Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Беседовала Инна Фомина

Фото: Левон Мирзаханян

«Мы готовимся к первым кадрам с Вишневской, оператор уже вешает ей на кофту звуковую петличку. И тут входит Ростропович: «Я хочу поприсутствовать на съемке». Галина Павловна мягко возражает: «Нет, Слава, лучше без тебя». — «Ах так? Тогда сначала запишем интервью со мной, а ты подождешь. Уходи отсюда». И властным жестом указывает жене на дверь! Вишневская кротко встала и ушла», — вспоминает журналист Вадим Верник.

— Вадим, только что в свет вышла ваша новая книга — «Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Концерт для голоса и виолончели. Неформальный разговор»...

— Это воспоминания об одной незабываемой и очень важной для меня встрече с Мстиславом Леопольдовичем и Галиной Павловной в их парижской квартире в 1996 году — я снимал о них большой документальный фильм. Прошло почти тридцать лет, но я помню мельчайшие детали...

Галина Вишневская, Вадим Верник и Мстислав Ростропович в парижской квартире, 1996 год. Фото: из архива В. Верника

— А как вы познакомились с этой легендарной парой?

— Судьба постепенно, каким-то причудливым образом приближала меня к тем «орбитам», по которым развивалась жизнь Галины Павловны и Мстислава Леопольдовича. Например, мы с братом Игорем занимались в музыкальной школе № 1 имени Прокофьева (в ней преподавала наша мама). Будущие герои моей книги там не учились. Но именно в нашей школе в свое время установили скульптуру Вишневской из белоснежного мрамора работы Иулиана Рукавишникова (его сын Александр сделал монументальный памятник Галине Павловне, который стоит перед входом в Центр оперного пения ее имени в Москве). Когда я снимал фильм, решил уточнить, каким образом скульптуру Вишневской установили именно в этой школе. Но никто не мог мне ответить.

Вадим Верник на съемках документального фильма «Концерт для голоса и виолончели». На фоне Лионской оперы, 1996 год. Фото: А. Суровцева/из архива В. Верника

— Мистика?

— Да нет, совпадение, но для меня не случайное... Когда я был подростком, подруга мамы, зная, что обожаю театр и составляю альбомы с фото артистов и газетными вырезками, подарила мне пачку журналов «Театральная Москва» 70-х годов. Тогда имена Вишневской и Ростроповича произносились тихо. Ведь они уехали из страны, поэтому все, что было с ними связано, замалчивалось. А тут я увидел на обложке фото красивой женщины, снятой в профиль, с орлиным взглядом и величественной осанкой, недосягаемой и «нездешней». Это была Галина Вишневская в роли Аиды. Правда, фотография не сохранилась. Но в моем детском альбоме о Большом театре в разделе, посвященном солисту оперы Алексею Масленникову, есть две программки спектаклей с участием Вишневской — опер «Франческа да Римини» и «Фауст» (последнюю она особенно любила).

Когда Вишневская и Ростропович вернулись на родину, я уже делал первые шаги на телевидении. И тут (это был 1994 год) узнаю, что Галина Павловна дебютирует на драматической сцене — во МХАТе, в спектакле Вячеслава Долгачева «За зеркалом». Вишневская играла уже немолодую Екатерину II, юного любовника императрицы поручика Ланского — Сергей Шнырев, который только окончил Школу-студию МХАТ и пришел в театр, а злобную интриганку графиню Брюс — великолепная Татьяна Лаврова.

Я договорился со МХАТом (в котором теперь работаю заместителем директора по связям с общественностью — вот еще одно совпадение!) и снял репортаж для своей программы «Полнолуние», а потом сделал публикацию в журнале «Неделя». Тогда-то и увидел впервые Галину Павловну живьем...

Вишневская играла Екатерину бесхитростно и наивно, в этом были особая трогательность и некий шарм. Правда, когда на сцене появлялась Лаврова, чувствовалась разница актерской подготовки.

Галина Вишневская в Большом театре. Гала-концерт, посвященный 45-летию творческой деятельности, 1992 год. Все сборы от концерта были направлены в учрежденный ею пенсионный фонд ветеранов Большого театра. Фото: А. Сенцов/ТАСС

— Об этой постановке сохранилось мало информации...

