вещать, как надо переустроить жизнь новой России. Смелянский видел, как принимают Ростроповича в разных городах России, и тоже это замечал: «Мстислава Леопольдовича ждут у нас как великого музыканта, но прежде всего как великого гражданина».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно» Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно»

Елена Скрынник о ее карьере, детях и о настоящем и будущем нашей страны

Караван историй
Добавьте изюминку Добавьте изюминку

Как быстро и бюджетно преобразить интерьер загородного дома

Добрые советы
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Формула мечты Формула мечты

Каким должен быть идеальный болид?

ТехИнсайдер
«Это жизни наших ребят» «Это жизни наших ребят»

Воспоминания Анатолия Черняева: Афганская война, январь 1989 года

Дилетант
Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки Гендиректор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин: «Байкал» будет сертифицирован в установленные сроки

С какими сложностями столкнулись при создании самолета ЛМС-901 «Байкал»

Ведомости
Когда спорт не на пользу Когда спорт не на пользу

Но излишнее рвение в спорте, особенно у начинающих, может обернуться проблемами

Лиза
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Сергей Степин. Без обид Сергей Степин. Без обид

Чтобы не потерять веру, убеждал себя: это опыт. Пусть неудачный, но опыт

Коллекция. Караван историй
Рыцарь карандаша и бумаги Рыцарь карандаша и бумаги

Профессиональный и межпоколенческий разговор двух архитекторов

Afternoon Seasons of life
Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике от Масленникова

Правила жизни
Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами

Почему запустить бренд обуви в России сложнее, чем локальную марку одежды?

Inc.
Только для тебя Только для тебя

Что такое индивидуальный подход в бьюти-индустрии?

Лиза
Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите

Как обнаружили кандидата в экзотичный по свойствам транснептуновый объект

N+1
Под облаками Под облаками

Как лучше обустроить мансарду в загородном доме?

КАНТРИ Русская азбука
Поговорим после Поговорим после

Как уйти от неприятного разговора и не чувствовать себя виноватой

Лиза
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты Острая тема: какие виды инъекций существуют в современной косметологии и что нужно знать об уколах красоты

Как сориентироваться в многообразии уколов красоты?

Правила жизни
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров Сложный стартап и звездный статус: почему Селены Гомес пока нет в списке миллиардеров

Бизнес-портфель Селены Гомес, главные активы и точки роста

Forbes
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара» Андрей Бершадский: «У профессионального управляющего нет хрустального шара»

Гендиректор УК «Первая» — о ситуации на российском фондовом рынке

РБК
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Дико эстетично Дико эстетично

В фокусе внимания — экодизайн из полевых цветов

КАНТРИ Русская азбука
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
Цветочный компас на участке Цветочный компас на участке

Идеи по выбору растений для всех сторон света

КАНТРИ Русская азбука
Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой

Из-за чего падает облачность в Антарктике?

N+1
Открыть в приложении