Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБККультура

Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Ансамбль «Толока» знает, как привлечь внимание к фольклору, убедиться в этом можно будет на предстоящих концертах. Как появилась идея ансамбля и как она воплотилась в жизнь, рассказывает его художественный руководитель Екатерина Ростовцева

Кристина Сарханянц

© пресс-служба

Современный ансамбль фольклорных исполнителей и профессиональных исследователей русской аутентичной музыки «Толóка» выпустил мини-альбом «Калинка-малинка» и в конце мая представит новую программу в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Казани. «Толока» сформировалась в 2022 году как экспериментальный проект продюсера Екатерины Ростовцевой и исследовательницы фольклорной музыки и преподавательницы Лизаветы Аньшиной. Со временем он эволюционировал в полноценный независимый ансамбль, объединяющий исполнителей из разных уголков России и через экспедиции, записи и концерты переосмысляющий традиционные песни русских деревень.

О зарождении «Толоки»

«Толока» возникла в 2022 году. Я тогда вернулась [в Россию] из Австрии, где много лет занималась в основном академической музыкой, например, продюсировала проекты Алексея Ретинского с Теодором Курентзисом и musicAeterna. При этом я всегда интересовалась фольклором и работала с разными музыкантами, прекрасно знала современные ансамбли, работающие с традицией, из разных уголков Европы — хоть албанцев, хоть болгар… Но была поражена, что ничего в подобном ключе особо не знала в России, хотя я и моя семья — русские. Уже в России я познакомилась с выдающейся исполнительницей Тиной Кузнецовой, и она посоветовала мне сходить на занятие к Лизавете Аньшиной. Она окончила кафедру этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, причем она не только замечательный и глубокий исследователь, но прежде всего блестящая исполнительница, а педагогическая практика идет как бы параллельно. И вот я сразу разглядела в ней этот потенциал, что она больше, чем просто педагог, и поняла, что ее амбиции и возможности гораздо шире. Лиза мечтала о своем ансамбле, а я предложила ей реализовать эту мечту и организовать свой собственный коллектив. Лиза согласилась.

Поначалу мы, как и многие, решили собрать коллектив из знакомых исполнителей: отобрали тех, кто хотел бы попробовать или мог поучаствовать и сделали в январе 2023-го первый пробный проект — «Рождественский вертеп» в «Севкабель Порту». Это был совсем маленький состав — четыре человека, кукольный ящик и 12 кукол, аутентичные костюмы и декорации. Получилось такое фактически семейное музыкально-театральное представление. Наш «Вертеп» шел несколько вечеров подряд, и на каждый мгновенно заканчивались билеты: я поняла, что мы попали в какой-то очень тонкий глубокий запрос на некую альтернативу мейнстриму.

После этого некоторое время мы существовали в проектном режиме, назовем это так. Например, сделали летом 2023-го программу musicAeterna folk в Доме радио. Под этот проект уже расширили состав до семи-восьми человек, провели кастинг, к нам приехали исполнители из Твери, Сургута, Москвы, позже переехала исполнительница даже с Ямала. Проект musicAeterna folk завершился, а желание продолжать осталось, и так мы начали свой самостоятельный путь как независимый ансамбль.

© пресс-служба

Об истоках самобытности проекта

Обычно коллективы, подобные нашему, в России прикреплены к образовательным учреждениям или другим институциям, что создает определенные рамки. Мы же сейчас абсолютно независимы, и это большая свобода и ответственность одновременно: мы занимаемся исследовательской работой так, как считаем нужным, ездим в экспедиции, куда сами решим и можем резко сорваться ради материала, транслируем то, что делаем, в определенном формате. И одновременно за все эти прелести жизни отвечаем тоже сами.

К тому же в «Толоке» собраны, не побоюсь сказать, лучшие исполнители, и мы постоянно хантим к себе кого-то нового, если находим талантливых ребят, особенно мужчин-исполнителей — их просто нет. То есть мы пытаемся создать некую базу и пример, как должна звучать народная музыка, как поднимать ее на высочайший уровень в плане что звучания, что продюсирования, презентации слушателю, чтобы заинтересовать его. Здесь мне, конечно, сильно помогает опыт в продюсировании академической музыки и театральных постановок в Европе.

Мы отталкивались от музыкального материала, от идеи просто создать коллектив и петь, и поначалу даже не думали о собственной идентичности. И только спустя где-то полтора года мы пришли, например, к тому, что если раньше мы использовали традиционные костюмы, специально сотрудничали с дизайнерами, то сейчас выступаем в привычной нам одежде. Ведь когда тебе 19–20 лет, тебе не нужен вообще никакой костюм, а вся эта сценическая история с кокошниками и сарафанами — ну, она не то что неуместна, а просто никакого отношения к нам не имеет, это не про нас. Для нас более органично, честнее, если мы выглядим так, как мы и живем. И то же самое происходит у «Толоки» в коммуникации, скажем в социальных сетях: мы общаемся с нашим слушателем так, как общаемся и мы между собой — открыто и просто. Ведь мы сами, в отличие от наших бабушек и дедушек, — уже городские жители и хотим представлять голос городских жителей, которые любят свою корневую культуру. Нет, они не собираются переезжать в деревню, но нежно любят ее и хотят исследовать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Давай, до свидания! Давай, до свидания!

Как действовать на даче ближе к зиме?

КАНТРИ Русская азбука
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
Семь чудес одной страны Семь чудес одной страны

Где найти в России самые инопланетные пейзажи?

Вокруг света
Рай в миниатюре Рай в миниатюре

5 шагов к экосаду: ключевые правила и запреты

КАНТРИ Русская азбука
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Проблемы по календарю Проблемы по календарю

Как справиться с предменструальным синдромом и какие у него симптомы

Лиза
Cтенка на стенку Cтенка на стенку

Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизни
6 самых безумных предметов, которые когда-либо крали 6 самых безумных предметов, которые когда-либо крали

Некоторые из самых странных вещей, которые когда-либо были украдены

ТехИнсайдер
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
Бюджет: проблемы явные и скрытые Бюджет: проблемы явные и скрытые

В значительной мере в росте дефицита бюджета виноват ЦБ

Монокль
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
По пушкинским местам По пушкинским местам

Если бы во времена Пушкина были соцсети, какие места он бы советовал посетить?

Лиза
Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется

На каких направлениях сосредоточился ВЦИОМ и что станет с опросами населения

Ведомости
Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии

Можно ли нарастить производство полимеров и не навредить экологии?

РБК
Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом» Галина Киндинова: «Жизненная сила била из них ключом»

Мы были окружены почти родительскими заботой и вниманием

Коллекция. Караван историй
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря Американские врачи выполнили первую в мире пересадку мочевого пузыря

Хирурги впервые в мире пересадили пациенту мочевой пузырь от мертвого донора

N+1
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Астрономы заметили в космосе таинственную идеальную сферу Астрономы заметили в космосе таинственную идеальную сферу

Объект Телиос: совершенная сфера неизвестного происхождения

ТехИнсайдер
Узнать за 60 секунд Узнать за 60 секунд

Почему мы стремимся ускорить все процессы и как это влияет на наш мозг

Men Today
Открыть в приложении