— Да, хотя спектакль шел почти три года и постановка получилась интересной. Сцену поделили на две части: спальня императрицы, место ее встреч с поручиком, и комната за зеркалом, где Ланской проводил остальное время (Екатерина за пределы этого пространства любовника не выпускала). Галина Павловна в новом для себя амплуа драматической актрисы была деликатна, тактична, внимательна к замечаниям режиссера, не пыталась «давать примадонну».

В начале интервью я спросил у нее:

— Вы — сильная женщина с волевым характером. Не этим ли вас привлек образ Екатерины?

— Это преувеличение, не такая я уж я сильная, — отвечала Галина Павловна. — Екатерина невероятно привлекательна во всех проявлениях. Самое же главное, что этот спектакль — продолжение моей карьеры. Чувствовать себя снова дебютанткой не только волнующе, но и чрезвычайно приятно. Это для меня поиск нового качества, великое счастье! Оперную сцену я оставила совсем, а до этого пела 45 лет. Все, хватит. Я максималистка и не привыкла работать «немножко». И вот появилась возможность сыграть драматическую роль. Из Большого перенеслась прямо во МХАТ — красиво!

— Интервью с Вишневской получилось большим?

— Большим, но мы говорили не только о спектакле. Поэтому перед написанием книги о Вишневской и Ростроповиче я захотел узнать детали о работе над спектаклем у Сергея Шнырева и Ольги Росляковой, которая была помощником режиссера. Кстати, репетиции шли всего полтора месяца — уникальный случай для того времени...

«Обычно актеры на первой встрече с режиссером читают по листочкам, — вспоминал Сергей. — А Вишневская уже знала весь текст наизусть! Это меня поразило. И на мой взгляд (причем не только на мой, мы с Татьяной Евгеньевной Лавровой потом об этом говорили), это было ее лучшее исполнение! Потому что она тогда ничего не играла, ничего не изображала. Лаврова даже смеялась в некоторых сценах. А потом Галина Павловна начала интонационно раскрашивать слова, как бы выпевать их, и стала уходить какая-то легкость. Особенно это ощущалось, когда мы переместились на сцену.

Однажды на репетиции Галина Павловна забыла текст. Лаврова удивилась:

— А как же вы поете? В оперных партиях столько текста.

— Там совершенно другая техника, — ответила Вишневская. — Если попросите меня произнести текст из «Аиды», я не смогу. А как только заиграет музыка, все пропою...

На премьеру пришел Ростропович, и Вишневская нас познакомила за кулисами: «Слава, это Сережа — мой Саша Ланской». И тут Ростропович, глядя на меня, с улыбкой говорит: «А вам лучше бы выбрать женщину помоложе!» Они постоянно шутили, с иронией относились друг к другу. Я это наблюдал на гастролях — Мстислав Леопольдович не раз ездил вместе с нами...»

А Ольга Рослякова рассказала мне вот что: «По слухам, репетировать с Вишневской должно быть запредельно сложно. И на первую репетицию я шла как на бой. Но вот появляется милая женщина совсем из другого времени: в белом пуховом платке, элегантно надетом на зимнюю шляпку. Как будто она сошла с экрана, из старых фильмов пятидесятых.

На репетициях Галина Павловна всегда была одета во что-то темное, строгое, без украшений. И более тихого, спокойного, приветливого, очень внимательного человека в работе вообще не помню. И дисциплинированного! Она опоздала на репетицию только один раз.

Мы приехали на гастроли в Петербург. Утро, внутренний дворик БДТ. Жду Вишневскую, а ее нет. Вдруг появляется: «Простите! Но я вам объясню причину. Вчера после ужина мы вышли со Славой из «Астории» погулять. Он на Невском проспекте увидел бездомную собаку. И сказал: «Мы берем ее с собой!» Я твердила, что у меня утром репетиция, вечером спектакль, что я должна выспаться. Но Слава был неумолим: «Никуда не уйду, я должен взять собаку с собой». Причем это был не щенок, а уже взрослый пес — бездомный и грязный.

Слава принес собаку в гостиничный номер, и полночи мы ее мыли. А потом он говорит: «Надо сделать ей прививки и выписать паспорт, я ее заберу в Париж». И мы ночью поехали к ветеринару, потом покупали корм. Если хотите, можете сами все увидеть. Вон Слава с ней гуляет».

И я увидела, как Мстислав Леопольдович неспешно прохаживается с собачкой, помесью дворняжки с пуделем, и как он полностью поглощен этим существом. Мне неловко говорить, но Ростропович и этот пудель оказались похожи. Глаза у собаки печальные и внимательные, как и у ее нового хозяина. Это были два родных существа, одно целое! На следующий день я узнала от Вишневской продолжение истории. Она отговаривала мужа везти собаку в Париж. А он лежал на диване отвернувшись, в полной печали и говорил, что без пса никуда не поедет!»

— И что в итоге?

— Дали объявление на питерском телевидении, и от желающих забрать пса не было отбоя... Еще Рослякова вспомнила, как они ехали на гастроли и на вокзале ее провожали муж и маленькая дочь: «Я разрыдалась. Лаврова сказала Вишневской: «Галя, ты только посмотри, Ольга рыдает, расставаясь со своими близкими». Галина Павловна ответила: «Да что вы, Оля, я со своим мужем всю жизнь врозь, и ничего!»

Кстати, потом и мне Вишневская высказала подобную мысль: «Мы со Славой видимся не так уж часто. Я много гастролировала, он все время в разъездах. Может быть, поэтому наши чувства не притупились». Это было, когда в Париже я снимал ее и Ростроповича для телепрограммы «Субботний вечер со звездой», и фактически это был документальный фильм.

Галина Вишневская и Татьяна Лаврова в спектакле «За зеркалом», МХАТ имени Чехова, 1994 год. Фото: И. Александров/из архива В. Верника

— Легко было договариваться со звездами такого уровня об интервью?

— По-разному... В «Субботнем вечере со звездой» у меня побывали Майя Плисецкая, Юрий Башмет, Слава Полунин, Олег Табаков, Инна Чурикова, Пеле. С кем-то все складывалось легко. Например, с балериной Ниной Ананиашвили, примой-балериной Большого, мы тогда очень дружили.

А вот Ирина Роднина неохотно пошла на контакт. В то время она работала тренером в США. Мы много раз перезванивались, но Ирина все время говорила, что ей надо подумать, взвешивала ситуацию, сомневалась. Тогда она разошлась со вторым мужем и, видимо, боялась, что я как-то затрону эту ее личную историю.

Но я же хитрый. Всегда стараюсь в предварительном разговоре зацепить моменты, которые могут как-то заинтересовать героя будущего интервью. Вот и рассказал Ирине, когда впервые увидел ее живьем. Мы с Игорем учились в школе при заводе «Калибр» (в старших классах я даже проходил на этом предприятии практику в местной многотиражке). И Роднина, которая в тот момент была беременна сыном, вместе со своим тогдашним мужем Александром Зайцевым выступала в нашем актовом зале. Роднина в те годы была идолом. Дети толпами рвались к ней, и учителям пришлось от нас ее оборонять. А она сидела на сцене такая спокойная, умиротворенная.

— Роднина тоже вспомнила эту встречу?

— Конечно, нет! Но эти мои детские впечатления чуть-чуть утеплили ситуацию. Наконец мы полетели в Америку, в город Лейк-Эрроухед, расположенный в горах недалеко от Лос-Анджелеса, и сняли отличную историю. Пока шел монтаж, перезванивались с Ириной. А за неделю до показа, который должен был состояться в канун 8 Марта, Роднина позвонила и сказала:

— Не хочу, чтобы программа выходила в эфир.

Я был шокирован:

— Почему?!

— Не хочу, и все!

Пришлось искать замену. Программа с Родниной все-таки вышла — через год. После эфира Ирина позвонила и призналась, что передача ей очень понравилась. Однако у меня все равно остался некий осадок.

Легко работалось с Андреем Вознесенским. Только он неожиданно поставил условие, чтобы мы сняли в Ялте, как он летает на дельтаплане, — это была его идея фикс. Не буду рассказывать, как непросто мне было все организовать, но Вознесенский у нас летал! А на соседнем дельтаплане находился оператор с камерой, который все снимал и чуть не свалился оттуда.

Вадим Верник и Ирина Роднина, США, Лейк-Эрроухед. На съемках документального фильма о великой спортсменке, 1997 год. Фото: А. Суровцева/из архива В. Верника

— А как вам работалось с Вишневской и Ростроповичем?

— Начну с того, что сейчас подобные интервью организуются совершенно иначе. Всю предварительную работу теперь выполняют редакторы. Они договариваются обо всех деталях, а корреспондент приходит и берет интервью. Но я и тогда, и сейчас стараюсь все переговоры вести сам.

— Зачем?

— Потому что уже через такой предварительный разговор я не только налаживаю отношения, но и считываю психологический портрет героя, если не был знаком с ним раньше. А в случае с Ростроповичем мое личное участие в переговорах даже оказалось решающим моментом. Но обо всем по порядку...

Однажды я пришел в «Ленком» на спектакль «...Sorry», чтобы снять фрагменты для «Субботнего вечера», посвященного Инне Чуриковой. И в антракте за кулисами в полутьме столкнулся с известным продюсером Давидом Смелянским. Он спросил, как дела. И я с жаром рассказал о своем новом телепроекте — фильм про Чурикову был всего лишь вторым по счету. Вдруг Смелянский, который в то время устраивал концерты Ростроповича в России, говорит: «А что, если тебе сделать такой «Вечер» с Ростроповичем и Вишневской?» Конечно, я загорелся этой идеей.

А потом, если честно, забыл о нашем разговоре. Но Смелянский получил согласие Мстислава Леопольдовича и Галины Павловны на интервью! Правда, когда я предложил провести съемки у героев в их парижской квартире, он сказал:

— Это невозможно! Журналисты из России у них дома еще ни разу не снимали!

А я тут же:

— Ну так мы будем первыми! В чем проблема?

— Почему вы хотели снимать их именно в Париже?

— В то время Ростропович и Вишневская уже часто приезжали в Россию, у них и во время вынужденной эмиграции в Москве оставалась квартира — в «композиторском» доме в Брюсовом переулке. Но тогда их воспринимали прежде всего как политических деятелей, героев на котурнах, которые будут вещать, как надо переустроить жизнь новой России. Смелянский видел, как принимают Ростроповича в разных городах России, и тоже это замечал: «Мстислава Леопольдовича ждут у нас как великого музыканта, но прежде всего как великого гражданина».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Микаэл Таривердиев «И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице - это про него» Микаэл Таривердиев «И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице - это про него»

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом. Люблю нежней...» Звучал родной голос

Коллекция. Караван историй
Локализация такси: что останется от отрасли? Локализация такси: что останется от отрасли?

Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

Монокль
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Из разведчиков в «шпионы» Из разведчиков в «шпионы»

При сталинской диктатуре государство всегда с подозрением относилось к гражданам

Дилетант
Тарифная суматоха Трампа Тарифная суматоха Трампа

Координаты пространства конфликта, разгоревшегося в международной торговле

Монокль
Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историй
Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека

Пагубное воздействие частиц нанопластика еще больше усиливается

ТехИнсайдер
«Одноглазый орёл пустыни» «Одноглазый орёл пустыни»

Ловелас и «бог войны»: мифов вокруг личности Моше Даяна накопилось много

Дилетант
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend
Сага мужества и стойкости Сага мужества и стойкости

Четыре года схваток сплотили союзников сильнее, чем дипломатические трактаты

Монокль
А вокруг тишина А вокруг тишина

Как превратить путешествие в одиночку в успешную сессию самокоучинга

Новый очаг
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Вес на месте Вес на месте

Стратегии двигательной активности во имя сохранения лучшей формы

Afternoon Seasons of life
Число семьи Число семьи

Как узнать, насколько гармоничны отношениями между твоими близким

Лиза
Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль

По случаю открытия 78-го смотра — десятка лучших фильмов в истории Канн

Правила жизни
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Еда до востребования Еда до востребования

Прежде всего стоит определиться, чем и как начинять банки

КАНТРИ Русская азбука
Кто сказал «мама» Кто сказал «мама»

Как в разных странах мира называют родственников

Вокруг света
Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо» Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо»

Ирина Старшенбаум — о трудностях перевоплощения в инфантильного персонажа

Ведомости
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
От полицейских собак до «умных» хирургов От полицейских собак до «умных» хирургов

Как устроена мировая робототехника и какие модели стали хитами отрасли

РБК
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует

Можно ли вылечить аллергию на кошек? Теперь — да

ТехИнсайдер
Нереальная любовь Нереальная любовь

Как и почему «эмоциональные» чат-боты стали заменять настоящих партнеров

РБК
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Открыть в приложении